методическая модель подготовки к ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме
Материалы выступления о работе с девятиклассниками при подготовке к написанию изложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayganova_vystuplenie_na_master-klasse.docx | 335.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сайганова Л. А., учитель МОАУ «Лицей № 1»
города Оренбурга
Методическая модель подготовки учащихся к ГИА в 9 классе
Структура экзаменационной работы ГИА по русскому языку
Работа состоит из 3 частей:
Часть 1 (С1) – сжатое изложение по прослушанному тексту.
Часть 2 – тестовые задания по прочитанному тексту(7 заданий (А1-А7) – задания с выбором ответа; 14 заданий (В1-В14) – задания с кратким ответом).
Часть 3 (С2) – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) или сочинение-рассуждение по проблеме, заявленной в тексте для чтения (С2.2).
Основные умения, проверяемые контрольно-измерительными материалами ГИА
1. Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
2. Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Умение обрабатывать информацию звучащего текста.
4. Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).
5. Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.
6. Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.
7. Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
8. Умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.
9. Умение определять функционально-смысловой тип речи.
10. Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота.
11. Умение проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.
12. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.
13. Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
14. Умение находить грамматическую основу предложения.
15. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
16. Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
17. Умение последовательно излагать собственные мысли.
18. Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.
19. Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
20. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Пункты 1-3 проверяются заданием С1 (написание сжатого изложения).
Пункты 4-15 проверяются тестовой частью работы (задания блоков А и В).
Пункты 16-20 — заданиями части С 2.1 или 2.2 (сочинение на лингвистическую или морально-этическую тему).
Основные принципы подготовки учащихся к ГИА
- Целеполагание;
- Преемственность;
- Системность;
- Вариативность;
- Последовательность.
Формы и методы работы
- Лекции
- Практические занятия
- Индивидуальные маршруты
- Групповая работа
- Зачеты
- Открытые занятия для всех участников образовательного процесса
Сжатое изложение
Основная задача – передать содержание кратко и обобщенно, но полно, сохранив все микротемы.
При написании сжатого изложения необходимо уметь:
- вычленять в исходном тексте основное (относительно всего текста) и существенное (относительно каждой части текста);
- ориентироваться при сжатии текста на речевую ситуацию;
- применять приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);
- находить и использовать обобщающие речевые средства выражения;
правильно выстроить сжатый текст.
Семь заданий с выбором ответа (А1 – А7) проверяют:
- понимание его основной проблемы или её аспектов (А1),
- понимание позиции автора или героя (А2),
- понимание характеристики героя (А3),
- понимание важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне (А4 и А5);
- понимание роли номинации героев в выявлении авторского отношения к ним (А6);
- умение опознавать изученных средств выразительности речи (А7).
Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14)
- В1 – на подбор синонима;
- В2 – на правописание чередующихся гласных в корне слова;
- В3 – на правописание приставок (на –з и –с);
- В4 – на правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных;
- В8 – на конструирование синонимичных словосочетаний с разными видами связи;
- В9 и В12 – на определение грамматических основ предложения;
- В5-В7, В10,В11,В13,В14 – на пунктуацию в простом и сложном предложении.
Критерии оценивания содержания сочинения на лингвистическую тему С2.1):
- С1К1 –обоснованный ответ на поставленный вопрос (2 функции языка) – 2 б.;
- С1К2 – примеры-аргументы (не менее 2 примеров 2-х функций языка) – 2 б.;
- С1К3 –смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (абзацное членение, логические ошибки) – 2 б.;
- С1К4 – композиционная стройность и завершенность – 1 б.;
- Максимальное количество баллов – 7 баллов.
Критерии оценивания содержания сочинения по фрагменту текста (С2.2):
- С2К1 –понимание смысла фрагмента текста (1 б.);
- С2К2 – примеры-аргументы (не менее 2 примеров, объясняющих фрагмент) – 3 б.;
- С2К3 –смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (абзацное членение, логические ошибки) – 2 б.;
- С2К4 –композиционная стройность и завершенность – 1 б.;
- Максимальное количество баллов – 7 баллов.
Критерии грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:
- ГК1 – соблюдении орфографических норм (не более 1 ошибки) – 2б.;
- ГК2 – соблюдение пунктуационных норм (не более 2 ошибок) – 2б.;
- ГК3 – соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б.;
- ГК4 – соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б.;
- ГК5 – соблюдение фактической точности в изложении и понимании текста (материала), а также в употреблении терминов –2б.
- Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Для изложения и сочинения объемом - 140-290 слов
Сжатое изложение
(теория и практика подготовки)
Подробное изложение
Цель
Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля
Сжатое изложение
Цель
Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ
- ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА
3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ
4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ
5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ
6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Приемы сжатия текста:
Исключение
Обобщение
Упрощение
(далее примеры по слайдам)
Пропедевтические упражнения могут быть нескольких типов:
- выделение главной информации предложения (простого или сложного);
- выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца);
- выделение детализирующей, объясняющей части микротекста;
- сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей;
- расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.;
- подбор обобщающего слова (родового понятия) к ряду слов;
- подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.
Обучающее изложение (пример урока)
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга. Матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, – он никогда не станет настоящим человеком.
Мы с детьми возвращались из лесу. Видим, у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. «Что-то случилось у человека, - говорю я детям. – Может быть, он заболел в дороге? Может быть, что-то потерял?»
Подходим к старику, спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?» Старик тяжело вздыхает. «Спасибо, дети, - говорит он, - как бы вы ни хотели мне помочь – не сможете. Горе у меня большое. Старуха умирает в больнице. Вот еду к ней, ожидаю автобуса. Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди».
Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. Домой они расходились под впечатлением печальных слов старика. Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Любовь маленького ребёнка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребенок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей, нужна ему для радостей. А надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
(По В.А. Сухомлинскому)
265 слов
Задание:
Прослушайте текст и напишите
сжатое изложение
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой темы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
План текста | Строение текста | Типологическое строение текста | Опорные слова | Языковые средства |
1. Добрые чувства – средоточие человечности. | Тезис | Рассуждение-размышление | Эмоциональная культура | Эпитеты, метафора |
2. Чем губительно безразличие? | Аргумент | Рассуждение-размышление | Сердце товарища, друга, настоящий человек | градация |
3.Мы с детьми возвращались из леса. | Пример | Повествование | Что-то случилось у человека | вопросы |
4. Дедушкино горе. | Пример | Повествование | Тяжело вздыхает, старуха умирает, всё же легче: есть на свете хорошие люди. | Лексич. повтор |
5. Умолкло беззаботное щебетанье. | Пример | Повествование | Впечатление печальных слов, забыли об игре | эпитеты |
6. Подлинная любовь рождается в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. | Вывод | Рассуждение-размышление | Учить чувствовать, школа сердечности, чуткости, отзывчивости, дружба, товарищество, братство, тончайшие переживания другого человека, одухотворена творением добра. | Однородные члены, метафора, эпитеты. |
Урок подготовки к написанию сочинения С2.2
(далее по слайдам)
Подготовка к написанию сочинения С2.1
Структура текста-рассуждения:
Тезис Доказательства Вывод
Аргументы
Факты
Примеры
(далее по слайдам)
Итак, задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Подготовка ленточной резины FAI для летающих моделей".
Из всех классов летающих моделей резиновый двигатель – один из долгожителей в авиамодельном спорте. Достижения аэродинамики малых скоростей, новые материалы для постройки летающих моделей, уника...
Методическая модель повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов при изучении курса «Экология».
Для лучшего представления разработанной методики необходимо выразить теоретическо-методологические аспекты повышения качества естественнонаучной подготовки обучающихся 8 – 9 классов...
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Научная статья в сборнике "Наука и образование в XXI веке" ч. 14 г. Тамбов. 2013 год...
Модель подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образова...
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....
Разработка и внедрение проекта «Модель подготовки футболистов 10 - 11 лет к соревнованиям»
Отбор в футболеНачальный этап отбора в футболе приходится на возраст 7 - 9 лет и состоит из следующих мероприятий: беседы с детьми, наблюдение за детьми на уроках физической культуры, оценка антропоме...