Применеие информационно-коммуникационных технологий в процесссе обучения в начальной школе.
методическая разработка на тему
В материале представлен опыт внедрения и применения информационно-коммуникацйионных технологий в процессе обучения в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_ikt.odt | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе.
Актуальность использования информационно- коммуникационных технологии: процесс информатизации стремительно и успешно прошёл не только по производственным отраслям современной жизни, но и является неотъемлемой частью социально — бытовой сферы деятельности современного человека. В нашем лексиконе активно используются когда-то бывшие неологизмами слова: поисковик, сайт, электронная почта и т.д. Сегодня по статистике около 52 % населения России в возрасте от 12 до 45 лет являются активными пользователями социальных сетей, а Интернет используется в качестве средства общения, развлечения, поиска информации, совершения покупок.
Проблема: в силу влияния социума учащиеся начальных классов предпочитают использовать ПК и ресурсы Интернет в развлекательном плане, упуская их образовательные возможности, реализующие требования ФГОС к результату обучения.
Цель: создать условия для формирования регулятивных учебных действий у учащихся по средствам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
- Аргументация выбора информационно-коммуникационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует:
- индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
- рациональному сочетанию коллективных форм работы с индивидуальным подходом;
- позволяет учащимся овладеть практическими способами работы с информацией и компьютером;
- стимуляции познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся;
- повышению уровня мотивации в процессе обучения;
- увеличению ёмкости и плотности урока;
- организации урок наглядного, динамичного.
Применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.
На данный момент можно констатировать тот факт, что информация сама пришла к человеку в дом в виде теле- и радио- коммуникаций, сотовой связи, компьютеров (ноутбуков, электронных книг, планшетов и т. д.), свободного доступа в Интернет. Основная моя задача, как учителя научить ребёнка добывать и работать с источниками информации, планировать свою деятельность по достижению поставленной задачи с целью формирования активизации умения и желания учиться. На решение поставленных задач направлено использование информационно-коммуникационных технологий.
В «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения» - умение учиться рассматривается, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Технология (слово греч.) в переводе означает науку, совокупность методов и приёмов обработки и преобразование их в предмет потребления.
В широком значении информационно-коммуникативные технологии — это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией.
В образовании под ИКТ понимают понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
В современном образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии рассматриваю не однобоко, в качестве демонстрационного материала, а в тройственном союзе, как:
- инструмент исследования;
- источник получения информации;
- способ расширения индивидуальной зоны активности ученика.
Сформировать регулятивные учебные действия (умение учиться) можно за счёт разумного погружения обучающегося в информационную среду с техническими, обучающими возможностями ПК и ресурсов Интернет.
Что применять?
В процессе обучения я использую следующие формы информационно-коммуникационных технологий:
Формы ИКТ | Виды продукции | Адрес продукции в сети |
готовые электронные пособий | Аудио и видео продукция на носителях: тесты; энциклопедии; электронные приложения к учебнику. | Серия аудиозаписей «AUDIOBOOK» Аудио и видео продукция он-лайн http://school-collection.edu/catalog/ «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» |
презентации мультимедийные (помогают представить учебный материал как систему опорных образов) | Открытая презентация «Где же нас поджидают парные глухой и звонкий согласный на конце слов?» «Сказка о звуках речи». | https://docs.google.com/presentation/d/1P69ywgGARRi7UQLV0GKJRU1K0EgfTKmpsw_GV4Md9X0/present?ueb=true#slide=id.p10 |
образовательные сервисы (Web2.0.) | mindomo | http://www.mindomo.com/view?m=744c5e0f3f8f4a42a0018efb19d02561 |
Woki.com (говорящий аватар) | ||
Bubbl (составление схемы «Мыльные пузыри») | ||
Кроссворды (сервис «Фабрика кроссвордов») | ||
электронная почта (Диск Google) | 1) Задания для групповой работы в совместном доступе. 2)Дифференцированный подход к обучению (предметные олимпиадные задания и тренинговые упражнения). | 1)https://docs.google.com/document/d/1wzLk27rzSl9VVOZh3FxPDmzdeLVPgwD-FxlhV8YYn8/edit?usp=drive_web 2)https://docs.google.com/document/d/17hh71unk016qs4EsWHrRcdzdX1eYV_RZAxZ_lXhI0ZQ/edit?usp=drive_web 3)https://docs.google.com/document/d/1WOh_YUeYsX3ts82mlGc1wTB5PdQ_jBI2EqSO2bPBDI/edit?usp=drive_web |
использование интерактивной доски | Задания составленные по изучаемым темам | |
электронный сайт (позволяет предоставлять информацию учащимся и родителям) | ns.portal |
Зачем применять?
Отбор форм ИКТ должен способствовать достижению поставленной цели и задачам урока. Чтобы избежать ошибки при выборе форм, я задаю себе ряд вопросов:
Какую задачу выбранная форма ИКТ решает?
Чему учится ребёнок работая в данной программе?
Какие интеллектуальные, познавательные и творческие умения развиваются?
Где применять?
Информационно-коммуникационные технологии возможно использовать на всех типах уроков и на любом этапе урока.
- этап объяснения новых знаний (обучающие программы);
- этап первоначального закрепления материала (демонстрирующие
программы);
- этап контроля и проверки знаний (тестирующие и контролирующие программы).
Как применять?
Создавая и используя формы информационно-коммуникационных технологий необходимо строго выполнять разработанные требования:
- к отбору представляемого учебного материала( соответствие календарно-тематическому планированию, адаптированность терминов для учащихся, включение различных видов наглядности);
- к текстовой части ( не перенасыщать, представлять основные мысли, термины, понятия обязательные для запоминания);
- к оформлению слайдов презентации, фона таблицы, используемых шрифтов;
- не перенасыщать формы ИКТ анимационными героями, демонстративными картинками, подменяя главное - обучающее назначение - развлекательным.
Не следует забывать о санитарно-гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах.
Контроль и оценка
- анкетирование обучающихся с целью выявления эмоционального состояния учеников
- мониторинг развития качеств личности обучающегося;
- показатели и индикаторы мониторинга оценки качества основного общего образования ;
- результаты участия обучающихся в конкурсах, представлении исследовательских работ, продукта проектной деятельности;
- исследование состояния здоровья обучающихся.
Мои настольные книги:
1.«Использование ИКТ, как один из способов повышения качества образования»:http// pedsovet.org
- Красильников В.А. «Информационные и коммуникативные технологии в образовании:учебное пособие/В.А.Красильников.-М.: ООО «Дом педагогики»,-2006.-231с.
- «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе»,-Минобразование России.
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»,-Минобразование России.
- В.В.Гаранжа «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании младших школьников» [Электронный ресурс].Режим доступа: http//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogichtskie-tekhnologii/ispolzovanie-ikt-v-obuchenii-i-vospitanii-meads
- Обмен опытом с коллегами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание образования и современные технологии обучения в начальной школе
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Остапенко А.А., Терскова С.А. «Погружение» в образ как природосообразная модель концентрированного обучения для начальной школы // Школьные технологии. – 2008. – № 1. – С. 116-118.
В статье описана методика проведения "погружения" в образ в начальной школе....
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....