Применеие информационно-коммуникационных технологий в процесссе обучения в начальной школе.
методическая разработка на тему

В материале представлен опыт внедрения и применения информационно-коммуникацйионных технологий в процессе обучения в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_ikt.odt30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в начальной школе.

Актуальность использования информационно- коммуникационных технологии: процесс информатизации стремительно и успешно прошёл не только по производственным отраслям современной жизни, но и является неотъемлемой частью социально — бытовой сферы деятельности современного человека. В нашем лексиконе активно используются когда-то бывшие неологизмами слова: поисковик, сайт, электронная почта и т.д. Сегодня по статистике около 52 % населения России в возрасте от 12 до 45 лет являются активными пользователями социальных сетей, а Интернет используется в качестве средства общения, развлечения, поиска информации, совершения покупок.

Проблема:  в силу влияния социума учащиеся начальных классов предпочитают использовать ПК и ресурсы Интернет в развлекательном плане, упуская их образовательные возможности, реализующие требования ФГОС к результату обучения.

 Цель: создать условия  для формирования регулятивных учебных действий у учащихся по средствам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы.  

  • Аргументация выбора информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий способствует:

  • индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
  •   рациональному сочетанию коллективных форм работы с индивидуальным подходом;
  • позволяет учащимся овладеть практическими способами работы с информацией и компьютером;
  • стимуляции познавательной, творческой активности и самостоятельности учащихся;
  • повышению уровня мотивации в процессе обучения;
  • увеличению ёмкости и плотности урока;
  • организации урок наглядного, динамичного.

Применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

На данный момент можно констатировать тот факт, что информация сама пришла к человеку в дом в виде теле- и радио- коммуникаций, сотовой связи, компьютеров (ноутбуков, электронных книг, планшетов и т. д.), свободного доступа в Интернет. Основная моя задача, как учителя научить ребёнка добывать и работать с источниками информации, планировать свою деятельность по достижению поставленной задачи с целью формирования активизации умения и  желания учиться. На решение поставленных задач направлено использование информационно-коммуникационных технологий.

В «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения» - умение учиться рассматривается, как способность субъекта  к саморазвитию и самосовершенствованию.

Технология (слово греч.) в переводе означает науку, совокупность методов и приёмов обработки и преобразование их в предмет потребления.

В широком значении  информационно-коммуникативные технологии — это использование вычислительной техники  и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией.

В образовании  под ИКТ понимают понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

В современном образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии рассматриваю не однобоко, в качестве демонстрационного материала, а в тройственном союзе, как:

  • инструмент исследования;
  • источник получения информации;
  • способ расширения индивидуальной зоны активности ученика.                                    

Сформировать регулятивные учебные действия (умение учиться) можно за счёт разумного погружения обучающегося в информационную среду с техническими, обучающими возможностями ПК и ресурсов Интернет.

Что применять?

В процессе обучения я использую следующие формы информационно-коммуникационных технологий:

Формы ИКТ

Виды продукции

Адрес продукции в сети

готовые электронные пособий

Аудио и видео продукция на носителях:

тесты;

энциклопедии;

электронные приложения к учебнику.

Серия аудиозаписей «AUDIOBOOK»

Аудио и видео продукция он-лайн

http://school-collection.edu/catalog/

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

презентации мультимедийные (помогают представить учебный материал как систему опорных образов)

Открытая презентация «Где же нас поджидают парные глухой и звонкий согласный на конце слов?»

«Сказка о звуках речи».

https://docs.google.com/presentation/d/1P69ywgGARRi7UQLV0GKJRU1K0EgfTKmpsw_GV4Md9X0/present?ueb=true#slide=id.p10

 https://docs.google.com/presentation/d/1gDNZXE0eZrE_3yrHK58GZdZ1TQd2BjyitF-FqJvM0E/present?ueb=true#slide=id.p7

образовательные сервисы (Web2.0.)

mindomo

http://www.mindomo.com/view?m=744c5e0f3f8f4a42a0018efb19d02561

Woki.com (говорящий аватар)

Bubbl (составление схемы «Мыльные пузыри»)

https://bubbl.us/?h=14c0af/27c0d0/13vWHngHKEBpE

Кроссворды (сервис «Фабрика кроссвордов»)

http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=4A8074EACDF7B073

электронная почта (Диск Google)

  1) Задания для групповой работы в совместном доступе.

2)Дифференцированный подход к обучению (предметные олимпиадные задания и тренинговые упражнения).

1)https://docs.google.com/document/d/1wzLk27rzSl9VVOZh3FxPDmzdeLVPgwD-FxlhV8YYn8/edit?usp=drive_web

2)https://docs.google.com/document/d/17hh71unk016qs4EsWHrRcdzdX1eYV_RZAxZ_lXhI0ZQ/edit?usp=drive_web

3)https://docs.google.com/document/d/1WOh_YUeYsX3ts82mlGc1wTB5PdQ_jBI2EqSO2bPBDI/edit?usp=drive_web

использование интерактивной доски

Задания составленные по изучаемым темам

электронный сайт (позволяет предоставлять информацию учащимся и родителям)

ns.portal

http://nsportal.ru/tatyana-alekseevna-klychkova

Зачем применять?

Отбор форм ИКТ должен способствовать достижению поставленной цели и задачам урока. Чтобы избежать ошибки при выборе форм, я задаю себе ряд вопросов:

 Какую задачу выбранная форма ИКТ решает?

 Чему учится ребёнок работая в данной программе?

Какие интеллектуальные, познавательные и творческие умения развиваются?

Где применять?

Информационно-коммуникационные технологии возможно использовать на всех типах уроков и на любом этапе урока.

  • этап объяснения новых знаний (обучающие программы);
  • этап первоначального закрепления материала (демонстрирующие

программы);

  • этап контроля и проверки знаний (тестирующие и контролирующие программы). 

Как применять?

Создавая и используя формы информационно-коммуникационных технологий необходимо строго выполнять разработанные требования:

  •  к отбору представляемого учебного материала( соответствие календарно-тематическому планированию, адаптированность терминов для учащихся, включение различных видов наглядности);
  • к текстовой части ( не перенасыщать, представлять основные мысли, термины, понятия обязательные для запоминания);
  •  к оформлению слайдов презентации, фона таблицы, используемых шрифтов;
  • не перенасыщать формы  ИКТ анимационными героями, демонстративными картинками, подменяя главное - обучающее назначение  - развлекательным.

Не следует забывать о санитарно-гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах.

Контроль и оценка

  • анкетирование обучающихся с целью выявления эмоционального состояния учеников
  • мониторинг развития качеств личности обучающегося;
  • показатели и индикаторы мониторинга оценки качества основного общего  образования ;
  • результаты участия обучающихся в конкурсах, представлении исследовательских работ,  продукта проектной деятельности;
  • исследование состояния здоровья обучающихся.  

Мои настольные книги:

1.«Использование ИКТ, как один из способов повышения качества образования»:http// pedsovet.org

  1. Красильников В.А. «Информационные и коммуникативные технологии в образовании:учебное пособие/В.А.Красильников.-М.: ООО «Дом педагогики»,-2006.-231с.
  2. «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе»,-Минобразование России.
  3. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»,-Минобразование России.
  4. В.В.Гаранжа «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании младших школьников» [Электронный ресурс].Режим доступа: http//nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogichtskie-tekhnologii/ispolzovanie-ikt-v-obuchenii-i-vospitanii-meads
  • Обмен опытом с коллегами

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание образования и современные технологии обучения в начальной школе

Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс....

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....