Эссе «Моя педагогическая философия»
материал по теме
Мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О.Ключевский
Я с удовольствием брожу по тенистым дорожкам сада. Мне кажется, что я попала в чудесную сказку. Как красив сад ! Каких только разнообразных прекрасных цветов мы здесь не видим! Его украшают высокие, яркие, полные очарования мальвы. А рядом притаились нежные незабудки. Пламенеют ярко-красные маки. Привлекают своим неповторимым ароматом гордые лилии. Колышутся на ветру маленькие белые солнышки-ромашки. Тихо звенят милые колокольчики. Радуют взор прекрасные розы. Цветет подсолнух - маленькое желтое чудо, который всегда поворачивает свою головку к солнцу.
Все цветы, в изобилии растущие на клумбах, красивы по-своему. От них не можешь отвести глаз ,радуешься пестроте их оттенков, разнообразию их видов.Очарованная этой сказочной красотой, я стою на дорожке тенистого сада. И вспоминаются однажды услышанные строки:
Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок
Много потратите сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра…
Детские души , как растения: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко, добрые руки садовника помогут укрепиться в земле - семечко проросло. Всем нужна забота , а тем более детской ранимой душе…
О том, что стану педагогом , я знала с детства. Все мои игры были связаны со школой. Приходя после уроков домой, я из ученицы превращалась в учительницу. Мои безмолвные ученики – мои игрушки ждали меня. Уже тогда я добросовестно вела журнал, проверяла тетради и объясняла им новый материал. Тот материал, который рассказала мне моя учительница, Надежда Львовна. Я росла, школьные годы близились к завершению, а желание быть учителем становилось осознанным выбором… Студенческие годы – быстротечная пора. И вот оно свершилось ! Я получила диплом и пришла работать в школу.
В своей работе я прежде всего руководствуюсь “ заповедями воспитания” В.А. Караковского:
1.Главная цель воспитания – счастливый человек.
2.Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3.Воспитание без уважения – подавление.
4.Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
5.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
На мой взгляд, вырастить сад и воспитать, выучить ребенка - равнозначные понятия. И цветы, и дети нуждаются в чутком уходе, постоянном тепле, правильном питании, благодатной почве, живительной влаге. И дети, и цветы, без любви и заботы могут быстро завянуть , и ответственность за это лежит не только на родителях, но и на учителях.
Я думаю, что любить ребенка – значит довести до полного расцвета все его добрые задатки. Любить ребенка – значит охранять его, уважать его, потому что он слаб и невинен. Любить ребенка – значит самому облагораживаться, стремясь, стать достойным его. Л.Н. Толстой говорил: «… стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи. А, увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших людей…»
Ежедневно, переступая порог школы, в сердце чувствую легкое волнение. Волнение о том, что ждет меня сегодня, какие новые открытия принесет этот день, а дни, проведенные в школе – все разные. Приходится и радоваться и грустить, сопереживать и надеяться, но ни в коем случае не разочаровываться. Когда видишь детские глаза, открытые и любознательные, когда слышишь звонкий смех, то все житейские проблемы остаются позади. Мне нравиться наблюдать по утрам , как входят в класс мои ученики. Они приветствуют меня. И день за днем я веду их по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными , но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение, любовь к детям. Мне важно, чтобы уходя домой, ребенок хотел встретиться со мной вновь .Каждый ученик должен уходить с победой: один придумал рассказ, другой научился применять правило, третий выразительно рассказал стихотворение… Если дети работают с увлечением и ждут завтрашнего урока – мой труд успешен.
У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Следовательно , я должна «подготовить почву для своего сада»: создать комфортную обстановку, чтобы дети на моих уроках чувствовали себя в безопасности, относились толерантно друг к другу, доверяли мне как учителю, видели во мне союзника. И тогда я смогу научить, заинтересовать, побудить исследовать, подсказать, направить, подвести к новому открытию, помочь проявить свой творческий потенциал. Также, как неопытный садовник не сможет вырастить сад, даже навредит растениям, так и учитель, не знающий своих детей, их особенностей, проблем и приоритетов развития, не сможет научить и воспитать . Поэтому мудрость учителя состоит еще и в том, чтобы принимать детей такими , какие они есть, стараться проникнуть в их внутренний мир, понять позицию ребенка, увидеть мир его глазами.
«Дети – живые цветы жизни», — писал М.Горький. Эта фраза имеет глубокий смысл. Дети — именно цветы и именно жизни, и как мы будем за ними ухаживать, такой и получим результат . Я уверена, что суть моей профессии – любовь к детям. И если это чувство живет в сердце педагога, ему удастся и научить, и воспитать. « Берегите любовь, и получите в дар ее плоды» - чудесный цветущий сад… детей, которые будут не только, но обладать знаниями по предмету, но и смогут любить, заботиться, сопереживать, быть счастливыми… Закончить размышление я хотела бы строками своего стихотворения:
Как мудрый садовник, учитель в свой сад
Заходит и смотрит на лица ребят.
Внимательно глядя, рядами идет.
Он знает, что это не просто урок.
Сегодня он должен посеять добро,
Чтоб в будущем в душах оно проросло.
Он должен на почве уменье взрастить
И к каждому нужный подход применить.
В ребенке урок будет жить тот всегда:
Ведь этот учитель отдал часть себя.
Как рад он увидеть трудов тех плоды!
Увидеть в сердцах, сколько там теплоты.
Как может учитель сердца покорить!
Он мудрый садовник: он умеет любить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...
эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе о моем понимании профессии педагог....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Распахни своё сердце!" Так называется эссе, которое я писала для конкурса "Учитель года"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...