Проект "Духовная музыка, как часть музыкального наследия России"
методическая разработка по теме
Работа над православными песнопениями, которая предполагает создание детского клиросного хора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo.docx | 17.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Алексеевская детская музыкальная школа»
муниципального района Алексеевский Самарской области
ПРОЕКТ « Духовная музыка, как часть музыкального наследия России»
преподаватель дополнительного
образования Вечканова И.Л.
АЛЕКСЕЕВКА
Гляжу на деток в храме, у икон
Смотрю на светлых радуюсь при этом-
Ведь им открыто то, что до времён,
Совсем недавних, было под запретом.
Молитесь, милые, за тех кто есть и был
Молитесь, чистые, за прадедов родимых
Кто в вере устоял и отступил,
Кто был гоним -и тех, кто гнал гонимых.
Молитва ваша юная чиста.
Чем, как не ей, разжалобить Мессию?
И потому прошу, ради Христа:
Молитесь, детки, крепко за Россию!
Санин Е.Г.
Духовная музыка по своей форме, содержанию и мировоззрению является образом культуры. Она выражает духовные идеалы, патриотические идеи, хранит в себе представления об истории России, её национальных героях. Духовная музыка-это миросозерцание, воплощённое в песнетворчестве.
Изучение духовной музыки позволяет нам не только выявить основные тенденции её развития, но и указывает путь сохранения специфики русской культуры. Это и стало основной идеей данного проекта.
В ходе экспериментальной работы необходимо было выявить основные особенности духовно-смыслового склада православного церковного пения, отработать систему взаимодействия участников проекта, апробировать возможные технологии для реализации содержания.
Наилучшее условие знакомства с традиционной духовной культурой- это «погружение » в неё. Дети не только соприкасаются с нравственными, духовными ценностями, но и обретают свои собственные ценности в процессе самостоятельного поиска. Помощь семьи в этом случае неоценима: посещение воскресных служб в храме, поддерживание семейных традиций в праздновании православных праздников, чтение духовной литературы. Всё это помогает становлению патриотического сознания.
Цель проекта:
Освоение духовного наследия отечественной культуры и искусства в контексте подготовки участников вокальной группы «Родник» к исполнению духовной музыки;
Формирование нравственных представлений . чувств, развитие умения слышать и анализировать музыкальный материал.
Задачи проекта:
- раскрыть духовные истоки формирования духовно-певческой традиции на Руси;
- освоение языка музыки, его выразительных возможностей, средств художественной выразительности;
- ознакомление с шедеврами духовной музыки русских композиторов;
- освоить ряд музыкальных произведений –от древних песнопений до классических произведений.
Срок реализации проекта: 1 учебный год.
Тип проекта: открытый, исследовательский.
Участники проекта: вокальная группа «Родник», преподаватели ДМШ, родители, настоятель Казанско-Богородического храма о.Николай.
Этапы реализации проекта
Информационный этап( подготовительный)
Предполагает сбор и изучение материалов и адаптацию их содержания. Критерием определения педагогической целесообразности материала является его развивающий эффект.
Этап реализации
Здесь происходит ознакомление с содержанием, приобретаются умения, накапливается опыт.
Содержание проекта | Формы работы , музыкальный материал. |
Музыка Древней Руси: её истоки. Развитие. История Казанско-Богородической церкви с.Алексеевка | Цикл бесед. «Песенная лестница». Изучение песнопения «Достойно есть» знаменный паспев.
|
Искусство колокольного звона на Руси. | Презентация. Изучение песнопения «Херувимская песнь» Монастырский распев |
Отражение мотивов духовной музыки в творчестве русских композиторов-классиков | Цикл бесед о творчестве Д.Бортнянского, А.Архангельского, А.Кастальского. Песнопения «Милость мира» А.Кастальский, «Ныне отпущаеши» А.Архангельского, «Во царствие твоем» Д.Бортнянского. |
Богослужебный круг песнопений церкви песнопения всенощной, литургии | Цикл бесед о церковном пении. Песнопения «Свете тихий » Дворецкий, «Антифоны» Арх. Никанор. |
Внебогослужебные песнопения : колядки ,канты псалмы. | Изучение запричастных концертов к праздникам «Рождество», «Пасха», «Троица»пр |
Рефлексивный этап (заключительный)
Значение духовного пения заключается в том, что оно способствует живейшему участию людей в богослужении, воспитывает их, делает лучше, способствует глубокому усвоению человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли с небом».
Результатом данного проекта стало участие вокальной группы «Родник» в богослужениях нашего храма. Исполнение церковных песнопений литургии и всенощной.
Список литературы:
- «Беседы о церковном пении» С.А. Рукова издательство Московского Патриархата 1999г.
- «Богогласник» Ю.Е. Медведик Москва 2004г.
- «В ожидании спасителя» С.А. Рукова Москва 1999г.
- «Видения Захарии. Библейские истории и легенды» Москва 1999г.
- «Церковнославянский язык» А.Г.Кравецкий, А.А.Плетнёва Москва 1999г.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".
Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...
Урок музыки "Музыкальные инструменты России"
Урок музыки по формированию музыкальной культуры обучающихся с помощью средств народной музыки....
Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"
На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....
Урок музыки "Музыкальный портрет России"
Данный урок по теме «Музыкальный портрет России» был взят из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», и может быть обобщающим уроком 1 четверти, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной дл...
Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.
расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...
Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»
Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...