Формирование информационной культуры учащихся.
материал
Работа мастера производственного обучения по формированию информационной культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_dokladu_2005_god.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Р.Г.
мастер производственного обучения
первой квалификационной категории
ГБОУ НПО СО
«Профессиональный лицей №22»
Работа мастера производственного обучения по
формированию информационной культуры учащихся.
Перспектива развития нашего образовательного учреждения в огромной степени зависит от педагогов и мастеров производственного обучения, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.
В условиях научно-технической цивилизации сегодняшнего дня, когда полученная информация устаревает в течение 3-5 лет, важную роль приобретает необходимость обладать каждому человеку информационной культурой.
Многие годы при подготовке к итоговой аттестации учащихся не было системы работы по развитию навыков и умений, учащихся достойно себя презентовать.
Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации из года в год по профессии «Машинист подъёмно – транспортных и строительных машин» выявлял отсутствие или недостаточную сформированность таких общеучебных навыков учащихся как:
- Конспектирование;
- Работа с первоисточниками, учебной литературой;
- Работа с планами;
- Умение обрабатывать и систематизировать информацию;
- Умение выступать перед аудиторией;
- Вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
Поэтому, одной из главных задач своей профессиональной деятельности я поставила задачу создания условий для того, чтобы учащиеся уверенно чувствовали себя на итоговой аттестации.
Так за последние годы в моей практике сложилась определённая система подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации.
К данной работе я приступаю с 1 курса обучения, начинаю с изучения элементарных понятий источников информации, приёмов и методов их использования и объяснения того, как систематизировать и переработать информацию.
По моему глубокому убеждению, эту задачу невозможно решить без тесного контакта с библиотекарем, поэтому почти 5 лет тому назад началось наше сотрудничество с заведующей кабинета №1 нашего лицея Котомцевой И.Н., с которой у нас наработан определённый алгоритм нашей совместной деятельности, начиная с библиотечных уроков и заканчивая тем, что Ирина Николаевна помогает учащимся в поисках информационных источников для курсовых работ, используя свои связи с библиотеками города и техническими библиотеками предприятий.
Уж в первом учебном полугодии, кроме проверочной работы (изготовление металлической щётки) мои учащиеся сдают письменную работу в виде реферата, кроссворды и карточки-задания «Блиц-опрос» по слесарному делу, которые закрепляют навыки, полученные в результате первых этапов освоения информационной культуры.
Во II полугодии 1 курса мои учащееся выполняют домашнее задание по оформлению карточек-заданий (блиц-опрос). Итоговая письменная работа на первом курсе - это реферат.
Письменную работу учащиеся защищают на занятии, отвечая на дополнительные вопросы мастера п/о и товарищей по группе и получают оценку, которая выставляется на основе коллегиального решения ребят и мастера.
В результате такой совместной кропотливой работы учащиеся могут без труда сами находить нужные источники информации, систематизировать её и грамотно оформлять свои письменные работы уже в полугодии.
Во втором полугодии первого курса я выдаю учащимся темы курсовых работ. Данная курсовая работа выдаётся после прослушивания на уроках устройства автомобиля всех тем по устройству двигателя внутреннего сгорания.
Темы разрабатываются и согласовываются с преподавателем спецдисциплин по автоделу Платоновым В.Г. перед выходом учащихся во 2 полугодии на производственную практику, причём учащимся предоставляется возможность самим выбрать тему.
Требования к оформлению и содержанию курсовых работ сначала излагались в устной форме.
В связи с этим у ребят возникло очень много вопросов: где найти материал, как выбрать материал из учебника и т.д. Приходилось с каждым индивидуально беседовать, показывать, подсказывать. Так появилась необходимость создания методического пособия по написанию и оформлению курсовых работ.
В конце производственной практики учащиеся выполняют проверочную практическую работу по теме своей курсовой работы. Защита курсовой происходит непосредственно на рабочем месте в присутствии механика или наставника и мастера производственного обучения.
В связи с разработанной этой системой практических и письменных работ сама собой возникла необходимость отслеживания результатов этой работы с последующим анализом этих результатов и внесением коррекции в сформированность информационной культуры учеников.
Так возник мониторинг мастера производственного обучения, где нашла своё отражение система полного учёта всех достижений учащихся.
Показателями мониторинга являются:
- Посещаемость учащимися производственной практики;
- Учёт успеваемости (количество и качество выполненных работ);
- Учёт выполнения письменной работы (карточки-задания, реферат, курсовая работа);
- Защита письменной работы;
- Выполнение практической работы.
При подведении итогов за полугодие или за год все эти показатели суммируются, и выставляется итоговая оценка.
За весь период учащимися выполняются карточки-задания по слесарному делу, реферат, курсовая работа.
Проделав такой большой объём работы, учащиеся группы значительно основательнее подготовлены для написания дипломной работы на третьем курсе.
А поэтому результаты при выпуске первой группы где эта система внедрилась, были, на мой взгляд, высокими, благодаря проведённой кропотливой работе.
Из 24 человек: выпущено с 6 разрядом 16 человек, 6 человек с 5 разрядом, 2 человека с 4 разрядом.
Процесс формирования информационной культуры учащихся я продолжаю с группой следующего набора. Подведение итогов по производственному обучению на 1 и 2 курсе провожу по той же схеме.
После публичной защиты курсовой работы второй группы, настала необходимость доработать методические рекомендации по выполнению курсовой работы, что было и сделано.
В методичке второго поколения мною были расписаны конкретно темы курсовых работ по устройству автомобиля и автомобильного крана для 1 и 2 курса по профессии «Машинист подъёмно-транспортных и строительных машин».
В дополнение к этому был выполнен большой объём работы на компьютере по составлению карточек-заданий по устройству и техническому обслуживанию автомобиля.
Так, эта система работы постоянно совершенствуется, пополняясь новыми видами работ.
В связи с новыми требованиями НРК ГОС НПО возникла необходимость:
- Разработки тестов по слесарному делу;
- Пополнения комплексно-методического обеспечения мастерской по производственному обучению;
- Продолжается работа по организации соревнования между учащимися внутри группы при подведении итогов.
В перспективе на основании карточек-заданий, кроссвордов, блиц-опросов, рефератов, я планирую разработать инструментарий по организации устных зачётов учащихся на каждом занятии по слесарному делу, а также разработку рабочей тетради мастера производственного обучения, которая требует постоянного усовершенствования
А коль пределов совершенству, как известно, нет, то работы предстоит ещё много, так как сегодня нельзя стоять на месте, иначе жизнь оставит тебя позади.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ОТ СОЗДАНИЯ МЕДИЙНОЙ ПРОДУКЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ"
Ключевые слова: интегрированное медиаобразование, английский язык, информационная грамотность, медийная продукция, молодёжный журнал.Аннотация. В данной статье рассматриваются формы и приемы формирова...
Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии
Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....
Формирование информационной культуры учащихся на кружке «Издательское дело»
Развитие современных информационно-коммуникационных технологий позволяют совершенствоваться школьному издательскому делу. Облачные технологии, поколение сетевых технологий (ВЕБ 2.0), обеспечивают возм...
Концепция формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности (методика О.Е. Лебедева)
Для оценки сформированности достигнутых уровней ИК учащихся старших классов мы выделили следующие критерии:1. Осознание проблем учащимися в осуществлении самостоятельной информационной деятельности.2....
"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов
Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном процессе
Опыт формирования информационной культуры учащихся в гимназии № 18 г. Нижнего Тагила....
"Виртуальная среда обучения физики как основа формирования информационной культуры учащихся"
Информационная культура современного общества требует от каждого человека владение всей полнотой знаний и умений по проблеме информатизации, особого информационного стиля мышления, обеспечивающих необ...