Образовательная учебная программа по предмету «Эстрадно- ансамблевое пение» 1-7(8)класс
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ст.СОВЕТСКАЯ» 357329 Ставропольский край, Кировский район, ст.Советская, ул. Кирова, 9. т.факс 8-87938-67-4-07 ИНН 2609019097, КПП 260901001, ОГРН 1022602224534 Утверждено: Согласованно: Приказом МОУ ДОД «Ставропольский краевой центр «ДМШ ст.Советская» Профессиональной переподготовки _______________________ и повышения квалификации Е.В.Белевцова работников культуры, искусства и кино» Директор: ___________ О.Г.Бурсаниди Образовательная учебная программа по предмету «Эстрадно- ансамблевое пение» Составитель: преподаватель МОУ ДОД «ДМШ ст.Советская» Рожкова О.В. ст.Советская 2011г |
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
- форма учебной деятельности
- критерии подбора репертуара
- формы, принципы и методы работы.
- Критерии определения оценки
- Форма проведения урока по предмету «Эстрадного ансамблевого пения»
- Содержание учебного материала по классам
- семилетний курс обучения
- первый год обучения
- второй год обучения
- третий гол обучения
- четвёртый год обучения
- пятый год обучения
- шестой год обучения
- седьмой год обучения
- Список используемой литературы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Полезны хорошо продуманные и подготовленные концертные выступления, на которых удается установить живую непосредственную связь с аудиторией.
Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ученике самые лучшие его физические и человеческие качества. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему ( а она тесна связана с сердечно – сосудистой системой ), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное ансамблевое пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре ( исключение – высокие мужские голоса ), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.
Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Привитие интереса к предмету « Эстрадного ансамблевого пения » может проходить не только через урок, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты, постановка водевиля, мюзикла.
Петь хочет практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.
Программа представляет учебный курс по сольному эстрадному пению для учащихся музыкального вокального отделения ДМШ. Обучение детей по предлагаемой программе длится 7 лет.
Программа даёт возможность:
Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.
Овладеть навыками эстрадного ансамблевого мастерства: научиться совмесному исполнению музыкального произведения, группой музыкантов выступающих, как единый художественный коллектив, каждый певец должен прислушиваться и не выделяться по тембру, необходимо вырабатывать единую манеру пения и произношения, так как различное их формирование нарушает ансамбль.
Овладеть навыками пения двух -, трехголосия: умение слышать вертикаль и чисто спеть ее, добиться, если это необходимо, точного слияния голосов ансамбля в унисон.
Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
Обучиться на практике, работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
Основная концепционная идея программы:
- привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через ансамблевое эстрадное пение;
- приобщить детей к культурным традициям вокального музыкального искусства;
- развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации их творческих возможностей.
- заложить в учащихся фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе их жизненного самоопределения.
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
- Создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий.
- Реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия как внутри школы, так и за её пределами.
- Музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей учащихся во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение вокальным эстрадным ансамблевым мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками
- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
развивающие
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма
- развитие исполнительской сценической выдержки
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
-развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
1.1 Форма учебной деятельности.
Данная программа рассчитана на преподавание предмета «Вокальный страдный ансамбль» по 7- летней форме обучения. Занятия по предмету « Эстрадное пение » носят практический характер и проходят в форме уроков. Уроки проводятся 1 раз в неделю в объеме 1 часа (45 мин. ). В конце учебного полугодия проходит отчётный концерт, на котором обучающийся обязан сдать на оценку подготовленную программу, исполненную под аккомпанемент фортепьяно или минусовую фонограмму. Как правило, часть репертуара исполняется под живой аккомпанемент, а часть под минусовую фонограмму. Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня имеющихся способностей учащихся и по мере решения определенных задач в обучении.
Работа в течение каждого учебного года ведётся по заранее намеченному плану, утверждаемому администрацией школы. В плане указывается годовой учебный репертуар, определяется примерное количество концертных выступлений учащегся( 2 и более за год ), его участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
1.2 Критерии подбора репертуара.
Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, в соответствии с особенностью голосов и тембров учащихся , найти индивидуальность в манере исполнения данного коллектива. Главное правило « Не навреди! ». В мутационный ( переходной ) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается ), но тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.
Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.
Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней.
1.3 Формы, принципы и методы работы.
Принципы:
В основе предмета «эстрадного ансамблевого пения» должны лежать следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Формы:
- учебное занятие;
- контрольный урок;
- музыкальные спектакли;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Методы:
- Метод демонстрации : прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2.Словесный метод:
- беседа;
- рассказ;
- обсуждение;
- сообщение задач.
- Метод разучивания:
- по элементам;
- по частям;
- в целом виде.
4. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
Основной формой учета успеваемости учащихсяв течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка.
В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт, по окончании курса – выпускной экзамен, на котором должна быть исполнена полная экзаменационная программа. Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время классных занятий и на контрольных уроках в течение каждого учебного года.
1.4 Критерии определения оценки
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление совместной творческой активности;
- умение слышать участников ансамбля и не выделятся из общего звучания.
При выставлении итоговой оценки также учитывается участие учащегося в концертных выступлениях, в конкурсах, в фестивалях.
Выпускные экзамены по классу эстрадного пения проводятся в конце 7-го (семилетнего курса) класса с учётом программных требований, предъявляемых к выпускнику ДМШ.
Учащиеся, успешно сдавшие выпускные экзамены, считаются окончившими полный учебный курс по классу эстрадного ансамблевого пения.
Выпускники , проявившие особые способности и склонности к профессиональному вокальному исполнительству, подготавливаются к поступлению в колледжи соответствующего профиля.
- Форма проведения урока по предмету «Эстрадного ансамблевого пения»
№ | Задачи | Кол-во времени | Пояснения | Примечания |
1 | Выполнение комплекса упражнений на развитие и поддержание диафрагмального дыхания, а так же дикционная гимнастика и мимический тренинг и др. | 5-10 мин. | Необходимо систематически выполнять дыхательные упражнения, чтобы довести до совершенствования технику дыхания и владение ей. Дикционные упражнения дают возможность тренировать весь речевой аппарат и, как в тренажёрном зале, постепенно развивать мышцы органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок) необходимых для произнесения звуков. Дикционные упражнения необходимы т. к. близость к речевой фонетике – основное свойство, характерное для эстрадной манеры пения. | Важна системность занятий. Определённые упражнения должны даваться детям в качестве домашней работы и проверятся на каждом последующем уроке. Упражнения можно комбинировать по урокам. |
2 | Выполнение вокальных упражнений – распевок. | 10-15 мин. | Основная функция вокальных упражнений – систематическое совершенствование вокальных данных : постановка правильной опоры и атаки звука, стремление к развитию и выравниванию диапазона, а так же к подвижности, лёгкости и гибкости голоса и т. д. Кроме того, выполнение вокальных упражнений помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат для дальнейшей вокальной работы. | Упражнения могут подбираться как индивидуально для каждого ученика, так и для групп учеников с одинаковыми вокальными задачами или проблемами. С каждым последующим годом обучения педагог усложняет данные упражнения, либо предлагает новые на уровень сложнее. |
3 | Работа над репертуаром. | 25- 30 мин. | В работе над репертуаром можно выделить следующие этапы: - разучивание песни ( точность мелодии, ритма, расстановка дыхания ,стилистические моменты). - работа по тексту ( дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи ) - исполнение песни под аккомпанемент фор-но или минусовую фонограмму (контроль за процессом впевания , работа с микрофоном) - сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа ). | Репертуар за полгода обучения должен включать в себя от 1 – 4 музыкальных произведений в зависимости от года обучения учеников . Сложность и уровень произведений определяет педагог в зависимости от поставленных задач в обучении детей и их возможностей на момент подбора песни. |
- План выступлений учащихся в течение учебного года.
сентябрь | |
октябрь | Выступление в концерте ДМШ, посвященном празднику «День учителя» . Ансамблем исполняются произведения под аккомпанемент фортепьяно или минусовую фонограмму , на усмотрение педагога. *Выступление на контрольном уроке за 1-ю четверть. Обучающиеся обязаны спеть на оценку одно или несколько музыкальных произведений , в зависимости от года обучения. |
ноябрь | *Выступление в концерте ДМШ, посвящённом празднику «День матери» . На выбор педагога исполняется одно или несколько тематических произведений. |
декабрь | *Выступление в новогоднем концерте – спектакле. *Выступление на отчётном концерте. Обучающиеся представляет свою учебную программу за 1-е полугодие на оценку. |
январь | |
февраль | *Выступление в концерте , посвящённом празднику « День защитника отечества ». На концерте приветствуется исполнение тематических музыкальных произведений. |
март | *Выступление в концерте ДМШ, посвящённом празднику « Международный женский день 8 марта ». На концерте исполняются одно или несколько произведений из учебной программы. *Выступление на контрольном уроке за 3-ю четверть. Обучающиеся обязаны спеть на оценку одно или несколько музыкальных произведений , в зависимости от года обучения. |
апрель | |
май | *Выступление на отчётном годовом концерте. Обучающиеся представляют свою учебную программу за 2-е полугодие. |
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КЛАССАМ
2.1 СЕМИЛЕТНИЙ КУРС
2.1.1 1 класс
Цель:
- заложить основы ансамблевой вокально-исполнительской деятельности;
- сформировать начальные навыки ансамблевого исполнительства;
Задачи:
- формирование певческой установки;
- постановка певческого дыхания;
- формирование начальных навыков певческой артикуляции;
- формирование начальных навыков певческой интонации в диапазоне
1-ой октавы;
- ознокомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;
- формирование первоначальных навыков слаженности при работе в коллективе;
- формирование навыка исполнения унисона;
Содержание учебного материала.
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания
( диафрагма как главная дыхательная мышца ), резонаторы ( головной, грудной ). Необходимо объяснить и показать учащимся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).
Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. Научить слаженности при совместной работе. С первых занятий способствовать проявлению их инициативы. На отчётном концерте в конце 1 класса исполняется, 2 небольших произведения, одно из которых звучит в микрофон - под фонограмму . Другое произведение исполняется под аккомпанемент фортепьяно.
Примерный репертуарный список:
В. Шаинский «Улыбка»
В Шаинский «Антошка»
В. Шаинский «Чунга-чанга»
В.Шаинский «Голубой вагон»
Калмогорова «Бабушка»
Д.Тухманов «Песенка про ноты»
Д.Тухманов «Дровосек-жук»
Б. Савельев «Настоящий друг»
Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»
2.1.2 2 класс
Цель:
- развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);
- развитие навыков артикуляции(активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);
- развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука(с целью активизации звукообразования);
- развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;
- выработка ощущения головного резонирования;
- формирование высокой певческой позиции;
- расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);
- усовершенствование навыка работы с микрофоном;
- формирование навыка слияния тембров голосов при ансамблевом пении.;
- развитие навыка одноголосного пения.
Содержание учебного материала.
Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса. Необходимо следить за свободой и раскрепощонностью голосового аппарата учащегся и уделять внимание правильному, одинаковому формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров.
Рекомендуется включать в репертуар песни с элементами джаза или песенки с переходами из мажора в минор или наоборот. Также возможно включать в репертуар маленькие несложные песенки на иностранном языке и детские русские народные песни. Необходимо уделять достаточно внимания актёрским задачам при работе над репертуаром.
Полезны упражнения, помогающие при работе с микрофоном: в момент исполнения песни поворачивать голову, корпус, делать шаги в разные стороны, фиксируя при этом руку с микрофоном.
педагога). При переходе в 3 класс исполняется два произведения. .
Примерный репертуарный список:
А.Гладких «Розовый слон»
А.Рыбников «Песенка красной шапочки»
Г. Гладков «Песня о волшебниках»
Д. Тухманов «Папа»
Р. Паулс «Золотая свадьба»
М. Минков «Дорога добра»
А.Зацепин «Остров невезения»
Г.Фиртич «Добрый жук»
В.Моцарт «Колыбельная»
В.Шаинский «Вместе весело шагать»
2.1.3 3 класс
Цель:
- расширение параметров вокального исполнительства(расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне);
Задачи:
- развитие певческого дыхания(развитие навыка «пение на опоре»);
- развитие навыков артикуляции(отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);
- закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;
- работа над высокой певческой позицией;
- сглаживание переходных звуков;
- формирование ощущения головного и грудного резонирования;
- развитие навыков звуковедения: пение на легато, стаккато, нонлигато;
- развитие навыка одноголосного пения с элементами двухголосия;
- целенаправленная работа над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения – фразировкой, агогикой(сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата),динамической нюансировкой;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
Содержание учебного материала
В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.
В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных . Учащиеся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво, в соответствии с замыслом исполняемого произведения.
При переходе в 4 класс исполняются 2 произведения.
Примерный репертуарный список:
Ж.Калмагорова «Дуэт»
Ж.Калмагорова «Отчий дом»
Ж.Калмагорова «Звездный дождь»
Ю.Вережников «Звездная принцесса»
Ю.Вережников «Золушка»
Ю. Вережников «Лампа алладина»
В. Осошник «Капитошка»
Ж.Калмагоров «Дворовый рок – н – рол»
Л. Марченко «Как не странно»
Л. Марченко «Менуэт»
2.1.4 4 класс
Цель:
- расширение параметров ансамблевого эстрадного вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей учащихся);
Задачи:
- развитие навыков двухголосного пения;
- развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);
- развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
- развитие тембровых возможностей голосов , формирование тембрового ансамбля;
- развитие динамического ансамбля;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа над стилистическими особенностями произведений;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
Содержание учебного материала
В этом классе большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой.
Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Продолжается работа с микрофоном.
При переходе в 5 класс исполняются 3 произведения, желательно разные по жанру.
Примерный репертуарный список:
Л. Марченко «Италия»
Л. Марченко «Осенний бал»
Л. Марченко «Кискин блюз»
В. Осошник «Рыжий мальчишка»
В. Осошник «Ванечка»
Р.н.п., эстрадная обр. В. Осошника «Валенки»
В. Осошник «С днем рожденья»
В. Осошник «Девочка на сцене танцевала»
Ж. Калмагоров «Музыка моя»
М. Дунаевский «Ах, этот вечер…»
2.1.5 5 класс
Цель:
- расширение параметров эстрадного ансамблевого вокального исполнительства: целенаправленная работа над средствами выразительности в пении,формирование ровности и силы звука в разных регистрах;
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
- развитие навыков артикуляции (дикционной ясности,четкости,звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
- развитие навыков вокального интонирования (работа над чистотой интонирования хроматических звуков в мелодии);
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- работа над сценическим движением;
Содержание учебного материала
Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всём его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащигся. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором.
Приветствуется исполнение джазового стандарта, либо песни зарубежных авторов. На экзамене выпускники должны продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений.
Примерный репертуарный список:
М. Дунаевский «Леди Совершенство»
А.Рыбников «Последняя поэма»
Г. Гладков «Волшебный луч»
Ю.Варум «Городок»
А. Зацепин «Куда уходит детство»
Г. Милютин «Все стало вокруг голубым и зелёным»
А.Шевченко «Иногда»
Обр. Коркач И. «Отличница»
Л. Марченко «Бабка – Ежка»
Л. Марченко «Осенний бал»
2.1.6 6 класс
Цель:
- расширение параметров ансамблевого эстрадного вокального исполнительства (работа над вокальными навыками, связанными с наиболее выразительными исполнительскими эстрадными приемами, работа над нюансировкой от пиано до форте);
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
- развитие навыков артикуляции (дикционной ясности ,четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых темпах);
- развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голосов в быстрых темпах);
- развитие беглости голосов на легато и стаккато;
- развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- работа над сценическим движением;
Содержание учебного материала
В данном классе продолжается работа над расширением диапазона, укреплением певческого дыхания и чистотой интонирования. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, мелизмы, вибрато, фальцет, глиссандо. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащигся. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией. При переходе в 7 класс исполняются 3 разнохарактерных произведений.
Примерный репертуарный список:
М. Минков «Старый рояль»
А. Максимов «Если в сердце живёт любовь»
Р. Паулс «Маэстро»
Б.Рычков «Все могут короли»
И. Скляр «Спасибо музыка тебе…»
В. Осошник «Джаз»
В. Осошеик «За окнами дождь»
В. Осошник «Девочка на сцене танцевала»
В. Осошник «Иван – Купала»
В. Осошник «Таинственный остров»
2.1.7 7 класс
Цель:
- расширение параметров ансамблевого эстрадного вокального исполнительства: выявление тембральных особенностей голосов учащихся, развитие их динамических возможностей голоса.
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания ;
- развитие навыков артикуляции;
- развитие навыков звуковедения (совершенствование техники в различных нюансах, темпах, регистрах);
- развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
- работа над сценическим движением;
Содержание учебного материала
В данном классе продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-технических приёмов и навыков. Работа над музыкальными произведениями.
На выпускном экзамене учащийся исполняет 3-4 произведения, разные по жанру :
1- исполнение джазового или блюзового стандарта ;
2- исполнение быстрой темповой песни;
3- исполнение медленной, лиричной композиции;
4- исполнение произведения зарубежных композиторов .
На экзамене выпускники должен продемонстрировать владение голосом, ощущение стиля исполняемых произведений, свободное органичное движение на сцене, безупречную технику речи и навыки актёрского мастерства, единую слаженную работу уже сформировавшегося коллектива.
Примерный репертуарный список :
Ю. Началов «Блюз любви»
Альбинони «Адажио»
А. Зацепин «Чарльстон»
А.Зацепин «Мир без любимого»
В. Осошник «Стая белых лебедей»
В. Осошник «Рождество»
Ремэйк В. Осошника «Синий платочек»
В. Осошник «Танго снежинок»
Ж. Калмагоров «Мой ангел»
Ю. Верижников «Саксафон»
Тематический план.
№ | Тема | часы |
Первый класс | ||
1. | Формирование певческой установки | 6 |
2. | Постановка певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры») . | 5 |
3. | Формирования начальных навыков певческой артикуляции. | 6 |
4. | Формирования начальных навыков певческой интонации в диапазоне первой октавы. | 5 |
5. | Ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним. | 2 |
6. | Формирование первоначальных навыков слаженности при работе в коллективе. | 2 |
7. | Формирование навыка исполнения унисона. | 6 |
Второй класс | ||
1. | Развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная четкость произношения согласных, формирования единой манеры пения гласных) | 6 |
2. | Развития навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твердой атаки. | 5 |
3. | Развития навыка анализа словестного текста и его содержания. | 2 |
4. | Выработка ощущение головного резонирования. | 4 |
5. | Формирование высокой певческой позиции. | 5 |
6. | Расширение диапазона голоса. | 5 |
7. | Усовершенствование навыка работы с микрофоном. | 2 |
8. | Формирование навыка слияния тембров голосов при ансамблевом пении. | 3 |
Третий класс | ||
1. | Закрепление навыка интонационного чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» второй. | 3 |
2. | Работа над высокой певческой позицией. | 4 |
3. | Сглаживание переходных звуков. | 4 |
4. | Формирование ощущения головного и грудного резонирования. | 3 |
5. | Развитие навыков звуковедения: пение на legato, stakkato, non legato. | 4 |
6. | Развитие навыков одноголосного пения с элементами двухголосия. | 5 |
7. | Целенаправленная работа над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения- фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой. | 3 |
8. | Работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений. | 4 |
9. | Работа с микрофоном под минусовую фонограмму. | 2 |
Четвертый класс | ||
1. | Развития навыка двухголосного пения. | 4 |
2. | Развитие навыков певческого дыхания (увеличения продолжительности фонационного выдоха). | 3 |
3. | Развитие навыков артикуляции (формирования свободы и подвижности артикуляционного аппарата). | 4 |
4. | Развитие тембровых возможностей голоса, формирование тембрового ансамбля. | 4 |
5. | Развитие навыка динамического ансамбля. | 4 |
6. | Работа над выразительностью сценического образа. | 6 |
7. | Работа над стилистическими особенностями произведений. | 4 |
8. | Работа с микрофоном под минусовую фонограмму. | 3 |
Пятый класс | ||
1. | Развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения). | 6 |
2. | Развитие навыка артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых темпах). | 7 |
3. | Развитие навыков вокального интонирования (работа над чистотой интонации при пении хроматических звуков в мелодии). | 6 |
4. | Работа с микрофоном. | 6 |
5. | Работа над сценическим движением. | 7 |
Шестой класс | ||
1. | Развитие навыков артикуляции. | 6 |
2. | Развитие навыков вокального интонирования. | 6 |
3. | Развитие беглости голосов на legato, stakkato. | 6 |
4. | Развитие навыков импровизации в джазовых композициях. | 7 |
5. | Работа с микрофоном, над сценическими движениями. | 7 |
Седьмой класс | ||
1. | Развитие навыков звуковедения (совершенствование техники в различных нюансах, темпах, ритмах). | 7 |
2. | Развитие навыков импровизации в джазовых композициях. | 9 |
3. | Работа с микрофоном под минусовую фонограмму. | 7 |
4. | Работа над сценическим движением. | 9 |
Перечень образовательных программ.
1.Министерство культуры Российской Федерации научно – методический центр по художественному образованию.
«Эстрадное пение»
Примерная учебная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств.
Москва 2002г.
2. Программа для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств.
Хоровой класс
Коллективное музицирование.
Утверждено управлением учебных заведений и научных учреждений.
Министерство культуры СССР.
Москва 1988г.
3.Программа для детских музыкальных школ.
Хоровой класс
Утверждено управлением учебных заведений и научных учреждений.
Министерство культуры СССР.
Москва 1968г.
Список используемой литературы.
1.Н.Б. Гонтаренко. Секреты вокального мастерства.
2. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж.
3.Л.В. Романова. Школа эстрадного вокала.
4. И.О. Исаева. Экспресс-курс развития вокальных способностей.
5. Б.В. Асафьев. О музыкально-творческих навыках у детей.
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования
Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...
Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов
Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса
Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры Прожировой Оксаны Васильевны на 2016 – 2017 учебный год 1 класс
Настоящая рабочая учебная адаптированная программа составлена на основании авторской программы «Физическое воспитание для 1 - 4 классов», авт.: В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой ...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...
Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету
Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету...