Методическая разработка открытого урока по производственному обучению
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Ст. мастер
------------- Плоцких Т.Н.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
Тема урока: ДЕНЕЖНЫЕ БАНКНОТЫ И МОНЕТЫ.
Цели урока: 1. Ознакомить учащихся с денежными банкнотами и монетами.
2. Изучить признаки подлинности банкнот банка России образца 1997 года.
3. Воспитывать у учащихся внимательность при работе с деньгами.
4. Прививать учащимся навыки самостоятельной работы.
5. Развивать у учащихся творческую инициативу, умение рационально организовывать и планировать свой труд.
Место проведения занятия – профессиональный лицей № 1, универсам.
Материально-техническое обеспечение:
1. Раздаточные пособия по теме «Денежные банкноты и монеты».
2. Денежные банкноты и монеты.
3. Детектор банкнот.
Форма урока: фронтально-групповая.
Методы обучения: беседа, объяснение, письменное инструктирование, показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент (5 мин.)
1. Рапорт дежурного о посещаемости и санитарном состоянии учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Вводный инструктаж (40 мин.)
1. Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока «Денежные банкноты и монеты». Сегодня вы узнаете, откуда пошло название «рубль», «копейка», узнаете историю развития денег, научитесь определять элементы защиты и повреждения банкнот и монет.
2. Проверка знаний и умений учащихся по предметам спец дисциплин и производственному обучению.
2.1. В чем заключается традиционный метод продажи товаров?
Ответ: - При традиционном методе продажи товаров (через прилавок) товары отпускаются по кассовым чекам. Кассир-операционист регистрирует покупки через кассовый аппарат, выдает покупателю кассовый чек, по этому чеку покупатель получает у продавца отобранный товар.
2.2. В чем разница между тем, когда деньги за проданный товар получает продавец-кассир или контролер-кассир?
Ответ: - В первом случае продавец отбирает, взвешивает, упаковывает отобранный покупателем товар, регистрирует его через кассовый аппарат и выдает чек покупателю вместе с товаром. В этом случае работник несет материальную ответственность только за свой отдел и кассу отдела. Во втором случае расчет производится в узле расчета, который расположен при выходе из магазина самообслуживания. В этом случае контролер-кассир несет материальную ответственность за товар в торговом зале и за денежные суммы в кассовом аппарате.
2.3. Чем расплачивается покупатель при покупке товара?
Ответ: - При покупке товара покупатель расплачивается денежными банкнотами и монетами.
2.4. Какие виды денежных банкнот вы знаете?
Ответ: - Виды денежных банкнот: рубли, евро, доллары, фунты, марки и т.д.
3. Объяснение и показ новых трудовых приемов и операций.
Установлено, что чеканка монет на Руси началось в конце X в. при князе Владимире Святославиче. Первая древнерусская монета – сребреник - была отчеканена на очень тонком серебряном кружке. Средний вес монет составлял от 2,9 до 3,3 г. В это же время появилась и первая древнерусская золотая монета – златник князя Владимира, чеканившийся в Киевском княжестве. Вес монеты составлял около 4 г. От златника произошла русская единица веса – золотник – 4,266 г.
В летописи упоминается, что в 1535 г. при малолетнем царе Иване IV (Грозном) были выпущены новые деньги. Они представляли собой серебряные монеты с изображением: «Князь великий на коне, а имел копье в руке и оттоле прозвавша деньги копейные». Так появилось название «копейка».
Слово рубль впервые упоминается в новгородской берестяной грамоте, датируемой 1281-1299 гг. Рубль (от слова обрубок), по-видимому, происходит от серебряной гривы – древнейшей единицы веса (409,5 г) и денежного счета. Серебряные слитки разрубали на части, так появился рубль весом 204,8 г.
Первый русский серебряный рубль отчеканили в 1654 г. на Московском денежном дворе во время царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. На лицевой стороне монеты изображен скачущий на коне в накинутой на плечи шубе, на оборотной стороне – двуглавый орел, увенчанный короной.
Впервые вопрос о выпуске русских бумажных денег был поднят во времена правления Елизаветы Петровны. Однако сенат отклонил проект. При Петре III 25 мая 1762 г. последовал указ в.сенату «наделать наискорее банковских билетов на пять миллиардов рублей». На заготовленные ассигнации были уничтожены ввиду происшедшего в том же году государственного переворота.
К идее выпуска бумажных денег вернулись при Екатерине II, когда государственные расходы грозили крупным дефицитом. Фактическое обращение ассигнаций началось 12 января 1769 г. Заготовлены они были на «нарочно для того сделанной бумаге» достоинством в 25, 50, 75 и 100 р. Деньги были «слепыми», так как имели черно-белый цвет, и простой люд, не знавший грамоты, часто путал одну купюру с другой. Вскоре деньги начали печататься на цветной бумаге: пятирублевка была «синенькой», десятирублевка – розовой. Необыкновенно красивыми стали деньги в начале XIX в., особенно скромная и изящная сторублевая купюра с портретом Екатерины II – именно ее в народе ласково называли «катенькой».
В начале XIX в. Российско-американская компания на Аляске выпустила кожаные деньги. Первый выпуск, в количестве 10 тыс. единиц на сумму 42 тыс.р., был отпечатан на тюленьей коже и находился в обращении с 1816 по 1826 г. Последний выпуск кожаных денег состоялся в 1834 г. В 1867 г. Россия продала свои владения США, а в последующем году была ликвидирована и компания. Находившиеся в обороте кожаные деньги были обменены на русские государственные. Сейчас один кожаный знак стоит столько же, сколько такое же по весу количество золота.
С 1 января 1998 г. в обращение были введены банкноты Банка России образца 1997 г. достоинством 5, 10, 50, 100 и 500 р., а также металлическая монета Банка России образца 1997 г. достоинством 1, 5, 10, 50 к. и 1, 2, 5 р. С 1 января 2000 г. в обращении были введены банкноты Банка России достоинством 1000 р.
Локальные водяные знаки. Водяные знаки – это степень защиты банкнотты от подделки (видны на просвет).
В бумагу банкнот внедрены фиолетовые, красные и светло-зеленые волокна.
На узком купонном поле изображены исторические достопримечательности российских городов и цифра или число – достоинство банкноты.
Номинал, р | Изображение на купонном поле |
5 | Софийский собор в Новгороде |
10 | Часовня в г. Красноярске |
50 | Петропавловский собор в Санкт-Петербурге |
100 | Здание Большого театра в Москве |
500 | Памятник Петру I в г. Архангельске |
1000 | Памятник Ярославу Мудрому в г. Ярославе |
Номинал, р | Достоинство банкноты |
5 | Цифра 5 |
10 | Число 10 |
50 | Число 50 |
100 | Число 100 |
500 | Число 500 |
1000 | Число 1000 |
В бумаге внедрена защитная нить, расположенная вертикально с повторяющимся текстом «ЦБР + цифра или число (достоинство купюры)» в прямом и перевернутом изображениях, отпечатанным черной краской.
Номинал, р | Повторяющийся текст на защитной нити |
5 | ЦРБ 5 |
10 | ЦРБ 10 |
50 | ЦРБ 50 |
100 | ЦРБ 100 |
500 | ЦРБ 500 |
1000 | ЦРБ 1000 |
Лицевая сторона банкнот. Вверху банкнот различной краской отпечатаны:
- эмблема Банка России; краска зависит от достоинства банкноты;
Номинал, р | Цвет эмблемы Банка России |
5 | Темно-голубой |
10 | Коричневый |
50 | Темно-синий |
100 | Коричневый |
500 | Отпечатан краской, цвет которой меняется при рассматривании банкноты под разными углами с желто-зеленого на красно-оранжевый |
1000 | Цвет меняется с желто-зеленого на красно-коричневый |
- достоинство банкноты (цифра или число);
Номинал, р | Цвет банкноты |
5 | Светло-зеленый |
10 | Темно-зеленый |
50 | Темно-синий |
100 | Коричневый |
500 | Фиолетовый |
1000 | Голубовато-зеленый |
- текст «Билет Банка России» с повышенным рельефом.
В центре банкнот отпечатана гравюра с изображением достопримечательностей разных городов.
Номинал, р | Гравюра на лицевой стороне банкноты |
5 | Памятник «1000-летию России» в Новгороде, на втором плане – изображение Софийского собора в Новгороде |
10 | Мост через реку Енисей и часовня в г. Красноярске |
50 | Скульптура у основания Ростральной колонны в Санкт-Петербурге на набережной Невы; на втором плане – вид на Петропавловскую крепость |
100 | Скульптурная группа на портике здания Большого театра в Москве |
500 | Памятник Петру I в г. Архангельске на фоне парусного корабля и морского вокзала |
1000 | Памятник Ярославу Мудрому в г. Ярославле |
Внизу банкнот отпечатаны:
- число (достоинство купюры) серебристой краской;
- текст «Подделка билетов Банка России преследуется по закону»;
- условные рельефные знаки для людей с ослабленным зрением;
Номинал, р | Условные рельефные знаки |
5 | : |
10 | |
50 | |
100 | |
500 | |
1000 |
- стилизованная лента, которая содержит скрытое изображение – кипп-эффект – буквы «РР» (Российский рубль), видимые при рассматривании банкноты на уровне глаз под острым углом падающего света;
- текст – достоинство купюры;
- узорная розетка, расположенная на правом купонном поле, серого цвета со светлым цифровым обозначением номинала слева и справа и цифрой (номиналом) в центре, выполненной различной краской.
Оборотная сторона банкнот. Вверху банкнот слева и справа расположены числа (достоинства банкнот) в узорных розетках. В центре отпечатана гравюра с изображением достопримечательностей разных городов.
Номинал, р | Гравюра на оборотной стороне банкноты |
5 | Вид крепостной стены Новгородского кремля |
10 | Плотина Красноярской ГЭС |
50 | Здание бывшей биржи и Ростральная колонна в Санкт-Петербурге |
100 | Здание Большого театра в Москве |
500 | Соловецкий монастырь в г.Архангельске |
1000 | Кремль в г. Ярославле |
Внизу оборотной стороны банкнот расположены:
- название города (слово) – под гравюрой слева в орнаментной рамке;
Номинал, р | Гравюра внизу оборотной стороны банкноты |
5 | «Новгород» (слово) |
10 | Отсутствует |
50 | Декоративный щит с текстом «Санкт-Петербург» |
100 | Декоративный щит с текстом «Москва» |
500 | Отсутствует |
1000 | Отсутствует |
- горизонтальные полосы различных цветов с повторяющимся светлым микротекстом «ЦБР + достоинство банкноты»;
- крупное число (достоинство банкноты) различных цветов;
- текст (номинал), отпечатанный различной краской;
- число 1997, обозначающее год образца, отпечатанное различной краской;
- вертикальная орнаментная полоса, расположенная в разных частях банкнот.
Номинал, р | Место расположения орнаментной полосы |
5 | Справа в центральной части |
10 | Слева в центральной части, которая состоит из стилизованных изображений шишек и веток хвойных деревьев |
50 | Справа в центральной части; в орнаменте имеются ромбы |
100 | Справа в центральной части; в орнаменте имеются ромбы, некрашеные треугольники |
500 | Справа в центральной части |
1000 | Справа в центральной части |
С одного края - цифровое
В процессе работы кассир и продавец, принимая от покупателя банковские билеты, должны обращать внимание на следующие элементы защиты банкнот:
1. Водяные знаки – расположены на купонных полях банкнот и хорошо видны при рассматривании их на просвет: с одного края – цифровое обозначение номинала банкноты, с другого – повторяющиеся фрагменты рисунка лицевой и оборотной стороны.
2. Серебристая краска – цифровые обозначения номиналов всех банкнот имеют хорошо заметный серебристый блеск. Герб г. Ярославля (на банкноте достоинством 1000 р.) отпечатан серебристой краской, имеющей свечение в ультрафиолетовом свете.
3. Метки для людей с ослабленным зрением – на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф, предназначенные для определения номиналов банкнот.
4. Эмблема Банка России – при рассматривании банкнот под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый (на банкноте достоинством 500 р.) и на красно-коричневый (на банкноте достоинством 1000 р).
5. Скрытое изображение – буквы «РР» - расположено на стилизованной ленте банкнот и видно при горизонтальном расположении банкноты на уровне глаз под острым углом падающего света.
6. Текст «Билет Банка России» - расположен в верхней части лицевой стороны банкнот, имеет повышенный рельеф, воспринимаемый на ощупь.
7. Микроузор – купонные поля оборотной стороны банкнот запечатаны цветными многоугольниками.
8. Вертикаль – цветная орнаментная полоса, расположенная в различных частях банкнот (в зависимости от достоинства банкноты), видимая на просвет.
9. Микротекст – расположен на оборотной стороне банкнот на горизонтальных полосах и состоит из букв «ЦБР» и числовых номиналов банкнот.
10. Цветные волокна – имеют все банкноты Банка России, волокна просматриваются в ультрафиолетовом излучении.
Платежными являются банкноты Банка России, не вызывающие сомнения в их подлинности, сохранившие свои геометрические размеры, не имеющие следов умышленной порчи: надрисовки, надпечатки и наклейки, изменяющих достоинство банкнот, а также банкноты, склеенные из небольшого количества продольных и поперечных полос.
Все предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности обязаны принимать банкноты, имеющие: проколы, надрывы, потертости, пятна и надписи; незначительные повреждения в виде оторванных углов и краев, если при этом не затронуты признаки платежности. Учреждения банков обязаны отсортировать их из выручки и сдать в учреждения Банка России для зачисления в разряд ветхих банкнот с повреждениями.
Обмену подлежат банкноты, не вызывающие сомнения в своей подлинности и имеющие следующие повреждения:
- брак печатных фабрик ГПО «Госзнак»: непропечатка отдельных элементов или их искажение; отсутствие изображений на лицевой или оборотной сторонах; отсутствие одной из защитных фоновых сеток; ненадлежащее расположение на банкноте водяного знака;
- разорванные и склеенные, если отдельные части принадлежат одной и той же банкноте;
- утратившие менее половины своей площади, в тексте наименования достоинства которых на лицевой стороне, учитывая слово «рублей», отсутствует не более четырех букв;
- залитые красящими веществами, изменившие присвоенную окраску, обожженные и прожженные.
Монеты достоинством 1, 5, 10 и 50 к. с обеих сторон по окружности имеют кант.
На лицевой стороне монет находится надпись «копеек» ил «копейка» под цифрой; внизу и слева по окружности – стилизованное изображение ветки растения.
На оборотной стороне монет расположены:
- рельефное изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея;
- надпись «Банк России» справа и слева по окружности;
- год чеканки монеты;
- буква «М» (Москва) или «СП» (Санкт-Петербург) под левым передним копытом коня, обозначающая завод-изготовитель.
Монеты достоинством 1, 2, и 5 р. На лицевой и оборотной стороне имеют по окружности выступающий кант.
На лицевой стороне монет находятся:
- цифровое обозначение номинала «1», «2» или «5» с соответствующими подписями под ними: «рубль», «рублей»;
- стилизованная ветка растения, по окружности справа и слева.
На оборотной стороне монет по окружности находятся:
- рельефное изображение двуглавого орла, под левой передней лапой которого – фирменный знак монетного двора;
- надпись «Банк России»;
- буквенное обозначение номинала «один рубль», «два рубля» или «пять рублей», пунктирная черта и год чеканки монеты.
Платежными являются монеты Банка России, не вызывающие сомнения в их подлинности, сохранившие независимо от характера повреждений свой полный размер, наименование достоинств монет и изображение эмблемы Банка России на лицевой стороне.
Обмену подлежат монеты, не вызывающие сомнения в своей подлинности, но имеющие следующие повреждения: деформированные, сплющенные, ломаные с напаем каких-либо металлов, травленные, изменившие цвет. Обмененные банковскими учреждениями дефектные монеты зачисляются в разряд «ветхие» и сдаются в составе денежной выручки в расчетно-кассовый центр Банка России.
Группа разбивается на две подгруппы: одна подгруппа конспектирует в тетрадь элементы защиты банкнот, вторая подгруппа вместе с мастером п/о рассматривает на детекторе банкнот банкноты разного достоинства. Затем подгруппы меняются местами.
4. Рассмотрение типичных ошибок и недочетов.
5. заострить внимание учащихся на контроле и самоконтроле.
6. Повторить правила охраны труда
6.1. Кто допускается к работе на оборудовании?
6.2. Что должно быть с движущимися и токоведущими частями оборудования?
6.3. Каковы правила эксплуатации электронных весов?
6.4. Перечислите правила техники безопасности при эксплуатации контрольно-кассовых машин?
7. Закрепление полученных знаний
- Если у вас нет вопросов, то сейчас мы проверим, как вами усвоен материал сегодняшнего урока. Ответьте на следующие вопросы:
7.1.1. Чего следует опасаться при работе с денежными банкнотами и монетами?
7.1.2. Как можно определить подлинность денежных купюр?
7.1.3. Перечислите элементы защиты банкнот?
7.1.4. Где располагается микротекст на денежных банкнотах?
7.2. Разгадайте кроссворд – 6 человек
8. Сообщение критериев оценки и нормы времени на выполнение задания.
- Сегодняшняя оценка будет складываться из ваших устных и письменных ответов, практического задания, то есть насколько правильно будут выполняться приемы работы, как будут соблюдаться правила организации рабочего места, правила безопасности труда.
III. Текущий инструктаж. (300 мин.)
1. Самостоятельная работа учащихся по изучению признаков подлинности банкнот и монет, работа на рабочих местах в магазине.
2. Текущее инструктирование в виде целевых обходов.
2.1. проверка своевременности начала работы и организации рабочего места.
2.2. Проверка пользования инструментами, приспособлениями, учебно-технической документацией.
2.3. Проверка правильности выполнения приемов работы.
2.4. Контроль качества выполнения учебно-производственных работ.
2.5. Соблюдение учащимися правил техники безопасности и санитарии.
2.6. Прием и оценка учебно-производственных работ.
IV. Заключительный инструктаж. (15 мин.)
1. Сообщение о достижении цели урока.
2. Подведение итогов и анализ работ учащихся.
3. Разбор типичных ошибок и характерных недочетов. Рассмотрение путей их устранения и предупреждения.
4. Анализ выполнения учащимися правил безопасности труда, организации рабочего места, использования рабочего времени.
5. Сообщение оценок каждому учащемуся и аргументирование их.
6. Сообщение темы следующего урока и выдача домашнего задания.
- Тема следующего урока: «Ответственность за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин». Дома вы должны будете повторить сегодняшнюю тему (Голубкина Т.С. торговые вычисления, стр. 17-27)
Мастер п/о _______________________ Быкова С.Н.
Кроссворд по теме «Денежные банкноты и монеты»
1К | ||||||||
1В | О | Л | О | К | Н | О | ||
П | ||||||||
Е | 2В | |||||||
Й | Е | |||||||
2М | И | К | Р | О | У | З | О | Р |
А | Т | |||||||
И | ||||||||
К | ||||||||
А | ||||||||
Л | ||||||||
Ь |
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1 – монета с изображением «Князь Великий на коне, а имел копье в руке…»; 2 – цветная орнаментная полоса, расположенная в различных частях банкнот, видимая на просвет.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 – имеют все банкноты Банка России, хорошо просматриваются в ультрафиолетовом свечении; 2 – купонные поля оборотной стороны банкнот, запечатанные цветными многоугольниками.
Кроссворд по теме «Денежные банкноты и монеты»
1 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
2 | ||||||||
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1 – монета с изображением «Князь Великий на коне, а имел копье в руке…»; 2 – цветная орнаментная полоса, расположенная в различных частях банкнот, видимая на просвет.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 – имеют все банкноты Банка России, хорошо просматриваются в ультрафиолетовом свечении; 2 – купонные поля оборотной стороны банкнот, запечатанные цветными многоугольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"
В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля....
Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Приготовление бутербродов"
В разработке представлена история происхождения бутербродов, виды, способы украшения и подачи. Материалы можно использовать не только для проведения открытого урока, но и во внеклассной работе. Красоч...
Открытый урок по производственному обучению. Тема "Шоколад и какао-порошок"
Обучающиеся должны знать не только теоретический материал, но и уметь свои знания применять на практике, поэтому мы с учащимися решила раскрыть данную тему, потому что им интересно было узнать когда и...
Открытый урок по производственному обучению
Урок проводился на 3 курсе в группе № 153 по профессии "Бухгалтер". Тема "Учет реализации продукции на счетах, определение финансового результата"...
Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»
Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...
Методическая разработка открытого урока по хореографии "Посвящение в танцоры" по форме попеременного обучения
Данная методическая разработка – это сценарий открытого занятия по хореографии «Посвящение в танцоры», которое проводится в первой четверти, где задействованы учащиеся танцевального ...
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...