Профессиональная зрелость педагога
методическая разработка по теме
"Важно, чтобы педагог был самым прекрасным человеком, потому, что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога............. А. В. Луначарский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Профессиональная зрелость педагога»
Содержание
1 глава. Личность и профессиональная деятельность учителя…………………
1.1. Личность учителя…………………………………………………….…3
1.2. Успех профессиональной деятельности учителя……………………..4
2 глава. Профессиональная деятельность педагога……………………………..
2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя……………………….6
1глава. Личность в профессиональной деятельности учителя
1.1. Личность учителя.
А. В. Луначарский сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. "Для нас важно, - подчеркивал он, - чтобы педагог был самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал."[1]
Каким требованиям должна удовлетворять личность учителя?
Наиболее полно целостность, внутренний и внешний потенциал личности учителя характеризует ее позиция. Она определяется внутренним убеждением человека в общественной или личной ценности профессионального поведения и деятельности. Стержнем духовной сущности и социальной позиции личности советского учителя являются психология и морали, общественно-политическая активность и гражданская ответственность.
В системе ценностных ориентаций личности учителя важную роль играет ее профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает:
интерес и любовь к детям; увлеченность педагогической работой; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение; организаторские способности; справедливость; общительность; требовательность, настойчивость; целеустремленность; уравновешенное выдержку; самооценку; профессиональную работоспособность; духовные, прежде всего познавательные, потребности и интерес интеллектуальную активность; чувство нового; готовность к педагогическому самообразованию.
1.2. Успех профессиональной деятельности учителя.
Успех профессиональной деятельности учителя во многом с висит от педагогических способностей.
Исходным и первоначальным компонентом способностей являются задатки. Последние представляют собой совокупность анатомо-физиологических характеристик, черты типа высшей нервной деятельности. Задатки определяют, но не предопределяют однозначно способности. Способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида, они формируются в процессе его воспитания. Педагогические способности служат предпосылкой успешной работы на учительском поприще.
Педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Это обусловлено тем, что учителю необходимо обладать большой работоспособностью; выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего врем ни высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстр восстанавливать силы; быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью изложения мысли, ровностью в динамике чувств; обладать высоким темпо выполнения работы, приступать к решению поставленных зада «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быть способным к экспромту и проведению (в случаи необходимости) занятий без предварительной подготовки; быстр привыкать к новой обстановке; устанавливать контакты.
Достаточно широко распространено мнение, согласно котором успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.
В Уставе средней общеобразовательной школы сказано, что основными обязанностями учителя являются: вооружение учащихся прочными знаниями основных наук; развитие познавательных интересов и способностей учащихся; забота об охране здоровья учащихся; изучение их индивидуальных особенностей, условий жизни; поддержание связи с родителями или лицами, их заменяющими, и общественностью; пропаганда педагогических знаний; систематическое повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. Учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание. Он призван показывать пример в труде, в быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития.
Кроме того, учитель - классный руководитель ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями, организацией воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса; добивается единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи, поддерживает постоянную связь с родителями, с руководителями групп продленного дня, с советами содействия семье и школе на предприятиях и в организациях; организует в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся; ведет установленную документацию по классу, представляет руководству школы сведения об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся, следит за состоянием их дневников; проводит мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся, организует их общественно полезный труд.
Из Устава видно, насколько велик круг профессиональных обязанностей и диапазон действий учителя, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен в системе педагогического образования.
Учитель призван управлять обучением, развитием и воспитанием формирующейся личности школьников. А чтобы управлять, писал В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» Отсюда фундаментальное требование к учителю — достаточно широкое и активное знание специальных и психолого-педагогических дисциплин.
2глава Профессиональная зрелость педагога
2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя.
Решающим признаком профессиональной зрелости учителя является высокий уровень психолого-педагогической подготовки, которая предусматривает: знание методологических основ и категорий советской педагогики; знание закономерностей развития и социального формирования личности; понимание сущности, цели, задач, форм и методов коммунистического воспитания; знание основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического развития детей, подростков и юношей; знание теоретических и естественнонаучных основ и средств гигиенического воспитания учащихся; знание закономерностей психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах.
Учитель должен профессионально владеть общепедагогическими умениями:
анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;
выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся; проектировать развитие личности и коллектива; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся;
выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;
планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;
обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы;
предвидеть характер ответных реакций учащихся на запланированную систему педагогических воздействий;
отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности учащихся;
различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания;
творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока;
выявлять и приводить в движение потенциальные педагогические возможности различных видов деятельности учащихся;
педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания;
спланировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;
педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания;
управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся;
определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях;
мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;
учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи;
быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия;
находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителями и учителями; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах;
располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним;
обеспечивать адаптацию к внешним влияниям или их нейтрализацию;
ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях;
регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников, ликвидировать возникающие локальные конфликты, утверждать в среде учащихся отношения дружбы и товарищества;
осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять ее направление и характер в случае необходимости;
анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью;
выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы;
определять сферу эффективности применения методов обучения и воспитания;
анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;
анализировать и обобщать опыт своей работы; анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы;
соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие
мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;
выдвигать и обосновывать на основе анализа достигнутых результатов очередные педагогические задачи.
Таким образом, педагогическая зрелость предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя. Эти требования являются общими для педагогической профессии, но по отношению к учителю начальных классов должны быть подчеркнуты особо
[1] Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1999, с. 31.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему: «Профессиональная зрелость педагога»
Содержание
1 глава. Личность и профессиональная деятельность учителя…………………
1.1. Личность учителя…………………………………………………….…3
1.2. Успех профессиональной деятельности учителя……………………..4
2 глава. Профессиональная деятельность педагога……………………………..
2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя……………………….6
1глава. Личность в профессиональной деятельности учителя
1.1. Личность учителя.
А. В. Луначарский сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. "Для нас важно, - подчеркивал он, - чтобы педагог был самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил. В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал."[1]
Каким требованиям должна удовлетворять личность учителя?
Наиболее полно целостность, внутренний и внешний потенциал личности учителя характеризует ее позиция. Она определяется внутренним убеждением человека в общественной или личной ценности профессионального поведения и деятельности. Стержнем духовной сущности и социальной позиции личности советского учителя являются психология и морали, общественно-политическая активность и гражданская ответственность.
В системе ценностных ориентаций личности учителя важную роль играет ее профессиональная направленность, в основе которой лежит потребность в педагогической деятельности. Она в себя включает:
интерес и любовь к детям; увлеченность педагогической работой; психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность; педагогический такт; педагогическое воображение; организаторские способности; справедливость; общительность; требовательность, настойчивость; целеустремленность; уравновешенное выдержку; самооценку; профессиональную работоспособность; духовные, прежде всего познавательные, потребности и интерес интеллектуальную активность; чувство нового; готовность к педагогическому самообразованию.
1.2. Успех профессиональной деятельности учителя.
Успех профессиональной деятельности учителя во многом с висит от педагогических способностей.
Исходным и первоначальным компонентом способностей являются задатки. Последние представляют собой совокупность анатомо-физиологических характеристик, черты типа высшей нервной деятельности. Задатки определяют, но не предопределяют однозначно способности. Способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида, они формируются в процессе его воспитания. Педагогические способности служат предпосылкой успешной работы на учительском поприще.
Педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Это обусловлено тем, что учителю необходимо обладать большой работоспособностью; выдерживать действие сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего врем ни высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстр восстанавливать силы; быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью изложения мысли, ровностью в динамике чувств; обладать высоким темпо выполнения работы, приступать к решению поставленных зада «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быть способным к экспромту и проведению (в случаи необходимости) занятий без предварительной подготовки; быстр привыкать к новой обстановке; устанавливать контакты.
Достаточно широко распространено мнение, согласно котором успехов в педагогической работе в первую очередь добиваются люди сильного, уравновешенного и подвижного типов нервной системы.
В Уставе средней общеобразовательной школы сказано, что основными обязанностями учителя являются: вооружение учащихся прочными знаниями основных наук; развитие познавательных интересов и способностей учащихся; забота об охране здоровья учащихся; изучение их индивидуальных особенностей, условий жизни; поддержание связи с родителями или лицами, их заменяющими, и общественностью; пропаганда педагогических знаний; систематическое повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. Учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание. Он призван показывать пример в труде, в быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития.
Кроме того, учитель - классный руководитель ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями, организацией воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса; добивается единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи, поддерживает постоянную связь с родителями, с руководителями групп продленного дня, с советами содействия семье и школе на предприятиях и в организациях; организует в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся; ведет установленную документацию по классу, представляет руководству школы сведения об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся, следит за состоянием их дневников; проводит мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся, организует их общественно полезный труд.
Из Устава видно, насколько велик круг профессиональных обязанностей и диапазон действий учителя, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен в системе педагогического образования.
Учитель призван управлять обучением, развитием и воспитанием формирующейся личности школьников. А чтобы управлять, писал В. И. Ленин, «нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование» Отсюда фундаментальное требование к учителю — достаточно широкое и активное знание специальных и психолого-педагогических дисциплин.
2глава Профессиональная зрелость педагога
2.1. Критерии профессиональной зрелости учителя.
Решающим признаком профессиональной зрелости учителя является высокий уровень психолого-педагогической подготовки, которая предусматривает: знание методологических основ и категорий советской педагогики; знание закономерностей развития и социального формирования личности; понимание сущности, цели, задач, форм и методов коммунистического воспитания; знание основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического развития детей, подростков и юношей; знание теоретических и естественнонаучных основ и средств гигиенического воспитания учащихся; знание закономерностей психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенностей личности на различных возрастных этапах.
Учитель должен профессионально владеть общепедагогическими умениями:
анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития;
выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся; проектировать развитие личности и коллектива; прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся;
выделять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения;
планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся;
обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы;
предвидеть характер ответных реакций учащихся на запланированную систему педагогических воздействий;
отбирать, анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обучаемости и воспитанности учащихся;
различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки и материала преподавания;
творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока;
выявлять и приводить в движение потенциальные педагогические возможности различных видов деятельности учащихся;
педагогически целесообразно определять поручения для отдельных учащихся и коллектива, менять их логику в соответствии с выдвигаемой целью воспитания;
спланировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью;
педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания;
управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся;
определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях;
мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;
учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся при их группировке для выполнения общей задачи;
быстро принимать решения и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия;
находить наилучшую форму требований и варьировать их в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и педагогической обстановки;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителями и учителями; находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах;
располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним;
обеспечивать адаптацию к внешним влияниям или их нейтрализацию;
ориентироваться и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях;
регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников, ликвидировать возникающие локальные конфликты, утверждать в среде учащихся отношения дружбы и товарищества;
осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять ее направление и характер в случае необходимости;
анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью;
выявлять сравнительную эффективность применяемых методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной работы;
определять сферу эффективности применения методов обучения и воспитания;
анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности;
анализировать и обобщать опыт своей работы; анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы;
соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательскую задачу и применять соответствующие
мысленно ставить себя в позицию воспитанников; увлекать учащихся, заинтересовывать их новыми общественно ценными перспективами;
выдвигать и обосновывать на основе анализа достигнутых результатов очередные педагогические задачи.
Таким образом, педагогическая зрелость предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя. Эти требования являются общими для педагогической профессии, но по отношению к учителю начальных классов должны быть подчеркнуты особо
[1] Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1999, с. 31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...
Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».
Сегодня никого не нужно убеждать, что учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Профессиональная зрелость
Цель: обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии. Задачи:• проверить усвоенные навыки и знания, разъяснить то, что члены группы не до конца поняли;• особо у...
"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС
Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...