Экологическое воспитание детей 4 - 6 лет посредством игры
методическая разработка по теме
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое воспитание детей это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей я подобрала игры в в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делает их живыми, а следовательно, более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.
Игра: Дорожка «Времена года» (авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о цветовой гамме, присущей
тому или иному времени года.
Игровой материал: дорожка по временам года, карточки с признаками времён года
Правила игры: по карточке найти на дорожке определённое время года, остановиться и назвать его.
Ход игры:
1 уровень сложности: « Мы идём, идём, идём остановку не пройдём»- под музыку дети по одному идут по дорожке – воспитатель говорит « стоп», ребёнок останавливается, называет время года и признак, по которому он определил время года.
2 уровень сложности: Воспитатель показывает карточку того признака времени года, который нарисован на дорожке и ребёнок останавливается и объясняет, почему он остановился именно здесь.
3 уровень сложности: Воспитатель показывает картинку признака времени года, которого нет на дорожке, ребёнок останавливается и называет время года и признак, по которому он определил время года.
Игра «Теремок» (авторская игра)
(от 4 до 6)
Цель игры: развивать коммуникативные способности, связную речь.
Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени ( хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)
Правила игры: дети выбирают по одной картинке, которые разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего « теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок» в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)
Ход игры:
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – небо. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.
-Осенью часто я покрыто неприветливыми, серыми, тёмными тяжёлыми тучами – всё реже я чистое, голубое и безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….
-Заходи, будем вместе жить.
-Тук тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – дождь. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью я поливаю землю часто, бываю затяжным, моросящим холодным, колким, неприятным , от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится грязно и слякотно, люди одевают сапоги.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я - дерево .Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью у меня начинают листья желтеть и краснеть, листва постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым, я готов к зиме, у меня начинается период покоя.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
- Я –белка. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний коричневый наряд на зимний голубовато – серый, тёплый и густой.
Заходи будем вместе жить.
И т.п.
Игра «Логический трамвайчик» (по временам года)(авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи между признаками времён года, развивать связную речь.
Игровой материал: картинки с рисунками, осенний пейзаж.
Правила игры: дети берут со стола картинки, рассматривают их у себя и друг у друга, ищут себе пару. Впереди встаёт «трамвайчик», тот ребёнок, у которого в руках картинка, объединяющая все признаки времени года, за ним парами выстраиваются дети. Дети говорят, что у них нарисовано на картинке и объясняют, почему они встали парами.
Ход игры: Выкладываются картинки единого формата с рисунками - «трамвайчик»- ребёнок, у которого картинка «осень»; дети- «вагончики» - с картинками: грибы - лес, зонтик - дождь, тучи - ветер, листопад - голые деревья, куртка с шапкой - дети, осенний парк - дети собирают осенние листья. Картинки лежат на столе рисунками вниз, дети берут картинки по очереди, ищут себе пару-«вагон» и сцепляются в «трамвайчик» объясняют, что общего в рисунках пары, и что общего у данной пары с предыдущей парой.
Игра «Волшебный зонтик»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закреплять знания о временах года, развивать связную речь.
Игровой материал: зонтик.
Правила игры: дети стоят в кругу по очереди передают друг другу зонтик, крутят его над головой и называют примету осени. Повторений быть не должно.
Ход игры: воспитатель говорит: «Этот зонтик не только красивый, но и волшебный, кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспомнит какую - то примету осени». Ребёнок встаёт крутит зонтик и называет примету осени.
Подвижная игра «Туча- туча»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: учить детей чётко выполнять движения в соответствии с текстом игры; воспитывать умение участвовать в коллективных играх, развивать ловкость, быстроту реакции.
Игровой материал: султанчик
Ход игры:
Дети идут по кругу.
Туча-ребёнок стоит в центре круга, руки разведены в стороны, в одной руке султанчик, поворачивается вокруг своей оси.
Дети говорят слова: Туча, туча, почему не льёшься?
-Тучу очень жаль, зацепилась за корабль (туча останавливается),
- Тот кораблик золотой высоко над головой (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши)
- Держит тебя крепко, не замочишь деток! (показывают туче нос)
- Крутись вертись и на нас не злись.
Туча – ребенок: «Всех сейчас я намочу!, Громом вас поколочу» (туча топает ногами, машет руками и ловит султанчиком детей, кого поймает - на стульчики идут).
Игра «Каждый лишний» ( с использованием ИКТ) (авторская игра)
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: учить выделять признаки, по которым можно разделить предметы.
Правила игры: назвать каждый признак времени года и пояснить, почему каждый признак лишний.
Ход игры: на экране слайды признаки осени: солнце, дождь, тучи, грибы (можно взять другие признаки). Детям предлагается найти два и более решения и объяснить, почему каждый признак лишний. Ответы детей: Солнце - ласковое, тёплоё, греет, высушивает, в любое время года появляется на небе, все рады, можно загорать. Дождь – холодный, мокрый, колючий, затяжной осенью, стучит по окнам, крышам, одеваем плащи, резиновые сапоги, грустим. Тучи – серые, тяжёлые, плывут высоко, низко, стоят, темно на улице, пасмурно. Грибы – живые, растут на земле, появляются летом и осенью, съедобные.
Игра «Расшифруй письмограмму»
(от 4 до 6)
Цель игры: закреплять знания о характерных особенностях времён года, развивать логическое мышление, умственную активность, память, сообразительность.
Игровой материал: Буратино, письмо в конверте (мнемотехника)
Правила игры: Дети помогают Буратино прочесть письмо (мнемотаблица), отгадывают, о каком времени года идёт речь в письме.
Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Буратино получил письмо, а прочитать его не может, оно зашифровано. Помогите прочитать письмо». Дети смотрят на картинки и рассказывают, что они видят
Мнемотаблица: ветер – дождь – грибы
клюква – куртка с шапкой - сапоги
листья жёлтые – голый лес и голый сад – птицы улетают на юг.
Воспитатель спрашивает: «От кого Буратино получил письмо?».
Игра «Примите факс»
(от 4 до 6 лет)
Цель игры: закрепить знания о признаках времён года, формировать умение составлять описательный рассказ по картине, развивать связную речь, внимание и интерес к различению оттенков цвета, совершенствовать умение взаимодействовать в команде.
Игровой материал: Акварельные краски, кисточки, карандаши, лист ватмана, осенний пейзаж.
Правила игры: воспитатель или дети как можно более точно описывают картинку осени (можно предмет, животное и т.д.). Дети по словесному описанию рисуют картинку.
Ход игры:
1 уровень сложности: «Ребята вам пришёл факс, вам необходимо его принять.»
Воспитатель точно описывает картинку осени, дети рисуют.
2 уровень сложности: Дети делятся на команды, ребятам одной команды нужно передать как можно более точное описание картинки, дети из другой команды выполняют рисунок в соответствии с описанием.
3 уровень сложности: Дети из одной команды создают описание по памяти, дети из другой команды рисуют.
Два изображения – исходное и полученное в результате игры – сравниваются. Можно предложить ребятам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не полно передали информацию, не точно её отобразили).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)
"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...
Игра как средство экологического воспитания младших школьников
доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИЗМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В работе рассматривается процесс экологического воспитания и просвещения детей в системе школьного обучения с применение дистанционных образовательных технологий. Выявляются перспективные направ...
«Средства повышения мотиваций к успешному обучению биологии посредством системы экологического воспитания»
Итоговая работа по теме:«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»...
"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"
АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...
Мастер - класс для педагогов: "Формирование экологического воспитания учащихся посредством творческой деятельности"
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологического воспитания, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования и педагогами - орг...
"Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"
Выступление на тему: "Формирование экологического воспитания школьников посредством художественной литературы"....