Эссе «Моя педагогическая философия»
статья на тему

размышление о том насколько почетен и сложен учительский труд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Эссе «Моя педагогическая философия»

                                         «Только личность может действовать на развитие и определение личности,

только характером

можно образовать характер».

Педагог Ушинский

За многие годы работы в школе я поняла, насколько почетен и сложен учительский труд.

Почетен потому, что нам доверено будущее страны,  а сложен тем, что каждый день приходится  перешагивать через свои собственные проблемы, заботы, оставлять за дверями школы плохое настроение, улыбаться даже тогда, когда хочется плакать. И всегда помнить: тебе доверены детские души. Аристотель говорил, что учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, другие – добрую жизнь. Потому и стараюсь вместе со своими знаниями дарить ученикам добро, веру в успех и любовь. Воспитывать можно только любовью. А любовь –  это прежде всего понимание. Понимать, чем живут твои ученики, чего хотят, к чему стремятся.

Любовь эта – разумная, «зрячая», видящая и достоинства, и недостатки детей. И активная, помогающая передавать им знания, готовить их к самостоятельной жизни. И разумеется, желание, стремление и потребность работать и общаться с детьми освещаются, окрыляются такой любовью.

        Януш Корчак, польский писатель, педагог, чьи произведения проникнуты гуманизмом,  в своей книге « Когда я снова стану маленьким» писал:

« Вы говорите:

-Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

-Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь. Не от этого мы устаем, А оттого, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть».

А ведь часто за своим предметом мы не видим внутреннего мира школьника.    Статистика показывает, что большинство студентов педагогических вузов на вопрос: «Какими качествами должен обладать современный учитель?»- на первое место поставили глубокое знание предмета. Вспоминаются слова А.С.Макаренко о том, что хорошее в человеке приходится всегда проектировать, В самом деле, каким может быть учитель, если в нем не спроектированы общечеловеческие ценности, если он не может чувствовать того, кто рядом, не способен понять его боль или радость?

    Я постоянно стараюсь помнить, что труд учителя – непросто работа, а органическое соединение ума и сердца, состояние его души. В этом, на мой взгляд, ключ ко всему.

Учитель, прежде всего, должен быть замечательным психологом, т.е. уметь чувствовать своего ученика, понимать мотивы его поступков, проникать в тонкости души, движения сердца. Может, потому в школе больше учителей – женщин, что они более, чем мужчины склонны к эмоциональным связям?

Я давно заметила, что если ребенок чувствует к себе неподдельный интерес, он начинает тебе больше доверять, раскрываться. Где-то я слышала фразу, что « ребенок – как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу». Учитель должен слышать чужую боль, уметь ей сострадать. И все твои усилия будут напрасны, ребенок не пойдет тебе навстречу, если почувствует твое равнодушие.

           Школьному учителю приходиться работать не с одним учеником, а с целым классом. Работа с коллективом требует от педагога организаторских способностей. Это проявляется и в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, направить деятельность учеников, поддерживать дисциплину, и в способности правильно организовать собственную деятельность и поведение. Организация собственного труда требует от учителя аккуратности деловитости, четкости и точности, чувства времени, умения правильно распределять работу. Учитель с плохими организаторскими способностями попусту растрачивает свои силы и время; даже если старания у него много, результаты нередко получаются мизерные.

            Еще одно качество, учителю безусловно необходимое, - это педагогическая наблюдательность, способность понимать личность воспитанника и его состояния, по едва заметным признакам оценивать его настроение, проникать во внутренний мир ученика. Сами школьники эту способность высоко ценят. Помните, один из героев кинофильма «Доживем до понедельника» на вопрос, что такое счастье, отвечает: « Счастье – это когда тебя понимают».

   Владеющий этой способностью учитель не спрашивает все время учеников: «Поняли? Поняли?». Он сам видит, когда его понимают. А.С.Макаренко считал, что учитель должен уметь все читать на улице воспитанника. О таком учителе учащиеся говорят: «Он по глазам видит правду говорим мы или нет..».

          Учитель должен уметь управлять своими чувствами и настроением, создавать оптимальное для учебной деятельности психическое состояние. Унылый, мрачный вид, придирчивый, недовольный тон учителя сразу отбивает у ребят желание общаться с ним, понижает работоспособность, оказывает гнетущее действие на психику учеников. И наоборот, хорошее и бодрое настроение учителя создает оптимальный стиль работы в классе. Ученики очень наблюдательны: когда учитель входит в класс, они сразу определяют, «в настроении он или не в настроении».

           Учитель должен обладать также педагогическим воображением. Это – способность предвидеть последствия  своих действий, представить, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем; прогнозировать развитие его качеств, проектировать его личность. Развитие педагогического воображения тесно связано с педагогическим оптимизмом, верой в человека и могущество воспитания.

        Еще одним важным компонентом педагогических способностей является умение распределять свое внимание. Учитель одновременно следит за своей деятельностью, за работой всего класса и каждого ученика в отдельности.

              И еще одно мое наблюдение. Учитель сохраняет моральное право учить и воспитывать до тех пор, пока учится сам, совершенствуется как личность. Современной школе нужен педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, педагог, хорошо знающий проблемы школы. На мой взгляд, одной из самых важных школьных проблем является проблема потери  патриотических качеств личности. Это волнует меня не только как преподавателя истории, но и как человека, гражданина своей страны.

            Необходимо сохранить такие традиционные формы патриотического воспитания, как военно-спортивные игры, посещение музеев и уголков боевой славы, на которых, я считаю, должны закладываться основы патриотического воспитания. Неиссякаемым источником воспитания ответственности за судьбу страны, народа служит для сегодняшних детей пример старших поколений. Шаг за шагом, прослеживая историю России, они приходят к мысли, что Родина в жизни человека – самое великое и священное, ни с чем не сопоставимое. Ради ее процветания многие поколения трудились не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь.  

Кто-то великий сказал, что любить человечество – намного легче, чем любить конкретного человека. Любить конкретно Таню, Сашу, Настю, а не вообще людей. Вглядываться в каждого. Возвышать их и возвышаться самому. Страдать и радоваться вместе с ними. Никакой педагогический вуз не научит этому. Знания, которые я даю на своих уроках истории детям, очень важны. Строить эти уроки так, чтобы ребятам было не скучно или уныло, а радостно и интересно, чтобы они почувствовали, что мы с ними делаем общее дело – продвигаемся в мире знаний,- это тоже важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...

эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе о моем понимании профессии педагог....

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе «Моя педагогическая философия»

"Распахни своё сердце!"  Так называется эссе, которое я писала для  конкурса "Учитель года"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...