Комплексная работа с текстом
методическая разработка (7 класс) на тему
Комплексная работа с текстом на уроке повторения в VII классе
Цели урока: Продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия, закрепить навыки правописания личных окончательных глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
1. Вступительное слово учителя.
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
– О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
- Где же можно их услышать? (В лесу, на реке, на улице.)
- Посмотрите в окно и прислушайтесь… Что вы услышали? (Услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой.)
- А вот что вы можете услышать ранним утром, выйдя на улицу. (Включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)
- Что вы услышали? (Звон колоколов и голоса птиц. Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны.)
- Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости.)
- Сколько же можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И самое интересное – как они рассказывают об этом?
2. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И. Соколова-Микитова, который так и называется: «Звуки весны», поработаем с этим текстом, а потом и вы сами напишите сочинение-миниатюру.
3. Небольшое сообщение об авторе рассказа.
У Ивана Сергеевича Соколова-Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что он родился в Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относится к людям.
Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».
4.Работа с текстом.
Чтение рассказа (учителем).
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.
Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнепт – лесной длинноклювый кулик. Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря.
В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты – дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов-Микитов).
- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.)
- О чем рассказывается в тексте?
- Что отражено в его заглавии? (Тема текста.)
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована лишь картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)
- А к какому типу речи мы отнесем этот текст? (Это описание.)
-Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры.)
- с чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)
- А вы знаете, что такое симфония?
Симфония, -и, ж. 1.Большое музыкальное произведение для оркестра. Симфония Чайковского. 2. Перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжн.). Симфония красок. Симфония звуков.
- Услышали ли вы симфонию утра?
- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание.)
- прочитайте, как начинается симфония.
- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра? (Запись на доске слева.)
- А теперь впишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. (Запись на доске справа.)
- Выделите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов.)
- К какому времени относятся формы этих глаголов? (Это формы настоящего времени.)
- Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)
-Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении. (Тянет-поет, трубят-курлычут, заливаются-поют.)
- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)
- Что представляет собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами.)
- Найдите в первом абзаце предложения с деепричастными оборотами.
- Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая…
-Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения. (Задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы.)
- Произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. (Задание выполняется на доске.)
- А теперь вы сами попробуйте создать небольшое описание.
5. Написание сочинения миниатюры.
- перед вами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то у реки, кто-то в поле.
Напишите сочинение-миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание выполняется, пока играет музыка «Звуки весеннего леса».)
После того, как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.
- Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.
6. Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание.
- Сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи… Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру «Запахи весны»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом - 5 класс
Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.
Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом даёт возможность каждому учен...
Комплексная работа с текстом.
работа с текстом...
Комплексная работа с текстом
Памятку можно использовать для самостоятельной работы учащихся с текстом по предмету....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Комплексная работа с текстом(8 класс)
Комплексная работа с текстом(8 класс)...
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...