Эссе «Моя педагогическая философия»
материал по теме

Мельникова Татьяна Владимировна

Мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

 Нужно любить то, что преподаешь,

                                                                                           и любить тех, кому     преподаешь.

                                                                                                                                                 В.О.Ключевский

     Я с удовольствием брожу по тенистым дорожкам сада. Мне кажется, что я попала в чудесную сказку. Как красив сад !  Каких только  разнообразных прекрасных цветов мы здесь не видим!   Его украшают высокие, яркие, полные очарования  мальвы.  А рядом притаились нежные незабудки.  Пламенеют ярко-красные маки. Привлекают своим неповторимым ароматом гордые лилии. Колышутся на ветру  маленькие белые солнышки-ромашки. Тихо звенят милые колокольчики. Радуют взор прекрасные розы. Цветет подсолнух - маленькое желтое чудо, который всегда поворачивает свою головку к солнцу.

     Все цветы, в изобилии растущие на клумбах,  красивы по-своему. От них не можешь отвести глаз ,радуешься пестроте  их оттенков, разнообразию их видов.Очарованная этой сказочной красотой,  я стою на дорожке тенистого сада. И вспоминаются однажды услышанные строки:

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок

Много потратите сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра…

      Детские души ,  как растения:  упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко, добрые руки садовника помогут укрепиться в земле - семечко проросло. Всем нужна забота , а тем более детской ранимой душе…

      О том, что стану педагогом , я знала с детства. Все мои игры были связаны со школой. Приходя после уроков домой, я из ученицы превращалась в учительницу. Мои безмолвные ученики – мои игрушки  ждали меня. Уже тогда я добросовестно вела журнал, проверяла тетради и объясняла им новый материал. Тот материал, который рассказала мне моя учительница, Надежда Львовна. Я росла, школьные годы близились к завершению, а желание быть учителем становилось осознанным выбором… Студенческие годы – быстротечная пора. И вот оно свершилось ! Я получила диплом и пришла работать в школу.

     В  своей работе я прежде всего руководствуюсь  “ заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1.Главная цель воспитания – счастливый человек.

2.Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3.Воспитание  без уважения – подавление.

4.Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

5.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

     На мой взгляд, вырастить  сад и  воспитать, выучить ребенка - равнозначные понятия. И цветы, и дети нуждаются в чутком уходе, постоянном тепле, правильном  питании, благодатной почве, живительной влаге. И  дети,  и цветы, без любви и заботы могут быстро завянуть , и ответственность за это лежит  не только на  родителях, но и на учителях.

    Я думаю, что любить ребенка – значит довести до полного расцвета все его добрые задатки. Любить ребенка – значит охранять его, уважать его, потому что он слаб и невинен. Любить ребенка – значит самому облагораживаться, стремясь, стать достойным его. Л.Н. Толстой говорил: «… стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи. А, увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших людей…» 
   
   Ежедневно, переступая порог школы, в сердце чувствую легкое волнение. Волнение о том, что ждет меня сегодня, какие новые открытия принесет этот день, а дни, проведенные в школе – все разные.  Приходится и радоваться и грустить, сопереживать и надеяться, но ни в коем случае не разочаровываться. Когда видишь детские глаза, открытые и любознательные, когда слышишь звонкий смех, то все житейские проблемы остаются позади. Мне нравиться наблюдать по утрам , как входят в класс мои ученики. Они приветствуют меня. И день за днем я веду их по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир.

      Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.  Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными , но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение, любовь к детям. Мне важно, чтобы уходя домой, ребенок хотел встретиться со мной вновь .Каждый ученик должен уходить с победой: один придумал рассказ, другой научился применять правило, третий выразительно рассказал стихотворение…  Если дети работают с увлечением и ждут завтрашнего  урока – мой труд успешен.

    У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Следовательно , я должна «подготовить почву для своего сада»: создать комфортную  обстановку, чтобы   дети  на моих уроках чувствовали себя в безопасности, относились толерантно друг к другу, доверяли мне как учителю, видели во мне союзника. И тогда я смогу научить, заинтересовать, побудить исследовать, подсказать, направить, подвести к новому открытию, помочь проявить свой творческий потенциал.   Также, как неопытный садовник не сможет вырастить сад, даже навредит растениям, так и учитель, не знающий своих детей, их особенностей, проблем и приоритетов развития, не сможет научить и воспитать .  Поэтому мудрость учителя состоит еще и в том, чтобы принимать детей такими , какие они есть, стараться проникнуть в их внутренний мир, понять позицию ребенка, увидеть мир его глазами.

      «Дети – живые цветы жизни», —  писал М.Горький. Эта фраза имеет глубокий смысл. Дети — именно цветы и именно жизни, и как мы будем за ними ухаживать, такой и получим результат . Я уверена, что  суть моей профессии – любовь к детям. И если это чувство живет в сердце педагога, ему удастся и научить, и воспитать. « Берегите любовь, и получите в дар ее плоды» - чудесный цветущий сад… детей, которые будут не только, но обладать знаниями по  предмету, но и  смогут  любить, заботиться, сопереживать, быть  счастливыми…  Закончить  размышление я хотела бы строками своего стихотворения:

Как мудрый садовник, учитель в свой сад

Заходит и смотрит на лица ребят.

Внимательно глядя, рядами идет.

Он знает, что это не просто урок.

Сегодня он должен посеять добро,

Чтоб в будущем в душах оно проросло.

Он должен на почве уменье взрастить

И к каждому нужный  подход применить.

В ребенке урок будет жить тот всегда:

Ведь этот учитель отдал часть себя.

Как рад он увидеть трудов тех плоды!

Увидеть в сердцах, сколько там теплоты.

Как может учитель сердца покорить!

Он мудрый садовник: он умеет любить…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...