Профессиональная зрелость педагога
методическая разработка по теме

Панина Лариса Федоровна

"Важно, чтобы педагог был самым прекрасным человеком, потому, что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога............. А. В. Луначарский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

             на тему:  «Профессиональная зрелость педагога»


Содержание

1 глава. Личность и профессиональная деятельность учителя…………………

       1.1. Личность учителя…………………………………………………….…3

       1.2. Успех профессиональной деятельности учителя……………………..4

2 глава. Профессиональная деятельность педагога……………………………..

       2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя……………………….6

1глава.  Личность в профессиональной деятельности учителя

1.1. Личность учителя.

        А. В. Луначарский сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. "Для нас важно, - подчеркивал он, -  чтобы педагог был самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал."[1]

Каким требованиям должна удовлетворять личность учителя?

Наиболее полно целостность, внутренний и внешний потенциал личности учителя характеризует ее позиция. Она определяется внутренним убеждением человека в общественной или личной ценности профессионального поведения и деятельности. Стержнем духовной сущности и социальной позиции личности советского учителя являются психология и морали, общественно-политическая активность и гражданская ответственность.

В системе ценностных ориентаций личности учителя важную роль играет ее профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает:

интерес и любовь к детям; увлеченность педагогической работой; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение; организаторские способности; справедливость; общительность; требовательность, настойчивость; целеустремленность; уравновешенное выдержку; самооценку; профессиональную работоспособность; духовные, прежде всего познавательные, потребности и интерес интеллектуальную активность; чувство нового; готовность к педагогическому самообразованию.

1.2. Успех профессиональной деятельности учителя.

Успех профессиональной деятельности учителя во многом с висит от педагогических способностей.

Исходным и первоначальным компонентом способностей являются задатки. Последние представляют собой совокупность анатомо-физиологических характеристик, черты типа высшей нервной деятельности. Задатки определяют, но не предопределяют однозначно способности. Способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида, они формируются в процессе его воспитания. Педагогические способности служат предпосылкой успешной работы на учительском поприще.

Педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Это обусловлено тем, что учителю необходимо обладать большой работоспособностью; выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего врем ни высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстр восстанавливать силы; быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью изложения мысли, ровностью в динамике чувств; обладать высоким темпо выполнения работы, приступать к решению поставленных зада «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быть способным к экспромту и проведению (в случаи необходимости) занятий без предварительной подготовки; быстр привыкать к новой обстановке; устанавливать контакты.

Достаточно широко распространено мнение, согласно котором успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.

В Уставе средней общеобразовательной школы сказано, что основными обязанностями учителя являются: вооружение учащихся прочными знаниями основных наук; развитие познавательных интересов и способностей учащихся; забота об охране здоровья учащихся; изучение их индивидуальных особенностей, условий жизни; поддержание связи с родителями или лицами, их заменяющими, и общественностью; пропаганда педагогических знаний; систематическое повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. Учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание. Он призван показывать пример в труде, в быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития.

Кроме того, учитель - классный руководитель ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями, организацией воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса; добивается единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи, поддерживает постоянную связь с родителями, с руководителями групп продленного дня, с советами содействия семье и школе на предприятиях и в организациях; организует в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся; ведет установленную документацию по классу, представляет руководству школы сведения об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся, следит за состоянием их дневников; проводит мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся, организует их общественно полезный труд.

Из Устава видно, насколько велик круг профессиональных обязанностей и диапазон действий учителя, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен в системе педагогического образования.

Учитель призван управлять обучением, развитием и воспитанием формирующейся личности школьников. А чтобы управлять, писал В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» Отсюда фундаментальное требование к учителю — достаточно широкое и активное знание специальных и психолого-педагогических дисциплин.

2глава  Профессиональная зрелость педагога

2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя.

Решающим признаком профессиональной зрелости учителя является высокий уровень психолого-педагогической подготовки, которая предусматривает: знание методологических основ и категорий советской педагогики; знание закономерностей развития и социального формирования личности; понимание сущности, цели, задач, форм и методов коммунистического воспитания; знание основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического развития детей, подростков и юношей; знание теоретических и естественнонаучных основ и средств гигиенического воспитания учащихся; знание закономерностей психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах.

Учитель должен профессионально владеть общепедагогическими умениями:

анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;

выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся; проектировать развитие личности и коллектива; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся;

выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;

планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;

обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы;

 предвидеть характер ответных реакций учащихся на запланированную систему педагогических воздействий;

отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности учащихся;

различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания;

творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока;

выявлять и приводить в движение потенциальные педагогические возможности различных видов деятельности учащихся;

педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания;

спланировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;

педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания;

управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся;

определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях;

мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;

учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи;

быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия;

находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителями и учителями; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах;

располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним;

обеспечивать адаптацию к внешним влияниям или их нейтрализацию;

ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях;

регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников, ликвидировать возникающие локальные конфликты, утверждать в среде учащихся отношения дружбы и товарищества;

осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять ее направление и характер в случае необходимости;

анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью;

выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы;

определять сферу эффективности применения методов обучения и воспитания;

анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;

анализировать и обобщать опыт своей работы; анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы;

соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие

мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;

выдвигать и обосновывать на основе анализа достигнутых результатов очередные педагогические задачи.

Таким образом, педагогическая зрелость предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя. Эти требования являются общими для педагогической профессии, но по отношению к учителю начальных классов должны быть подчеркнуты особо


[1] Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1999, с. 31.



Предварительный просмотр:

                       МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

             на тему:  «Профессиональная зрелость педагога»


Содержание

1 глава. Личность и профессиональная деятельность учителя…………………

       1.1. Личность учителя…………………………………………………….…3

       1.2. Успех профессиональной деятельности учителя……………………..4

2 глава. Профессиональная деятельность педагога……………………………..

       2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя……………………….6

1глава.  Личность в профессиональной деятельности учителя

1.1. Личность учителя.

        А. В. Луначарский сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. "Для нас важно, - подчеркивал он, -  чтобы педагог был самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал."[1]

Каким требованиям должна удовлетворять личность учителя?

Наиболее полно целостность, внутренний и внешний потенциал личности учителя характеризует ее позиция. Она определяется внутренним убеждением человека в общественной или личной ценности профессионального поведения и деятельности. Стержнем духовной сущности и социальной позиции личности советского учителя являются психология и морали, общественно-политическая активность и гражданская ответственность.

В системе ценностных ориентаций личности учителя важную роль играет ее профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает:

интерес и любовь к детям; увлеченность педагогической работой; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение; организаторские способности; справедливость; общительность; требовательность, настойчивость; целеустремленность; уравновешенное выдержку; самооценку; профессиональную работоспособность; духовные, прежде всего познавательные, потребности и интерес интеллектуальную активность; чувство нового; готовность к педагогическому самообразованию.

1.2. Успех профессиональной деятельности учителя.

Успех профессиональной деятельности учителя во многом с висит от педагогических способностей.

Исходным и первоначальным компонентом способностей являются задатки. Последние представляют собой совокупность анатомо-физиологических характеристик, черты типа высшей нервной деятельности. Задатки определяют, но не предопределяют однозначно способности. Способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида, они формируются в процессе его воспитания. Педагогические способности служат предпосылкой успешной работы на учительском поприще.

Педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Это обусловлено тем, что учителю необходимо обладать большой работоспособностью; выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего врем ни высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстр восстанавливать силы; быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью изложения мысли, ровностью в динамике чувств; обладать высоким темпо выполнения работы, приступать к решению поставленных зада «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быть способным к экспромту и проведению (в случаи необходимости) занятий без предварительной подготовки; быстр привыкать к новой обстановке; устанавливать контакты.

Достаточно широко распространено мнение, согласно котором успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.

В Уставе средней общеобразовательной школы сказано, что основными обязанностями учителя являются: вооружение учащихся прочными знаниями основных наук; развитие познавательных интересов и способностей учащихся; забота об охране здоровья учащихся; изучение их индивидуальных особенностей, условий жизни; поддержание связи с родителями или лицами, их заменяющими, и общественностью; пропаганда педагогических знаний; систематическое повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. Учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание. Он призван показывать пример в труде, в быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития.

Кроме того, учитель - классный руководитель ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями, организацией воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса; добивается единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи, поддерживает постоянную связь с родителями, с руководителями групп продленного дня, с советами содействия семье и школе на предприятиях и в организациях; организует в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся; ведет установленную документацию по классу, представляет руководству школы сведения об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся, следит за состоянием их дневников; проводит мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся, организует их общественно полезный труд.

Из Устава видно, насколько велик круг профессиональных обязанностей и диапазон действий учителя, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен в системе педагогического образования.

Учитель призван управлять обучением, развитием и воспитанием формирующейся личности школьников. А чтобы управлять, писал В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» Отсюда фундаментальное требование к учителю — достаточно широкое и активное знание специальных и психолого-педагогических дисциплин.

2глава  Профессиональная зрелость педагога

2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя.

Решающим признаком профессиональной зрелости учителя является высокий уровень психолого-педагогической подготовки, которая предусматривает: знание методологических основ и категорий советской педагогики; знание закономерностей развития и социального формирования личности; понимание сущности, цели, задач, форм и методов коммунистического воспитания; знание основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического развития детей, подростков и юношей; знание теоретических и естественнонаучных основ и средств гигиенического воспитания учащихся; знание закономерностей психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах.

Учитель должен профессионально владеть общепедагогическими умениями:

анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;

выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся; проектировать развитие личности и коллектива; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся;

выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;

планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;

обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы;

 предвидеть характер ответных реакций учащихся на запланированную систему педагогических воздействий;

отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности учащихся;

различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания;

творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока;

выявлять и приводить в движение потенциальные педагогические возможности различных видов деятельности учащихся;

педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания;

спланировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;

педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания;

управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся;

определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях;

мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;

учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи;

быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия;

находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителями и учителями; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах;

располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним;

обеспечивать адаптацию к внешним влияниям или их нейтрализацию;

ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях;

регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников, ликвидировать возникающие локальные конфликты, утверждать в среде учащихся отношения дружбы и товарищества;

осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять ее направление и характер в случае необходимости;

анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью;

выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы;

определять сферу эффективности применения методов обучения и воспитания;

анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;

анализировать и обобщать опыт своей работы; анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы;

соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие

мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;

выдвигать и обосновывать на основе анализа достигнутых результатов очередные педагогические задачи.

Таким образом, педагогическая зрелость предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя. Эти требования являются общими для педагогической профессии, но по отношению к учителю начальных классов должны быть подчеркнуты особо


[1] Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1999, с. 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

Профессиональная зрелость

Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии. Задачи:• проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что члены группы не до конца поняли;• особо у...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...