Портфолио педагога для творческого отчёта в предаттестационный период
учебно-методический материал по теме
Данный материал поможет учителя составить полный творческий отчёт о своей педагогической деятельности. В период аттестации необходимо правильно оценить качество условий, процесса и результат своей деятельности. Я предлагаю критерии, по которым можно оценить качество условий. Оно определяется материально-технической базой, информационным обеспечением. Оценка качества учебно-воспитательного процесса основана на анализе использования современных образовательных технологий. Оценка качества результатов выражена в динамике учебных достижений обучающихся и участиях вконкурсах различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.doc | 506 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гимназия №259 ЗАТО ГО г. Фокино
Приморского края
ПОРТФОЛИО
профессиональных достижений педагогического работника
Куприной Татьяны Васильевны,
учителя русского языка и литературы
Содержание портфолио
1. Раздел 1. Общие сведения о педагогическом работнике …………..
2. Раздел 2.Информационно-аналитический отчёт педагогического работника о профессиональной деятельности ……….
3.Раздел 3Достижения педагогического работника……………………………..
4.Раздел 4. Приложение
Раздел 1.
Общие сведения о
педагогическом работнике
Раздел 1.
Общие сведения о педагогическом работнике
1. | Фамилия, имя, отчество | Куприна Татьяна Васильевна |
2. | Год рождения | 20.02.61 |
3. | Профессиональное образование: наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому | Хабаровский государственный педагогический институт, 26 июня 1982 года, специальность «Русский язык и литература», квалификация – учитель средней школы |
4. | Стаж педагогической работы | 31лет |
5. | Стаж работы в данном учреждении | 8 лет |
6. | Должность, по которой аттестуется педагогический работник | учитель |
7. | Стаж работы в данной должности | 31 лет |
5 сентября 2013 год
____________________(Т.В. Куприна)
подпись аттестуемого педагогического работника
Раздел 2.
Информационно-аналитический отчёт
педагогического работника
о профессиональной деятельности
Критерий 1. Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания».
1.1 Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
В должности учителя русского языка и литературы работаю с 1982 года. Обоснованно выбираю программы, учебно-методическое обеспечение.
В учебной деятельности использую учебный методический комплекс согласно Федеральному перечню учебников по русскому языку и литературе: УМК под редакцией М.М. Разумоской, С. И. Львова (русский язык ) 5 – 9 классы, программа «Литература» под редакцией Г.С.Меркина, 5-11классы; программа авторов- составителей:А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой для 11 классов по русскому языку.
Информация о полноте реализации действующих ФГОС
Предмет | Наименование реализуемой программы | Класс | Полнота реализации программы |
Русский язык | УМК под редакцией М.М.Разумоской, С. И. Львова (русский язык ) 5 – 9 классы Программа авторов- составителей:А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой для 10-11 классов по русскому языку | 5 -9 10-11 5-7 | 100% 100% 100% |
Литература | Программа «Литература» под редакцией Г.С.Меркина, 5-11классы Программе авторов составителей: Г.С. Меркин. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Учебник «Литература. 10 класс в 2 частях»Авторы: В.А. Чалмаев,С.А. Зинин Учебник «Литература. 11 класс в 2 частях» Авторы: В.А. Чалмаев,С.А. Зинин | 5 -9 10-11 | 100% |
Рабочие программы и календарно-тематические планы разрабатываю в соответствии с образовательными стандартами по русскому языку и литературе. Для написания календарно - тематического планирования использую следующие документы:
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, М., 2004г.
- Обязательный минимум содержания образования по русскому языку и литературе (Учебные стандарты школ России).
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 9 классы, 10 – 11 классы. М. Дрофа, 2010.
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных школ. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., Русское слово, 2010.
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МО и науки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ.
- Учебный план Гимназии «259
- Примерные программы основного общего образования по русскому языку и литературе.
За основу обучения в основной школе мною взята программа по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, т.к. данная программа направлена на формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения, а также обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности. Программа направлена на усвоение учащимися основных правил орфографии и пунктуации, на овладение нормами речевого общения, нормами современного русского литературного языка, речевого этикета, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств.
По литературе программа под редакцией Г.С.Меркина направлена на осмысление художественных текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем возрасте, - важный пример для школьников. Данная программа не просто предлагает факты биографии писа-
теля, но и особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношение к искусству, творчеству, людям. Учащиеся, начиная с 5 класса, последовательно знакомятся с личностью того или иного писателя, поэта, с творческой историей создания произведения. Программа формирует творческое углубленное чтение, читательскую самостоятельность, умение видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, речевые умения: составить план, пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте; умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства. Особенностью и достоинством программы Г.С.Меркина является и то, что она даёт богатейший материал для внеурочной деятельности школьников, что позволяет ещё больше заинтересовать уч-ся чтением художественных произведений. Программой предполагается проведение большого количества творческих заданий под рубрикой «Живое слово».
За основу обучения в средней школе мною используется программа авторов- составителей:А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой для 10-11 классов по русскому языку. Данная программа обеспечивает усвоение знаний в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования; углубляет знания о языке как системе, учит распознавать, сравнивать, классифицировать языковые явления, различать варианты и нарушения норм языка, формирует навыки орфографической и пунктуационной грамотности. Программа осуществляет не только овладение языковыми нормами, но и позволяет увидеть взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в языке, роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира, богатство и выразительность русской речи.
По литературе в старших классах работаю, используя программу Г.С.Меркина, построенную на историко-литературной основе. В старших классах происходит обогащение усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно вводятся новые термины. Широко освещается литературный процесс второй половины 19 века (10 класс), а также историко-литературный процесс 20 века. Даются темы для творческих работ уч-ся, для написания рефератов, для подготовки сообщений на темы, связанные с творчеством писателя, вопросы на осмысление художественного текста, проблемные вопросы и задания по работе с выразительными средствами языка. В целом, главным стержнем программы является любовь к России и человеку. На примере художественных образов уч-ся познают вопросы жизни и смерти, любви и предательства, добра и зла; учатся выражать свои мысли, спорят, со-
поставляют, анализируют, дают оценку событиям и пытаются определить своё место в мире.
Программы по русскому языку, а также учебники имеют богатое содержание, состоящее из комплекса упражнений, заданий, задач, направленных на подготовку к государственным испытаниям.
Разработанное мною календарно – тематическое планирование рассчитано на реализацию конечной цели: качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации, на развитие общеучебных умений: коммуникативных, интеллектуальных, информационных и организационных.
Преподавание мною ведется согласно календарно-тематическому планированию. Всегда стараюсь давать материал на высоком уровне, использую богатый дидактический материал, сведения из средств массовой информации – так лучше запоминается теоретический материал и его практическое применение. У каждого ребёнка разная мотивация к получению знаний, различные способности к изучению, поэтому главное для себя считаю не заставить ученика запомнить выданный мной материал, а понять и применить его на практике, развиваю самостоятельность в овладении знаниями.
- Курсовая подготовка
№ | тема | часы | год | место |
1 | Содержание и проблемы преподавания русского языка и литературы | 130 | 1998 | ПИППКРО |
2 | Интерактивные технологии в практике работы учителя | 8 | 2008 | ПИППКРО |
3 | Программа Intel «Обучение для будущего» | 42 | 2008 | ПИППКРО |
4 | Инновационно -коммуникативные технологии в современном уроке | 72 | 2009 | Москва |
5 | Подготовка экспертов предметных комиссий | 84 | 2009 | ПИППКРО |
6 | Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования | 6 | 2010 | ПИППКРО |
7 | Проблемный анализ системы подготовки и проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.ГВЭ.ГИА | 6 | 2012 | ПИППКРО |
8 | Повышение квалификации экспертов предметной комиссии ЕГЭ по литературе | 12 | 2012 | ГОАУ ДПО ПКИППКРО |
9 | Приморский форум образовательных инициатив | 2012 | ПКИ КРО | |
10 | Повышение квалификации экспертов предметной комиссии ЕГЭ по литературе | 2013 | ПКИППКРО |
1.3 Постановка педагогических задач при реализации образовательной программы на уроке/учебном занятии (на примере конспекта урока/учебного занятия)
Современный урок русского языка – урок эффективный, действенный, урок на котором развивается личность ученика. Каждый ребенок по окончании школы должен не только владеть набором определенных знаний, но и обладать целым рядом универсальных учебных действий. Моя задача , как учителя русского языка, – психологически подготовить ребят к восприятию нового материала и так построить работу, чтобы они вначале восстановили в памяти все ранее изученное по данному вопросу и только на этой основе получали бы новые знания. Разумеется, это требует от учителя более тщательной заблаговременной подготовки не только к одному отдельному уроку, но и к системе уроков по теме или разделу. Готовясь к системе уроков, я вначале продумываю, как будет установлена связь между отдельными темами, на какие грамматические понятия буду опираться при объяснении тех или иных языковых явлений. Однако это не должно быть простым воспроизведением знакомого учащимся материала. Усвоение нового материала происходит успешно, если теми или иными специальными приемами заставить мысль ученика работать в строго определенном направлении. Для этого так подготавливаю учащихся к усвоению нового материала и так организую его подачу, чтобы получение этих знаний стало практической необходимостью для каждого ученика. Существует немало приемов для активизации работы учащихся на данном этапе. Создаю проблемные ситуации, как основы проблемного обучения, использую элементы новизны и занимательности, опору на уже изученный материал и др. Так, привлекая старый материал в процессе изучения нового, сталкиваю учащихся с внешними противоречиями, возникающими между уже имеющимися у них знаниями и теми, которые нужно приобрести, чтобы решить поставленную познавательную задачу, и направляю работу мышления и памяти ученика на решение возникшего затруднения. При этом основное внимание уделяю не эмоциональному настрою учащихся, а мобилизации их усилий на познавательный поиск, на преодоление созданной учителем ситуации затруднения, показываю недостаточность имеющихся у них для этого знаний. В процессе опоры на уже известные знания в сознании учащихся возникает проблемная ситуация. При её решении постоянно вычленяю и подчеркиваю то новое, что узнают учащиеся при изучении именно данной темы. Постоянная фиксация внимания учащихся на крупицах нового, которые углубляют и систематизируют знания, мобилизует внимание, заставляет учащихся следить за ходом объяснения, лучше усваивать логику мысли, вникать в сущность грамматических и орфографических явлений. Вместе с углублением и систематизацией знаний, умений и навыков учащихся идет и развитие их абстрактного мышления.
Планируя урок, учитываю программный материал, своеобразие темы, степень ее изученности, место и роль данной темы в курсе, а также уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность, соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке. Постановка поурочной цели и конкретных задач показана в приложенной разработке урока по теме «Правописание гласной перед н и нн в причастиях» 6 класс http://infourok.ru/arhiv/svid/11712090117.jpg
1.4 Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств.
Постулаты обучения
- Каждый физически здоровый человек может освоить любой учебный материал.
- Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной учебный материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала.
- Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешными действиями ученика в процессе освоения этого материала.
Современное общество и процессы, происходящие в нем, предъявляют к учителю новые требования. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Результатами обучения должны стать:
- Компетентность.
- Целостная картина мира.
- Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету).
- Развитое абстрактное мышление.
- Владение полной структурой деятельности.
Для достижения таких результатов в современном образовательном процессе есть технологии, которые развивают ученика, делают его компетентным, ответственным за происходящие процессы.
Понятие "технология" не является общепринятым в традиционной педагогике. Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Моя задача состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Владею и применяю в практической профессиональной деятельности современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогического обучения, проектную и исследовательскую технологии, развивающего обучения, включая информационные, предметно-ориентированные технологии обучения, личностно - ориентированные. Объяснительный, проблемный, поисковый методы обучения. Метод учебных проектов, методику коллективных творческих дел, проектирование и презентации идей, рейтинговую систему оценивания, методику взаимообмена заданиями, методику взаимопроверки индивидуальных заданий.
Используемые мною современные педагогические технологии представлены в таблице:
Название технологии | Цель | Задачи | Этапы применения |
Технология дифференцированного обучения |
| 1.Средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей); | Индивидуальный ритм изучения отдельных тем курса При выполнении практических упражнений, заданий |
Технология проблемного обучения |
| 1.Научить решению 2.Научить учащихся деятельности по усвоению знаний и путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных | Изучение нового материала В исследовательской работе При выполнении домашнего задания, самостоятельной работе (при изучении различных программных сред) |
Технология формирования информацион - |
| 1.Формирование информационного мировоззрения личности 2.Приобретение знаний и умений по информационномусамообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности | Информационные процессы Виды, принципы телекоммуникационных систем, использование телекоммуникационных средств в социуме Применение алгоритмов |
Технология коллективно-групповых способов обучения |
| 1.Умение работать в коллективе 2.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников; | На обобщающих темах курса во внеурочной деятельности(выпуск классной, школьной газеты, летопись классных дел, творческий отчет и т.д.) тематические презентации |
Технология проектного обучения |
| 1.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников; 2.Умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения; 3.Делать выбор и принимать решения | При выполнении творческих заданий Во внеурочной деятельности
|
Технология игрового обучения |
| 1.Умение «погружаться» в конкретную ситуацию, среду 2.Выработка коммуникативных свойств личности |
|
Технология критического мышления | соединение обучения и воспитания в один целостный процесс развития творческой личности; создание условий для творческой самореализации учащихся развитие познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала | 1.Самосовершенствование личности; 2.Развитие творческих способностей, умения критически мыслить и принимать взвешенные решения; 3.Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ; интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс | в тестировании учащихся по темам курса (с выбором одного или нескольких правильных ответов, выбор ответа» истина - ложь») при подготовке к ЕГЭ (прогнозирование: особенно, часть С) |
Для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний на уроках русского языка и литературы помогают межпредметные связи, которые я широко использую в учебной работе. Это побуждает к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими учителями–предметниками, способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения. Взаимосвязи гуманитарных предметов определяются общими объектами – общество, человек – и методами их изучения. Изучение литературы в единстве с лингвистическим развитием учащихся. Взаимосвязи литературы и истории раскрывают социально-историческую обусловленность творчества того или иного писателя и способствуют образной характеристике исторических этапов в развитии общества. У истории и литературы общий объект изучения – общество и человек. Сходен и логический анализ фактов в сочетании с их эстетической оценкой. Литература вступает в тесный контакт с предметами эстетического цикла. Изучение русского языка связано со всеми остальными предметами:
- русский язык – иностранный;
- русский язык – литература;
- русский язык – история, география, биология, математика, химия, физика;
- русский язык - музыка, рисование, физкультура, труд.
Содержательная сторона этих групп связей различна. В первом случае связи носят сопоставительный или генетический характер; во втором - язык выступает как «первоэлемент» для изучения литературы; в третьем - связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи, для раскрытия общности естественного языка и языка науки: обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки, специфику словоупотребления в спорте, трудовых процессах.
Русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Сами школьники без специального обучения обычно не используют на уроках русского языка межпредметный материал из других школьных предметов. Поэтому я на своих уроках специально развиваю у учащихся потребность использования одинаковых или смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам. На уроках русского языка межпредметный материал применяется в сообщении (слове) учителя, в беседе с учащимися, в устных и письменных ответах школьников, при выполнении упражнений, при подготовке тематических презентаций. Выбор способов использования межпредметного материала зависит, во-первых, от его вида, во-вторых, от специфики изучаемого материала и особенностей формируемых умений, в-третьих, от специфики контактирующих учебных дисциплин. Чаще всего на своих уроках использую интеграцию русского языка с литературой, историей, с биологией, изобразительным искусством, музыкой, МХК. Такие уроки способствуют глубокому «проникновению учащихся в слово», помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой. Привожу пример урока « Влияние английской и русской литературы на писателей и читателей» http://www.moi-universitet.ru
В ходе подготовки и проведения уроков использую цифровые образовательные ресурсы и средства в федеральных образовательных порталах :
№ | Название портала | Ссылка |
1. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
2. | Федеральный центр информационных образовательных ресурсов | |
3. | Учительский портал | |
4. | Социальная сеть работников образования | http://nsportal.ru/user/148271 |
5. | Газета 1 Сентября | http://festival.1september.ru/ |
6. | Инфоурок | |
7. | Мой университет | |
8. | Благотворительный фонд наследия М.В.Менделеева | http://www.mendeleev.upeg.net/urok/now/now.htm |
4. | Продукты издательств «Просвещение», «Кирилл и Мефодий»; аудиозаписи стихотворений, отрывков из произведений в исполнении ведущих артистов театра и кино; фрагменты из к/ф по теме того или иного урока |
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.
Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мульти -
медийный проектор, интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля).
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Применение интерактивной доски в процессе обучения
Активно использую интерактивную доску и мультимедийный проектор. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.
Использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
- коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
- демонстрация презентаций, созданных учащимися;
- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
ЦОР, ЭОР в образовательном процессе, их преимущества
Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии "Русская поэзия XV - XX веков". По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательства "Дрофа".
В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями, в основном, из экзаменационных вариантов. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся. Анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у учащихся.
Критерий 2. Высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ.
- Динамика учебных достижений обучающихся
Показатели годового значения среднего балла по предмету
Качество знаний по русскому языку на примере одного класса
за 2008 - 2013
Качество знаний по литературе на примере одного класса
за 2008-2013 гг.
Средний балл по русскому языку на примере одного класса
за 2008 – 2013 гг.
Средний балл по литературе на примере одного класса
за 2008 – 2013 гг.
Результаты промежуточной аттестации за
2012-2013 уч. год
ФИО | класс | предметы | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | год | успеваемость |
Куприна Т.В. | 6б | русский | 60 | 50 | 47 | 52 | 57 | 100 |
лит-ра | 95 | 77 | 76 | 85 | 85 | 100 | ||
7а | лит-ра | 33 | 38 | 45 | 42 | 53.3 | 100 | |
10 | русский | 54 | 57 | 57 | 100 | |||
лит-ра | 81 | 77 | 77 | 100 | ||||
11 | русский | 50 | 66.6 | 66.6 | 100 | |||
лит-ра | 88 | 77.7 | 77.7 | 100 |
Средний балл по классам
20012-20013 (год)
ФИО | класс | предметы | Ср.б. | Кач-во | успеваемость |
Куприна Т.В. | 6б | русский | 3.6 | 57 | 100 |
Лит-ра | 4 | 85 | 100 | ||
7а | Лит-ра | 3.6 | 53.3 | 100 | |
10 | русский | 3.6 | 57 | 100 | |
Лит-ра | 4 | 77 | 100 | ||
11 | русский | 3.8 | 66.6 | 100 | |
Лит-ра | 3.9 | 77.7 | 100 |
2.2. Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внешнего, независимого мониторинга ЕГЭ по русскому языку
ГИА по русскому языку (2011г)
Число допущенных к Г И А | «5» | «4» | «3» | Качество знаний |
2011 - 41 | 8 | 27 | 6 | 85,3% |
Сдача ЕГЭ в течение двух последних лет
Предмет | Число допущенных к ЕГЭ | Качество знаний | ||||
| 2011-2012 | 2012-2013 |
| 2009-2010 | 2010-2011 | |
Русский язык |
| 26 | 27 |
| 59% | 63% |
Сравнительная шкала сдачи ГИА в 2011-2012 уч. г.
| Русский язык (средний тестовый балл) |
Край | 46 б |
Город | 49 б |
Гимназия | 56,7 б |
Сравнительная шкала сдачи ЕГЭ в 2012-2013 уч.г.
| Русский язык (средний тестовый балл) |
Край | 55 б |
Город | 52 б |
Гимназия | 63 б |
2.3. Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах 2012-2013-2014
Школьный уровень
№ | Месяц | Тип мероприятия | Количество участников | Класс | Занятые места, фамилии победителей |
1. | ноябрь | Олимпиада по русскому языку | 14 | 10, 11 | Данилина О.-1м. Мезенцева А.-2 Голубцова Ю.-3 Набиева Д.-1 м. Мосич Я.-2 м. Корнилова М.-3 |
2 | ноябрь | Олимпиада по литературе | 10 | 11,11 | Данилина О. -1м. Сажина Е.-2 м. Бочанцева И.-3м Набиева О.-1 Мосич -3 м. |
3. | декабрь | Конкурс выразительного чтения «Пегас» | 6 | 6,10,11 | Кругликов В.-2 место, Ким В.-1 место |
4. | май | Конкурс исследовательских работ | 1 | 11 | Мезенцева А.-1 место |
2.4. Краевой, всероссийский
№ | Дата | Тип мероприятия | Место проведения | Классы | Количество участников | Занятые места, фамилии победителей |
январь | Краевой конкурс «В энергетику пойду» | край | 10 | 3 | Чапуля Т.-1 место | |
февраль | Краевой экологический конкурс социальных проектов | край | 6.9.10 | 3 | 3 победы Голуюцова Ю. Кирилова А. Набиева А. | |
март | Международный конкурс «Письмо президенту» | Москва | 19 | 3 | Мезенцева А. Сажина Е. Голубцова Ю. | |
1. | октябрь | Всероссийский конкурс «Медвежонок» | Россия | 6,10,11 | 35 | Бочанцева И. Сарычева А. Набиева А. Победители по Приморскому краю |
2. | ноябрь | Конкурс творческих работ «Арктика –притягательная загадка» | Россия | 10,11 | 3 | Кобылянский Мезенцева А., Набиева А. лауреаты |
3. | ноябрь | Городской конкурс «Как сохранить физическое и психическое здоровье?» | г. Фокино | 10,11 | 3 | Иванов Д., Данилина О., Али-Османова Е.- 2 место |
4. | ноябрь | Краевой конкурс «Моя профессия –журналист» | Владивосток | 11 | 3 | Али-Османова Е.,Зубехина М., Бочанцева И.- 3 место по краю. |
5. | февраль | Краевой конкурс молодых литераторов имени П.И. Гомзякова «Гул океанского прибоя» | . Владивосток | 11 | 2 | Мезенцева А. Али-Османова Е лауреаты |
6. | март | Краевая заочная олимпиада | Владивосток | 11 | 1 | Мезенцева А .-победитель заочного тура |
7. | январь | Всероссийская олимпиада краевого уровня | Владивосток | 10 | 1 | Набиева О. -2 место по литературе |
8. | декабрь | Городская олимпиада по русскому языку | г. Фокино | 10,11 | 6 | Набиева О.-2м., Мосич Я -4 м., Мезенцева А.-1 м., Данилина О.-3 м., Голубцова Ю.-2 м. |
9. | декабрь | Городская олимпиада по литературе | Г. Фокино | 10,11 | 6 | Сажина Е.-1м,, Данилина О.-2м., Набиева О.-1 м.. |
10. | сентябрь | Краевой конкурс «Финансовая грамотность молодёжи» | Г. Владивосток | 11 | 2 | Мосич Я., Надарян М. |
2.5.Список победителей олимпиад, конкурсов
1 | Данилина О. | 1место |
2 | Мезенцева А. | 2 место, 1 место |
3 | Голубцова Ю. | 3 место, 1 место |
4 | Набиева А. | 1 место, 1 место,1 место, 1 место. 2 место |
5 | Мосич Я. | 2 место, 3 место |
6 | Корнилова М. | 3 место |
7 | Данилина О. | 1 место |
8 | Сажина Е. | 2 место |
9 | Бочанцева И. | 3 место, 1 место. 3 место |
10 | Кругляков В. | 2 место |
11 | Ким В. | 1 место |
12 | Чапуля Т. | 1 место |
13 | Кирилова А. | 1 место |
14 | Сарычева А. | 1 место |
15 | Али-Османова Е. | 2 место |
2.6. Исследовательская работа учащихся
1. | Пространство и время в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Соболева А. | 2 место |
2. | Роль дуэли в произведениях АС. Пушкина | Воронова А. | 2 место |
3. | Языковые особенности рекламы | Михеева Е. | 3 место |
4. | Влияние СМИ на нашу речь | Мезенцева А. | 1 место |
Критерий 3 Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся.
В моей педагогической деятельности важное место занимает создание условий для успешной социализации обучающихся.
На протяжении всей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем.
Воспитательная работа проводится мной с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика в классе. Стараюсь сделать так, чтобы все ученики класса были задействованы в классных и общешкольных мероприятиях.
Отбор тех или иных коллективных дел производится в согласии с интересами и способностями детей. Поэтому, как классный руководитель , составляю план воспитательной работы таким образом, чтобы в нём присутствовало общение с искусством, физическое развитие детей,8520етическое развитие. Особую важную роль в воспитании отвожу познавательной деятельности учащихся.
Владею информацией о школьниках, учитываю физические, медицинские, психологические, социальные сведения.
Приоритетной задачей считаю – сплочение классного коллектива, а также воспитание самоуправления, построенного на доверии, взаимопонимании, взаимовыручке, на уважительных отношениях между девочками и мальчиками. Начинаю работу в новом классном коллективе с формирования правительства, творческой группы. Творческая группа определяется по итогам первого общего мероприятия, например, подготовка праздничного выступления к дню Учителя. Распределяем вместе с уч-ся обязанности между членами детского объединения, оформляем классный уголок, который действует в течение года: на нём есть место для объявлений, информация о подготовке того или иного мероприятия, распределение обязанностей во время подготовки, сроки реализации. Также уголок предназначен и для родителей. Есть график и темы родительских собраний, поздравления. В начале каждого учебного года корректируется план работы с учётом возрастных особенностей уч-ся.
Цели и задачи, направления деятельности как классного руководителя и способы их достижения представляю в виде таблицы.
Направление деятельности | Цели и задачи воспитания | Форма и средства реализации |
Семья и здоровье | Формирование любви, уважения, чувства долга перед родителями и близкими людьми, ответственности и уважения к окружающим людям. Подготовка к семейной жизни, здорового образа жизни (нравственному, физическому) | Знакомство с культурой семейных отношений. Формирование культуры отношений между полами. Беседы. Занятия. Практикумы. Диспуты. Родительские собрания. Индивидуальная работа с детьми и родителями. |
Коллектив и общество | Формирование культуры учебной и трудовой деятельности межличностных отношений в классе. Воспитание национальной –интернациональной, правовой, экологической, экономической культуры. | Работа над правилами поведения учащихся в школьном и классном коллективе. Приобщение к школьным традициям, общешкольным требованиям и обязанностям по классу. Развитие навыков коллективного труда. Беседы. Классные часы. Олимпиады. Круглые столы. Походы. Экскурсии. Праздники, субботники, предметные недели |
Мир и гармония | Формирование духовной нравственной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям. Художественное эстетическое развитие детей. | Клуб по интересам, выставки, беседы. Творческие конкурсы. Фестивали творчества. Посещение кинотеатров, выставок, музеев. Встречи с интересными людьми. Организация концертов, экскурсий, походов. |
Я - сфера | Помочь ребенку разобраться в личностном «Я». Помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы: способности, интересы, таланты, личностные качества. | Самореализация личности подростка: беседы, аутотренинг, мониторинг, психологический практикум. Вечера-конкурсы. Составление программ по самовоспитанию и самореализации. |
- . Результативность работы в качестве классного руководителя
- Результативность работы классного руководителя с учащимися и их родителями
2012-2013 уч год
Работа классного руководителя
№ | Мероприятия | Кол-во | Уровень подготовки | Примечание |
1. | Тематические классные часы (указать темы) «Фокино- душа моя», «Я утверждаю себя», Как победить неуверенность в себе», «Воспитай себя», «День матери», «Приморские писатели», «Мои права и обязанности», «Здоровье- самое ценное достояние человека», «Толерантны ли мы», «Я гражданин», «Право выбора», «День Сталинградской битвы», «Мы дети Галактики», «О доброте», «Памяти павшим», «Не отдавайте сердце стуже», «Любовь нечаянно нагрянет», «Что значит деньги в нашей жизни?», «Молодёжные субкультуры», «Спешите делать добрые дела». Беседы: «Правила дорожного движения», «Кто сердцем предков чтит», «Обретая, давай», «Модно быть здоровым». Проведение тренингов, тестов: «Выбор профиля», «Мир моих увлечений», «Я и мои родители», «Я и мой досуг», «Учение с увлечением». | 20 | В значительной степени удалось решить поставленные задачи. Удовлетворённость учащимися жизнью класса показала правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. | |
2. | Экскурсии
| 5 |
3.2. Общешкольные мероприятия
№ | Мероприятия | Результат | Уровень подготовки | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | День здоровья, «Мы за здоровый образ жизни» (проект), Новогодний карнавал День самоуправления, День допризывника, спортивные мероприятия (к 23 февраля и 8 марта), Литературные гостиные «Красной нитью рябина зажглась», «Дорога на Восток»http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna Защита учебно-исследовательской работы «Влияние СМИ на нашу речь». | 1 место 2 место 1 место | 2 представления |
3.3. Городские мероприятия.
№ | Мероприятия | Результат | Примечание |
1. | Молодёжный Фреш | 2 место | |
2. | Допризывник | 2 место | |
3. | Выступление хора | 1 место | |
4. | Участие в митинге, посвящённом Дню Победы |
3.4.Участие в городских, краевых мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
№ | Мероприятия | Результат | Примечание |
1. | Составление ролика к молодёжному Фрешу | 2 место | |
2. | Участие в конкурсах (см. ниже) |
3.5. Социальная защита детей и профилактика правонарушений
Кол-во рейдов в семьи | Кол-во учащихся на ВШУ | Кол-во учащихся на учете в КДН, ПДН | Кол-во конфликтных ситуаций | Кол-во правона-рушений в классе | кол-во пропусков без уважи-тельной причины | Взаимодей - ствие с психологом, соцпедагогом и др. (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 11 (опоздания на первые уроки) | 3 |
3.6. Учебная деятельность класса
Качество знаний | Неуспевающие (на протяжении уч. года) | Занятость в системе образования (кол-во детей, посещающих кружки, спортивные секции, % охвата) | Кол-во выбывших учащихся (указать куда и причину) |
46% | 0 | 66 % | Сирица Сергей (г. Владивосток) |
3.7. Результаты внеурочной деятельности
* Призеры регионального уровня:
Название мероприятия | Дата участия, место проведения | ФИО ученика | Результат участия |
Всероссийская олимпиада муниципального уровня по русскому языку | Ноябрь-декабрь 2002 | Мезенцева А. Голубцова Ю. Данилина О. | 1 место 2 место 3 место |
Всероссийская олимпиада муниципального уровня по литературе | Ноябрь-декабрь 2002 | Сажина Е. Данилина О. | 1 место 2 место |
Творческий конкурс «Как сохранить психическое и физическое здоровье» | октябрь | Али-Османова Е. | 2 место |
** Призеры федерального уровня:
Название мероприятия | Дата участия, место проведения | ФИО ученика | Результат участия |
Всероссийская олимпиада по русскому языку краевого уровня («Океан) | январь | Мезенцева А. | 8 место |
Краевой конкурс молодых литераторов имени П.И. Гомзякова «Гул океанского прибоя» | март 2013г. | Мезенцева А. Али-Османова Е | Сертификат участника |
Заочный тур краевых предметных олимпиад , посвящённых Н.Н. Дубинину при ВГУЭС. | март, 2013г. | Мезенцева А. | Победитель |
Краевой экологический конкурс социальных проектов | Ноябрь 2012 | Голубцова Ю | 1 место |
Краевой конкурс «Моя профессия –журналист» | Февраль 2013 | Бочанцева И. Зубехина М | 1 место Сертификат участника |
*** Призеры международного уровня:
Название мероприятия | Дата участия, место проведения | ФИО ученика | Результат участия |
Международный конкурс «Письмо президенту» | Сентябрь-октябрь 2012 | Мезенцева А., Сажина Е., Голубцова Ю. | Сертификат участника |
Всероссийский конкурс «Арктика – притягательная загадка» | Октябрь 2012 | Мезенцева А. Голубцова Ю. | Лауреат Сертификат участника |
Всероссийский конкурс «Медвежонок» | Ноябрь | 12 человек | Победитель –Бочанцева И. |
Международный конкурс «Урок письма» | Ноябрь 2012 | Данилина О. | Лауреат |
Молодёжный чемпионат по психологии | Апрель 2013 | Мезенцева А. Чапуля Т. | 1 место 2 место |
Стремлюсь к тому, чтобы используемые в моей работе приёмы, были всегда целесообразны, т.е. работали на цель, разумны, соотносились с возрастными особенностями учащихся. Считаю, что только поддерживая тесный контакт с родителями учеников, можно добиться результатов в воспитательном процессе. С этой целью провожу педагогические консультации для родителей, родительские собрания, привлекаю родителей в качестве участников и организаторов классных и школьных мероприятий.
Жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя нет.
Критерий 4. Обобщение и распространения собственного опыта
4.1. Обобщение и распространения собственного опыта
Являюсь активным членом городского методического объединения учителей русского языка и литературы, на семинарах делюсь опытом работы с коллегами. Являюсь городским экспертом при проверке олимпиадных заданий, краевым предметным экспертом ЕГЭ по литературе. Являюсь членом сетевых сообществ учителей в Интернете / https://my.1september.ru/userinfo/, http://www.moi-universitet.ru, http://infourok.ru/,
http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna.
Участвовала в подготовке и проведении следующих семинарах:
1 | Краевой семинар «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе»Доклад«Моделирование индивидуальных образовательный маршрутов повышения квалификации работников образования. Мои ступени совершенства» | 2011 | ПКИППКРО |
2 | Краевой семинар «Создание образовательной среды в современной школе» Доклад «Образовательная среда для проявления и развития способностей в образовательном учреждении», | 2011 | ПКИППКРО |
3 | Краевой семинар «Проблемный анализ системы подготовки и проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГВЭ, ГИА» Доклад «Условия качественной подготовки к ГИА И ЕГЭ», | 2012 | ПКИППКРО |
4 | Краевой семинар «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования в современной школе», | 2012 | ПКИППКРО |
5 | Направления и формы работы с одарёнными детьми | 2013 | ГМО |
6 | Результаты и анализ ЕГЭ за 2012-2013 уч.год | 2013 | ШМО |
4.2. Участие в профессиональных конкурсах
1 | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» при издательском доме «Первое сентября» | 2008 | http://festival.1september.ru/ | Диплом, сертификат |
2 | Первый открытый фестиваль «Мультимедиа в образовании» | 2009 | сертификат | |
3 | Конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» при Благотворительном фонде Менделеева в г. Москве | 2010 | http://www.mendeleev.upeg.net/urok/now/now.htm | Грамота |
4 | Четвёртый открытый фестиваль «Мультимедиа в образовании». | 2011 | Сертификат | |
5 | Конкурс методических разработок на сайте infourok.ru | 2013 | Сертификаты |
4.3. Публикации
1 | Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова | http://festival.1september.ru/ | диплом | 2008 |
2 | Модель мира В. Маяковского | сертификат | 2010 | |
3 | Влияние английской и русской литературы на писателей и читателей | сертификат | 2011 | |
4 | И.А. Крылов Особенности жанра басни | http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna | сертификат | 2012 |
5 | А. Грин Делать чудеса своими руками | http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna | сертификат | 2012 |
6 | Правописание гласной перед н и нн | http://infourok.ru/arhiv/svid/11712090117.jpg | сертификат | 2013 |
7. | Презентация литературного вечера «Дорога на Восток» | http://infourok.ru/arhiv/svid/11712090117.jpg | сертификат | 2013 |
Критерий 5. Инновационная деятельность
1 | Создание собственного сайта nshrtal.ru | 2012 | http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna |
2 | Размещение в социальной сети работников образования электронного портфолия | 2012 | http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna |
3 | Мастер-класс Представление своего педагогического опыта (дист.) | 2013 |
На протяжении 5 лет работаю над технологией проблемного обучения. Изучила теоретическое и научное обоснование данной технологии. Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Именно ему принадлежит определение важнейшего алгоритма проблемного обучения. В трудах Б. Наровчинского, В.Оконя можно заметить, что основу проблемного обучения видели почти так же, как Дж. Дьюи:
- ощущение проблемы;
- ее обнаружение и определение;
- представление возможного решения;
- выявление путем умозаключений вероятного решения;
- дальнейшие наблюдения и эксперименты, ведущие к принятию или отбрасыванию решения.
Известны научные работы по технологии проблемного обучения Матюшкина А. М.Б., Махмутова М.И., Максимовой В. Н. и других ученых. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Например, при изучении лирики А.А. Фета на этапе объяснения предлагаю ребятам вопросы: «Какое впечатление производит на вас стихотворение «Шепот, легкое дыхание», какое настроение вызывает?». На этапе закрепления: « Вы познакомились с поэзией двух великих поэтов 19 века – Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Что, по-вашему, объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения и литературно-критические материалы». На этапе контроля: «Напишите интерпретацию наиболее понравившегося стихотворения А. Фета».
Таким образом, проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные признаки объекта познания, и формирует у учащихся следующие компетенции: коммуникативную, учебно-познавательную, информационную.
Реализуя проблемное обучение на уроках литературы, я провожу такую форму урока, как диспут. «Урок-диспут - это одна из форм урока, которая учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а не заученной цитатой»,- пишет Л. Н. Лесохина. [5] В практику моей работы входит и проведение диспутов. Заключительный урок по комедии А. Грибоедова «Горе от ума» провела в форме диспута на тему: «Вечный спор Молчалиных и Чацких». Толчком к нему послужили различные точки зрения критиков, писателя и самих ребят. Главный проблемный вопрос связан со способами достижения жизненной цели – что нравственно, что безнравственно.
Следовательно, диспут – наиболее развернутая форма самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно-познавательная компетенции.
Дискуссия – «одна из важных форм коммуникации, метод решения спорных проблем и способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания». [6]
Например, после изучения рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», сопоставительного анализа образов Лара и Данко проводится дискуссия «Достаточно ли сегодня патриотизма у молодежи». В течение семи минут группы обсуждают проблему, составляют общее мнение, а затем начинается дискуссия, в проведении которой мне помогают наблюдатели, следящие за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы, и в конце дискуссии дают оценку каждой группе в целом. Таким образом, дискуссия позволяет рассмотреть данную проблему с разных точек зрения.
Такие уроки являются одной из важных форм активизации учащихся посредством поднятия интереса к чтению, к литературе как к учебному предмету, развивают устную речь, формируют субъект-субъектные отношения, стимулируют творческую самостоятельность. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает становлению нравственной убежденности, активной гражданской позиции.
«Поскольку особенностью диспута как формы работы является полемика, спор как метод разрешения проблем, постольку в самой формулировке должна содержаться возможность спора»,- пишет в своей работе Н.С. Лейдерман. [7] Так при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» я предлагаю ребятам следующие вопросы и задания: «Каким мы увидели Лужина в романе? Можно ли встретить Лужина в наши дни?». А на заключительном уроке перед учащимися ставлю вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи или гуманист?». Также учащимся предлагаю мнения критиков по этому поводу. Каждый ученик выбирает то высказывание по данной проблеме, которое ему ближе, тем самым ребята самостоятельно, по своим убеждениям делятся на группы, каждая из которых должна обосновать свое мнение, опираясь на текст, что способствует формированию компетенции самоменежмента, развивает субъектную позицию учащихся.
При изучении повести М. Булгакова «Собачье сердце» Ученикам был предложен вопрос: «Нужны ли нам Шариковы?» Урок был предложен в виде интервью с Шариковым, предположив, что он остался «человеком». Учащиеся задавали самые разнообразные вопросы. А в заключение было высказано общее мнение: «Хорошо, что профессор Преображенский снова превратил Шарикова в собаку».
Изучая «Гранатовый браслет» И. А. Куприна, учащиеся рассуждали о том, какой должна быть любовь. Чувства Желткова – это большая любовь или слепой восторг? Создать проблемную ситуацию помогли следующие высказывания В. Львова-Рогачевского и Д. С. Лихачева. В. Львов-Рогачевский: « «Гранатовый браслет» Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви». Д. С. Лихачев: « любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной». Ребята почти все пришли к выводу: любовь не должна быть слепой, потому что когда пройдет страсть, ты увидишь все недостатки своего любимого, тогда разочарование будет слишком велико.
Такая форма работы формирует, во-первых, коммуникативную компетентность, во-вторых, развивает у учащихся умение правильного сбора, поиска информации, выделение главного.
Таким образом, активные формы работы с применением технологии проблемного обучения формируют у учащихся ключевые компетенции, что способствует развитию познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, нравственные основы. Для меня урок – это общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе.
Технология проблемного обучения направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся через последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач. В её основе лежат поисковые методы. Проблемная ситуация создаётся с помощью вопросов учителя, подчёркивающих важность, новизну и другие качества изучаемого предмета. Проблемные ситуации можно создавать на любом этапе урока. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет уч-ся на её решение, организует поиск. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения, и, как результат, у него образуются новые знания.
Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.
Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся без труда могут выделить все этапы урока, самостоятельно сделать подробный вывод по уроку. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся.
Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Меньше учащихся не справляются с контрольной работой, тестированием, зачётом. Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом дети выполняют задания логического и проблемного характера а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.
С каждым годом ученики всё активнее принимают участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах.. Работая в парах, группах, дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения.
Кроме того, разрешение учебных проблем оказало положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам своим и чужим. Изменения, произошедшие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления, формируют положительную мотивацию учения.
Критерий 6. Методическая работа
С 2007 года возглавляю ШМО учителей русского языка и литературы. С коллегами работаем над методической темой ШМС «Управление качеством образования в условиях введения ФГОС 2-го поколения». Темой МО является «Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся через использование современных образовательных технологий, новых форм организации учебной деятельности». МО изучает новые педагогические технологии, внедряет в практику своей работы, проводит мониторинг учебной деятельности уч-ся , анализирует результаты. Участвуем в методсеминарах школы, даём открытые уроки, внеклассные мероприятия. Проводим предметные олимпиады и недели. Ежегодно ребята участвуют в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
Раздел 3
Достижения педагогического работника
Критерий 1 Награды и поощрения
Учебный год | Уровень | Наименование |
2007-2008 | всероссийский | Диплом за участие в Фестивале педагогических идей при издательском доме «Первое сентября» |
2007-2008 | краевой | Благодарственное письмо от ОАО»Дальневосточной Энергетической компании» за поддержку творческой инициативы и организацию активного участия в конкурсе творческих работ |
2008-2009 | всероссийский | Диплом за организацию и участие детей во всероссийском «Молодёжном чемпионате» и за подготовку победителей. |
2008-2009 | всероссийский | Почётная грамота Министерства образования и науки Р.Ф. за победу в Приоритетном национальном проекте «Образование» |
2009-2010 | всероссийский | Грамота финалиста Всероссийского конкурса профессионального мастерства при Благотворительном фонде Д.И. Менделеева. Г. Москва |
2010-2011 | всероссийский | Сертификат за публикацию материала от Международного Института Развития «Эко Про». Первый открытый фестиваль. |
2011-2012 | всероссийский | Сертификат за публикацию материала от Международного Института Развития «Эко Про». Четвёртый открытый фестиваль. |
2010-2011 | краевой | Грамота за подготовку уч-ся в научно-практической конференции «Моя страна - моя Россия» |
2011-2012 | краевой | Дипломом за подготовку и организацию участие в конкурсе печатных изданий «Слово – великая сила» |
2011-2012 | муниципальный | Почётная грамота за многолетний добросовестный труд, достижения в профессии, личный вклад и активное участие в общественной жизни городского округа ЗАТО г. Фокино в номинации 2Лучший по профессии» |
2012-2013 | муниципальный | Грамота управления образования города Фокино за добросовестный и плодотворный труд |
2012-2013 | краевой | Почётная грамота Департаментом образования и науки за значительный вклад в организацию и совершенствование воспитательного процесса. |
В 1995г. Награждена значком «Отличник народного просвещения»
Раздел 4
Приложения 1
1. Методическая разработка урока «Правописание гласной перед н и нн в причастиях» 6 класс http://infourok.ru/arhiv/svid/11712090117.jpg
2. Методическая разработка урока «Влияние английской и русской литературы на писателей и читателей» http://www.moi-universitet.ru
3. Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету. Презентация литературного вечера «Дорога на Восток» http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna
4. Методическая разработка родительского собрания «Педагогика семейных отношений» http://nsportal.ru/kuprina-tatyana-vasilevna
Приложение 2
Грамоты и сертификаты
Заключение
Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Какими личностными качествами должен обладать педагог?
Думаю, что, прежде всего, в научной подготовке учителя по специальности, знании методологии преподаваемого предмета, общими дидактическими принципами, детской психологии. Также учитель должен обладать педагогическим тактом, способностью к самосовершенствованию, к саморазвитию. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию. Считаю, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Особую важность уделяю самосовершенствованию, развитию, ибо учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Народная мудрость гласит: «Многому я научился у своих наставников, ещё большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2007 по 2012 годы
Аналитическиё отчёт преподавателя физики в учреждении профессионального образования. В работе анализируются показатели образованности учащихся, условия образовательной деятельности, п...
Творческое портфолио педагога
В презентации представлен материал о моей творческой педагогической деятельности....
Творческий отчёт учителя физики Карасёвой И.Д. (приложение к портфолио)
Я, Карасёва Ирина Дмитриевна, 1965 года рождения, закончила в 1999 году ЛГПУ им. Шевченко, имею диплом учителя физики и математики, имею общий педагогический стаж 18 лет, стаж работы в школе – 14 лет....
Творческий отчёт по теме :"Творческое сотрудничество на уроках математики"
Содержит обобщение опыта по теме : "Творчееское сотрудничество на уроках математики " - формы и методы работы для повышения качества и мотивации обучения, развития УУД....
Творческий отчёт социального педагога в школе
Профессия социального педагога - новая. Именно благодаря его работе происходит объединение семьи, школы и общественности для оказания помощи ребенку. Работу социального педагога лёгкой не назове...
Индивидуальный план самообразования ( предаттестационный период) учителя истории и обществознания Муратовой Ларисы Миншаеховной МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче г. Нижнекамск РТ.
Индивидуальный план самообразования ( предаттестационный период) учителя истории и обществознания Муратовой Ларисы Миншаеховной МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче г. Ниж...
Творческий отчёт о посещении экскурсии и проведении выездного пленэра педагогов и учащихся художественного отделения «Троицкой ДШИ имени М.И. Глинки» в усадьбу Поленово.
Осенью 2017 года учащиеся Троицкой ДШИ имени М.И. Глинки посетили Поленово. Красивейшая усадьба известного художника Василия Дмитриевича Поленова находится в жив...