Обобщение опыта работы "Подготовка детей к самостоятельной жизни"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Нестабильность социально-экономической и политической ситуации в стране, ухудшение условий жизни, падение нравственных устоев, социальная напряжённость, нарушение структуры и функций семьи - все эти факторы влияют на увеличение числа детей с отклоняющимся поведением, детей, оставшихся без попечения родителей, «социальных» сирот.
Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Белгородской области создана сеть социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, которая включает 14 социально - реабилитационных учреждений для несовершеннолетних: 1 областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних и 13 муниципальных социально- реабилитационных учреждений.
ОСГБУСОССЗН «Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних» был открыт в 1999 году в городе Белгороде, основные задачи деятельности Центра: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, комплексная реабилитация семей и детей, оказавших в трудной жизненной ситуации, коррекция социальной запущенности.
Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально - коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Педагогическая запущенность обусловлена несформированностью ребёнка как субъекта учебно – познавательной, игровой и других видов деятельности. Не успешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе не владение знаниями социально- этического характера влияют на уровень социального развития ребёнка, его адаптацию в социуме.
Реабилитационная работа с несовершеннолетними ведётся по разным направлениям: защита законных прав ребёнка, восстановление физического и психического здоровья, коррекция школьной дезадаптации, развитее личности ребёнка.
Я работаю воспитателем в Областном социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних с первого года его открытия в группе девочек среднего и старшего школьного возраста. Направление моей коррекционной работы « Я и деньги» в рамках программы « Подготовка детей к самостоятельной жизни».
Отношение к деньгам закладывается с детства. А значит, как только ребёнок научился произносить слова «купи» или «деньги» пора направлять это отношение в правильное русло.
Отношение к деньгам, которое формируется у детей и подростков всегда зависит от отношения к деньгам в семье. Причем это не означает, что дети будут относиться к деньгам так же, как родители - возможно, совсем наоборот.
Исследования психологов и социологов показали, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве, приучали их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи.
У современного подростка, находящегося в достаточно сложной социальной ситуации развития, возникают ограничения в реализации своих материальных и духовных потребностей, поскольку многие виды деятельности становятся для них недоступными. В связи с этим уже в подростковом возрасте возникает явление личностного осмысления феномена денег. В этом смысле деньги становятся эквивалентами материальных и духовных ценностей подростков.
Просто для того, чтобы воспитывать зрелое отношение к деньгам у ребенка, надо взрослым, прежде всего, разобраться со своим умением распоряжаться деньгами и разобраться со своим отношением к ним.
Изначально у ребенка незрелое отношение к деньгам. Для него деньги - это вообще что-то непонятное. Он не понимает, что деньги - это эквивалент товаров, услуг и так далее. Он пока не знает их стоимости. И уже с маленьким ребенком, дошкольником, на эти темы можно разговаривать: объяснять на доступном уровне, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было купить на те деньги, которые заплачены за ремонт вещи, сломанной ребенком в порыве гнева …. Надо объяснять ребенку свои действия. Например, что в данный момент деньги нужны на еду, или на общую крупную покупку. Нужно научить детей знать деньгам цену. Нужно напоминать, как много сил надо приложить, чтобы заработать деньги.
С того момента, когда у ребенка возникает потребность самостоятельно тратить деньги, значит ли это, что он может их иметь?
Это обычно происходит в младшем школьном возрасте - когда ребенок уже вышел в социум, но не каждый первоклассник может распоряжаться деньгами. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у нас кто-нибудь спросит что такое деньги, то мы наверно сильно удивимся, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства мы знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? И самое главное почему? Как к ним относиться? Чего больше - добра, или зла приносят они людям.
В нашем случае, дети живут без родителей и поэтому научить правильно относиться к деньгам наша задача. Именно поэтому в рамках программы «Подготовка детей к самостоятельной жизни» мы разработали направление «Я и деньги». Цель данного направления:
- Учить детей считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношение между целым и частью.
- Познакомить детей с понятиями: бюджет, зарплата, доход, расход.
- Развить умение рационально использовать денежные средства.
- Раскрыть детям смысл вложения денег в банк.
- Познакомить детей с деньгами других стран.
Младшие школьники вполне готовы к разговору «взрослому» по форме, но увлекательному по содержанию. Для элементарного экономического развития детей в возрасте с 8 до 13 лет, я использовала следующие методы и приёмы:
Рассказ; Беседа; Решение кроссвордов; Решение экономических и арифметических задач; Наглядные методы и приёмы; Художественное слово; Экскурсии; Решение проблемных ситуаций; Игры экономического содержания.
На первом занятии дети знакомятся с некоторыми составными семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией. Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребёнку понять основы функционирования общества. Когда мы говорим просто и понятно, он узнаёт о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (игры, сладости, мультфильмы). И те и другие имеют свою цену, и чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой. Так же на этом занятии ставилась цель воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Не менее важно научить детей рационально тратить полученные средства. С этой целью проводятся занятия: «Бюджет семьи», «Расход». Дети знакомятся с сущностью расходов и их многообразием. Детям показываю, что расходы бывают обязательные и необязательные. Существуют различия в ценах, денег может не хватить и неизбежно приходиться выбирать. Для того чтобы научиться чему-то, скажем ездить на велосипеде или работать на компьютере, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении. Мы не можем, как в семье давать ребёнку карманные деньги, чтобы он учился их расходовать. Для усвоения этой темы можно использовать игры: «Магазин», «Бизнес+», «Менеджер», арифметические и экономические задачи.
Для понимания сущности сбережения и накопления денежных средств в план работы включены занятия: «Сбережения», «Как сберечь деньги». На занятии детям даётся первоначальное понятие «Банк», раскрывается смысл вложения денег в банк, обогащается словарный запас воспитанников. Обязательным для этой темы становится посещение банка. Девочки видят, что в банке работают несколько человек, каждый выполняет свою работу. Оператор работает с вкладчиками, кассир – принимает платежи за квартиру, детский сад, кредит.
Помочь понять сущность накопления и сбережения денег в банке помогает анализ художественных произведений, известных сказок. Вспоминая сказку А.Толстого «Золотой ключик» или приключение Буратино дети отвечают на вопросы: - Правильно ли было предложение закопать деньги? - Где хранил деньги Буратино? - Где лучше хранить деньги? Почему?
Интерес детей вызвали занятия об истории денег, о культуре обращения с ними. Цель этих занятий: познакомить детей с историей возникновения денежных знаков, путём постановки проблемного вопроса “деньги - это добро или зло?” раскрыть сущность денег как нравственной категории.
Конечно, лучше всего рационально тратить свои деньги помогает непосредственный опыт получения и расходования. Периодически дети нашего Центра бывают трудоустроены. Они работали и получали за это зарплату. По моим наблюдениям, девочкам было жаль своих заработанных денег на покупку безделушек. Я считаю, что дети должны узнать цену деньгам, а наша задача научить правильно распоряжаться ими. Научить планировать расходы, и понимать их ценность.
Деньги - один из инструментов для того, чтобы помочь ребёнку стать самостоятельным, ответственным и сделать первые шаги в мире взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников
Противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной...
Обобщение опыта "Неуспевающие дети".
Почему ребёнок плохо учится? ...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обощение опыта...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обобщение опыта...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры»
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из ...