Самоанализ педагогической деятельности учителя математики.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7
г. Азова
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
БАБЕНКО ЖАННЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
2014 г.
Педагог должен увидеть ребенка таким,
какой он есть «внутри себя»,
каким знает себя «только он сам».
Е.Ю.Сазонов
Еще сидя за партой в школе, я пыталась представить себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. В 1991 году поступила в Азовское педагогическое училище. Закончила это учебное заведение, получила специальность: учитель начальных классов с правом преподавания математики. И в 1994г. началась моя педагогическая деятельность в специальной (коррекционной) школе VII вида, в которой работаю по настоящее время. 7 лет отработала в должности воспитателя. В 2001 г. была переведена на должность учителя математики. В 2004 г. получила высшее педагогическое образование по специальности «Математика» с присуждением квалификации: учитель математики и информатики. Общий стаж педагогической деятельности 19 лет. Имею первую квалификационную категорию. Педагогический стаж (по специальности) 12 лет.
В системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.
Миссия моей педагогической деятельности – найти тропинку к ученику, которая будет в дальнейшем помогать учитывать важнейший факт: каждый ребёнок неповторим, индивидуален и талантлив.
Считаю, что основными функциями школьного образования становятся социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников, обеспечивающих максимально безболезненную адаптацию выпускников школы в социуме и наиболее полную реализацию своих способностей.
Основными задачами обучения математики выделила для себя следующие:
- дать обучающимся качественное образование по математике;
- раскрыть математические способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучаемого, прививая навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
- совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к математике;
- использовать новые образовательные технологии, эффективные
методики обучения.
Для достижения поставленных задач учебный процесс создаю на принципах личностно-ориентированного обучения (деятельности, самореализации, индивидуальности, субъектности, вариативности, психологической комфортности, творчества и успеха).
Используемая мною рабочая программа по математике разработана на основе программы под редакцией Бурмистровой Т.А., М.: Просвещение, 2009 г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО и Н РФ и является адаптированной для обучения школьников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Именно эта программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На своих уроках формирую следующие ключевые компетенции учеников:
- учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
- информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Моя педагогическая деятельность направлена на управление активной и сознательной деятельностью обучающихся по усвоению учебного материала. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения.
Большую роль в активизации познавательной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. А одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой активности детей, является проектная работа.
И поэтому вот уже третий год работаю над темой самообразования «Активизация познавательной деятельности школьников через проектную деятельность по математике с применением информационно - коммуникационных технологий».
Используемые мною компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности обучающихся. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя.
ИКТ технологии дают мне возможность сделать урок не просто интересным и красочным, но и содержательным, не только на каком-то отдельном этапе, а на протяжении всего учебного процесса.
Считаю, что применение ИКТ технологий:
- усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся;
- позволяет проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала;
- повышает объем выполняемой работы на уроке;
- обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
- расширяется возможность самостоятельной деятельности;
- доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, и многое другое.
Все вышеперечисленное способствует повышению качества образования.
В основном обучение учителя и школьников проходит во время урока. По моему мнению, мой урок математики – это урок с гибкой структурой, позволяющий мне реагировать на ситуации, возникающие на предыдущих уроках, и даже менять в допустимых пределах план отдельного урока в соответствии с обстоятельствами. Определив границы имеющихся уже знаний у детей, намечаю этапы последующего изучения темы, пути продвижения к цели. Затем в результате совместной деятельности осуществляем изучения материала. При этом применяю различные формы и методы обучения.
В своей работе использую совместную деятельность детей в парах, группах, индивидуальные (коррекционные) занятия с обучающимися.
Мне приходилось наблюдать: как только обучение основывается на индивидуальном подходе, то даже молчаливые и нерешительные дети проявляют такие качества, которые раньше не замечались.
Разрабатывая ряд уроков, где класс делится на группы, учитываю дружеские отношения детей, особенности их физического, психического и умственного развития.
Таким образом, изучая психологические особенности школьников, я строю учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог реализовать свой индивидуальный потенциал. Прежде всего, нацеливаю ребят на выбор того уровня обучения, на который каждый из них способен. Для того, чтобы школьники более целеустремленно изучали материал, перед изучением сообщаю, что на какую оценку нужно знать, уметь, применять, какие требования буду предъявлять при контроле по каждому уровню усвоения. Это снимает лишнюю напряженность, нервозность, придает уверенность в достижении запланированного результата, обеспечивает комфортную обстановку на уроке. Этому также способствуют опорные логические схемы и многокомпонентные задания, которые используются на протяжении всего процесса изучения той или иной темы, выполняя обучающую, развивающую, закрепляющую и контролирующую функции.
В моей педагогической деятельности прослеживается главная задача учителя – управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, которая выражается схемой: организация – контроль – коррекция – достижение запланированного результата.
Для формирования творческих способностей школьников использую уроки творчества. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Дети с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.
На уроках использую различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде самостоятельных работ, тестов, использую игры, что вызывает особый интерес у детей. Тематический контроль осуществляю по окончании изучения темы, который включает в себя выполнение практических работ, контрольных работ разноуровневого характера.
В своей практике использую личный способ оценивания в сочетании с нормативным. Считаю, что оценочное воздействие в виде похвалы, одобрения, подбадривания положительно влияют на весь ход работы, регулируют его скорость и точность.
Большое внимание уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все качества коммуникативной математической речи. На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям.
На своих уроках использую здоровьесберегающие технологии, провожу физкультминутки, беседы по здоровому образу жизни, в содержание учебного материала включаю задачи здоровьсберегающего характера.
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.
На успешность деятельности учителя влияет качество материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по основным изучаемым темам. Сама составляю тесты, задания для текущего и итогового контроля, раздаточный материал по уровням.
Постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по коррекционной педагогике, возрастной психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Являюсь участником сетевого педагогического сообщества «Педсовет. org». Периодически просматриваю новые нормативно-правовые документы на сайте Министерства образования и науки РФ, поэтому в курсе последних событий в образовании. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам «Формирование информационного пространства учителя как необходимое условие успешной профессиональной деятельности», «Обновление содержания и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Последние четыре года являюсь руководителем ШМО учителей естественно-математического цикла. Свои методические находки стремлюсь рекомендовать своим коллегам. Выступала на заседании школьного методического объединения в рамках темы «Инновационные педагогические технологии», где делилась опытом по использованию технологии рефлексивного обучения на уроках математики, на педсовете по теме «Педагогическое взаимодействие (общение)». Участвовала в региональном семинаре-практикуме по теме «Применение информационных технологий в образовательной деятельности учителя», в муниципальном по теме «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования». Обобщила свой собственный педагогический опыт в виде публикации в школьном журнале №2 «На службе у детства» по теме «Методические приёмы активизации познавательной деятельности детей с задержкой психического развития на уроках математики» и в школьном методическом сборнике практических материалов по теме «Современный урок как инструмент управления качеством учебного процесса». Принимала участие в следующих профессиональных конкурсах:
- В школьном конкурсе «Урок – здоровья», проводимого в рамках года Учитель;
- Во всероссийском интернет – конкурсе педагогического творчества;
- Во всероссийском дистанционном конкурсе «Из методической копилки учителя математики» на сайте «Магистр. ru».
Для адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ребёнка применяю в своей деятельности методы психолого-педагогической диагностики: педагогическое наблюдение во время учебной деятельности учащихся на уроке, опрос (анкетирование), тестирование, собеседование (с детьми, родителями). Анализирую продукт деятельности обучающихся: тетради для контрольных работ, результаты контрольных срезов, тестов, разноуровневых заданий. Использование различного диагностического материала позволяет определить стартовый капитал каждого ученика, затем на основе поставленных целей школьникам разрабатывается личный перспективный план (программа) самообразовательной работы, как правило, на каждый период обучения. Это позволяет мне вносить своевременные коррективы в свою педагогическую деятельность и оптимально организовать учебный процесс.
Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге.
Рост мотивации к учению по данным внутришкольных и независимых исследований.
По данным мониторинга «Анализ мотивации обучающихся, воспитанников к изучению школьных предметов», проводимого школьным психологом, составлена таблица роста мотивации обучающихся к изучению математики.
Наблюдаемый коллектив обучающихся, воспитанников
| 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
5а | 49% | ||
6а | 55% | ||
7а | 63% |
Изучая мотивацию, получила следующие результаты:
Таблица значимости предмета математики для обучающихся, воспитанников 9 классов (2010-2011 учебного года).
№ | Причины, определяющие положительную мотивацию | Количество, опрошенных обучающихся | % |
1 | Даёт возможность лучше понять окружающий мир | 23 | 96% |
2 | Формирует интеллект, расширяет кругозор | 23 | 49% |
3 | Имеет практическое значение | 23 | 63% |
4 | Знания необходимы для моей будущей профессии | 23 | 35% |
5 | Формирует умения, которые пригодятся в жизни | 23 | 71% |
6 | Интересный и познавательный предмет | 23 | 52% |
Перед началом работы с классами, выясняю, какие цели ставят перед собой обучающиеся, какова мотивация их учебной деятельности на уроках математики. С этой целью провожу анкетирование. Опрос показал следующее:
Результаты анкетирования обучающихся, воспитанников 5 класса
(2011-2012 учебного года).
Количество, опрошенных обучающихся | Мотивация к учебной деятельности на уроках математики | %количества опрошенных обучающихся |
10 | Ставят своей целью узнать новое | 75% |
Узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» | 35% | |
Хотят углубленно изучать предмет | 10% | |
Хотели бы поделиться своими знаниями с одноклассниками | 45% | |
Хотели бы проявить себя и проверить свои возможности | 30% |
«Успехи детей – лучшее мерило для достоинств учителя».
Выражаясь языком математики, можно сказать и так: рост интереса к предмету и качество знаний – прямопропорциональные величины, то есть: чем выше интерес, тем выше качество. Об этом говорят не только результаты анкетирования, но позитивная динамика учебных достижений обучающихся, результаты сдачи ГИА (в традиционной форме).
Показатели эффективности учебной деятельности, качественность, позитивная динамика представлена в сравнительной таблице.
Таблица показателей качества освоения
образовательных программ по итогам трёх лет.
Количество обучающихся | Качество освоения образовательной программы | Уровень освоения образовательной программы | |
2010 -2011год. | 34 | 28% | 100 %. |
2011 -2012 год | 34 | 34% | 100 %. |
2012 -2013 год | 44 | 42% | 100 % |
Позитивная динамика уровня обученности за три года.
Результаты ГИА по математике (в традиционной форме) за
три года.
Критерии | Учебный год | ||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
Уровень обученности по предмету в 9 классе | 100% | 100% | - |
Качество обученности по предмету в 9 классе | 31% | 33% | - |
Учитель работает в выпускных классах (кол-во обучающихся) | 13 | 9 | - |
Процент качества \ процент успеваемости, показанный на экзамене | 38%\ 100% | 44%\100% | - |
Процент и количество обучающихся, повысивших результат на экзамене | 8%\1 | 11%\1 | - |
Позитивная динамика качества обученности по математике за три года на примере одного класса.
Учебный год | Класс | Количество обучающихся | Учатся на «4» и «5» | % качества |
2010-2011 | 5а | 14 | 4 | 29% |
2011-2012 | 6а | 14 | 5 | 36% |
2012-2013 | 7а | 14 | 6 | 43% |
Как положительный результат своей деятельности хочу отметить:
- стабильную качественную успеваемость по предмету;
- формирование устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий;
- формирование информационной культуры у разных возрастных категорий.
Потребности каждого ребенка в успехах не должны связываться только с одной учебной деятельностью. Поэтому вовлекаю своих учеников и во внеклассную работу по предмету. Результатом такой работы стало участие детей:
- Во всероссийском дистанционном математическом конкурсе «Ребус»
- В международном конкурсе - игра «Кенгуру»
- В математическом турнире среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательных учреждений областного подчинения
Цель моей дальнейшей профессиональной деятельности - продолжить работу над развитием творческого мышления у обучающихся. Для этого планирую уделить особое внимание проектной деятельности на уроке. Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующем активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, обучающиеся будут самостоятельно «вырабатывать» определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы проблемного обучения позволяют повысить активность детей, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.
И хочется закончить свой самоанализ словами китайской народной мудрости, которая актуальна во все времена и для ученика, и для педагога:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Автор самоанализа: Ж. В. Бабенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогической деятельности учителя
СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...
самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории Маркович Елены Викторовны
Самоанализпедагогической деятельностиучителя математики I квалификационной категорииМаркович Елены Викторовны...
Самоанализ педагогической деятельности учителя математики
Самоанализ педагогической деятельности Мудаевой А. А за 2012-2012 учебный год....
Самоанализ педагогической деятельности учителя математики Дондоковой Е.В.
Самоанализ педагогической деятельности Дондоковой Евдокии Васильевны (из опыта работы)...
Самоанализ педагогической деятельности учителя математики
Самоанализ педагогической деятельности по теме: "Использование элементов проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики"...
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики ...
Комментарии
аттестация
Большое спасибо за представленный материал, он очень полезен для подготовки к аттестации.
Спасибо, за ваш комментарий!
Спасибо, за ваш комментарий!