Методическая тема
учебно-методический материал по теме

Герасименко Елена Александровна

Методическая тема по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_tema.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема

учителя русского языка  и литературы Герасименко Е.А

«Использование информационно - коммуникационнных технологий

на уроках русского языка и литературы»

  Актуальность.  В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира

      Значимость . Учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. . При комбинированном воздействии на слух и зрение ученика запоминается половина. А при вовлечении обучаемого еще и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного может составить 75%. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

 Основные направления работы:  использование готовых программных продуктов(«Фраза», «1С:Репетитор», «Тесты по орфографии», «Сдаём экзамены на 100 баллов», "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", и т.д.);  работа с ресурсами Интернет;  использование текстовых материалов, тестов.

Цель:  содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

 формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения на практике;

 приобретение учащимися компетентных, интеллектуальных и коммуникативных навыков в условиях модернизации образования;

 создание оптимальных условий для развития личности ученика через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.

 С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение шести лет применяю информационно-коммуникационные технологии, работая над методической темой «Электронные учебники, компьютерные тесты, медиа-материалы как способ создания условий к саморазвитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся».

Функции компьютера на уроке

  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • Интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
  • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
  • Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Программные продукты, используемые на уроке.

 1.. Составление проекта при помощи языка программирования

2. При повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

 3.  пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

 4. ЕXCEL Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

 5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

 6. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

.Преимущества использования ИКТ

  • Индивидуализация обучения;
  • Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
  • Рост объема выполненных на уроке заданий;
  • Расширение информационных потоков при использовании Internet.

 Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

 Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

 Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

 Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

 Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок.

Задачи учителя-словесника

 Использование ИКТ позволяет решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 обогащение словарного запаса;

 овладение нормами литературного языка;

-знание лингвистических и литературоведческих терминов;

 наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

Виды работ:

  • печатные материалы к каждому уроку 
  • буклеты
  • для оформления результатов групповой работы выпуска газеты, информационного листка.
  • Учащиеся учатся редактировать тексты,
  • набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники,
  • делают компьютерные рисунки.
  • Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты
  • схемы,
  • тесты,
  • пособия по литературе
  • дидактический материал.

Программа Windows Mowi Maker

 видеоклипы к стихотворениям поэтов, на которые композиторы написали музыку, например, по творчеству Сергея Есенина, Марины Цветаевой, А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и другие. (Приложение 2)

Программа Power Point

 Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • -повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.

.Электронные учебники

Программа-тренажёр «Фраза».Учащимся работают с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, с тестами, готовятся к контрольным и зачетным урокам. «Фраза» позволяет осуществить 100% опрос учащихся в процессе вводного контроля знаний на практическом занятии, при отработке пропущенных занятий, приёме зачётов. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых. Программа обеспечивает разнообразие форм работы: задания могут выполняться как в режиме тренировки, так и в режиме контроля, под руководством преподавателя и самостоятельно, коллективно и индивидуально.

«1С Репетитор». При подготовке к ЕГЭ использую программу «1С Репетитор». Представляется целесообразным использовать данную программу на продвинутом этапе изучения той или иной темы, когда уже выработаны соответствующие тематике навыки. Материалы этой программы применяю в сильных классах для необходимого углубления по теме и в слабых - в качестве занимательных.

Фонохрестоматии. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. После прослушивания выразительного чтения задаю вопросы не только по содержанию услышанного, но и вопросы, акцентирующие внимание детей на правильной интонации. Таким образом, у детей формируются навыки правильного выразительного чтения.

«Радионяня «Весёлая грамматика». В 5-6 классах часто использую весёлые, занимательные уроки «Радионяни» на разных этапах урока. Урок с шутками и песенками ведущих передачи воспринимаются детьми легко, усвоенный материал надолго запоминается.

Электронные словари и энциклопедии^ "Энциклопедию русской литературы", "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", «Детскую энциклопедию»

.Интернет-ресурсы для создания  наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов, репродукций картин известных художников.

Предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирет информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии.

Литература

1.Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31.

2. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2007.- № 4.-С. 15-17.

3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. –М.: Центр педагогического образования, 2008 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и комментариии к системе работы над индивидуальной методической темой

Содержат цели, задачи, источники, порядок  и результаты работы над индивидуальной методической темой...

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой

Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития,...