Сжатое изложение
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме
Материалы для обучения написанию сжатого изложения текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение № 4. Географические названия
I. Прочитайте текст.
(1) Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
(2) Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.
(3) Бывало по-разному. (4) То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5) То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением. (6) Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
(7) Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8) Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9) Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути! (10) Так или иначе – великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11) Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12) Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.
(По Л. Успенскому) (212 слов)
II. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чём говорится в этом тексте?
а) о страхе древних людей перед богами;
б) о переселении древних людей;
в) о названии рек;
г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?
а) почти невозможно установить их происхождение;
б) они почти никогда не менялись;
в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;
г) в них отражена история древних междоусобиц.
3. Какой(-ие) тип(-ы) текста используется(-ются) в этом тексте?
а) рассуждение;
б) повествование и описание;
в) описание;
г) рассуждение и повествование.
4. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)?
а) от названий рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;
б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;
в) названия рек невозможно перевести на другой язык;
г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.
5. Закончите план этого текста.
1. Названия рек –
2. Древние люди боролись за
3. Пришельцы почему-то никогда не меняли названия
4. Два предположения о том, почему они
6. Найдите в тексте контекстные синонимы к слову «река».
7. Дополните этот фрагмент примерами из текста.
Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля (« » из предложения № 6), подчёркнутый анафорой синтаксический параллелизм (предложения № 4 и ), («как шумная река»). Слово разговорного стиля (« » из предложения № 9) придаёт тексту интонацию доверительно-принуждённой беседы.
III. Напишите сжатое изложение.
1. Запишите главную часть первого предложения.
2. Древние люди, пытаясь найти (какое?) место для , (что делали?) .
3. Пришельцы, захватывая , меняли названия почти всех , но всегда сохраняли (что?) .
4. Мы не знаем, почему .
5. Может быть, они .
6. Может быть, реку трудно , потому что она протекает через .
7. Так или иначе названия рек сохраняются , переходя от
к .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...