самоанализ
статья по теме
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности учителя математики Гладких М.В.
за 2010-2011 и 2011-2012 учебные годы.
- «Общие сведения об учителе».
Я, Гладких Марина Васильевна, родилась 14 февраля 1968 года в семье учителей математики, поэтому вопрос о том, кем я буду, когда вырасту, для меня был решен. В 1997 году я окончила Тамбовский государственный университет им.Державина по специальности учитель математики. После окончания университета пошла работать учителем математики ….
Мой педагогический стаж составляет 23 лет. С 1999г. по 2005г. работала в Таркосалинской СОШ №1 учителем физики; работала с 7-го по 11-й класс.С 2005-2008г. и с 2010г. по сегодняшний день работаю в школе-интернат с.Халясавэй учителем математики и физики.
- «Результаты педагогической деятельности»
В своей профессиональной деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную и групповую. Часто применяю проблемные методы обучения (беседу, проблемную ситуацию, обобщение) и поисково-исследовательские методы (наблюдение, самостоятельная работа, сбор информации, проектирование). Перед тем, как поставить перед обучающимися задачу, выдвинуть проблему, я выявляю уровень развития каждого ученика, его потенциал. Комбинирую элементы всех форм, методов, технологий и приемов обучения, как современных, новых, так и традиционных, для достижения главной цели – научить ребенка учиться жить.
Практикую уроки-лекции, уроки-практикумы,уроки-исследования. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), использую таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания.На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
- учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
- информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
- коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
На начало каждого урока, на доске записан перечень номеров заданий. Отдельные
задания решаем вместе, разбирая их решение на доске, при такой форме работы, я назначаю учеников, которые решают у доски, и учащихся, которые проверяют решение, обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть ученики работают в паре (отвечающий и контролёр). Большую часть заданий школьники решают самостоятельно, причём каждый ученик должен оценить сложность предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.
Для разнообразия формы работы я организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах (объединяются в группу сидящие за соседними партами).
На этапах взаимопроверки по образцу и взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, контрольной работы) я использую форму работы в статической паре.
Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь, двигаться дальше.
В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Я решаю эту проблему следующими методами и технологиями обучения:
разнообразный вид деятельности на уроке;
индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
использование метода проектов;
обобщение и систематизация информации.
Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь двигаться дальше.
Главная задача, которая стоит передо мной - это дать ученику качественные знания. В нашей школе, практически все обучающиеся – это дети коренной национальности. В связи с этим возникают определенные трудности. Не все дети приходят в школу со знанием русского языка и даже обучаясь в среднем звене многие - слова не воспринимают, так как не понимают их смысла. Мои обучающиеся показывают следующий уровень знаний:
- Успеваемость и качество знаний по предмету:
- Результаты сдачи ГИА
- Результаты сдачи экзамена в традиционной форме.
Динамика достижений учащихся за 2 последних года:
- «Научно-методическая деятельность»
Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому данный подход необходимо сочетать с технологическим подходом, направленным на использование информационно-коммуникационных технологий.
Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:
- Развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) по математике в рамках изучения тем школьного курса математики.
- Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе.
- Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ЦОР.
- Использую различные методы и формы обучения на уроках математики с применением ЦОР.
- Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.
Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ– компетенции):
- компьютер и периферийное оборудование;
- программное обеспечение на уровне пользователя;
- коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.
Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее (специальные ИКТ –компетенции):
- избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
- имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;
- определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе.
В своей работе я опираюсь на опыт педагога-новатора, Шаталова Виктора Фёдоровича,а именно любая нежелательная оценка ученика,кроме отметки за контрольную работу может быть исправлена им в оговоренные сроки; а также использую труды ведущих педагогов: В.П.Беспалько, О.Б. Епишева, К.Ю.Бабанского, И.С.Якиманской, С.Б.Суворова, Л.В.Занкова.
На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Работаю по теме: «Обеспечение предметных, межпредметных и личностных результатов учащихся средствами проектной деятельности». Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии,своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе»;научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практический журнал«Школьные технологии»; журналы «Народное образование». Имею свой «Личный кабинет» в издательском доме «Первое сентября» где подписана на электронную версию журналов «Математика в школе», «Физика в школе».Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ,КПМО, поэтому в курсе всех последних событий в образовании, мной изучены следующие документы и проекты (Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по математике;Федеральная целевая программа развития образования; Приоритетный национальный проект «Образование»; Проект«Информатизация системы образования», Проект«Наша новая школа»).
Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей естественно-математического цикла школы. В рамках педагогического совета«Технологический подход в образовании» провела открытый урок в 6 классе по теме «Путешествие в страну положительных и отрицательных чисел».
Выступала на методических советах с темами: «Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики», «Формирование компетентностей учащихся на уроках математики».
Мною разработан элективный курс для 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами», разместила на сайте нашей школы методическую разработку «Формула корней квадратного уравнения»;
С этой же методической разработкой участвую в IV «Международной научно-практической конференции физико-математических и естественных наук».
Также выступала на педагогических советах с темами: «Использование инновационных технологий на уроках математики», «Повышение мотивации учащихся при решении задач».
- Внеурочная деятельность по предмету
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. В свой работе я использую проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности.
На основе метода проектов я отслеживаю развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Как пример, технологию проекта использую при изучении нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель. Если при изложении материала обнаружены какие-то неточности (ошибки), я корректно указываю на них, дабы не отбить желание у данной группы и у остальных ребят принимать участие в такой работе.
Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков:
Социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Учащимися были разработаны и представлены в виде презентаций следующие проекты: «Геометрические фигуры», «График функции», «Системы счислений», «Неравенства с одной переменной», «Уравнения с одной переменной», «Рациональные дроби».
Разнообразная внеклассная работа способствует повышению эффективности учебно – воспитательного процесса. Во время проведения «недели математики» внеклассных мероприятий учащиеся чувствуют себя увлеченно. С удовольствием участвуют в викторинах, математических турнирах, математических конкурсах – «Рисуем из чисел и геометрических фигур», «Кроссвордомания», играх – «Математик-бизнесмен» для 5-6 классов, «Математик-бизнесмен» с элементами экономики для 8-9 классов, «Звездный час дроби» для 6-7 классов;конкурсах рефератов: “Жизнь и деятельность ученых – математиков”. “История важнейших математических открытий”. “История развития математики на Руси”. “Развитие математики в истории разных стран”. При подведении итогов «недели» отмечаем всех победителей состязаний, отдельных учащихся – победителей викторин и конкурсов решения задач, школьников, которые приняли самое активное участие в подготовке и проведении «недели математики».
- Учебно-методический комплекс.
Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Просвещение», разработанные группой – Ю.Н.Макарычев и другие. Работаю по ним уже не один год. Учебники издательства «Просвещение» соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. В настоящее время я использую учебно-методические комплексы для 7-9 классов. Помимо этого использую целый ряд дополнительной литературы:
Учебники: Алгебра
1.Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 7: Просвещение 2006г
2. Ерина Т.М. Поурочное планирование по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра.7 класс»: Экзамен 2011г.
3. Лебединцева Е.А.. Беленкова Е.Ю. Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся: Интеллект-центр 2005г.
4. Панарина В.И. Алгебра. ГИА. Экспресс-диагностика 7 класс: Национальное образование 2012г.
5. Донец Л.П. Алгебра 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. Академия развития 2010г.
6. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9: Просвещение 2006г
7. Ерина Т.М. Поурочное планирование по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева и др. «Алгебра.9 класс»: Экзамен 2008г.
8. Лебединцева Е.А.. Беленкова Е.Ю. Алгебра 9 класс. Задания для обучения и развития учащихся: Интеллект-центр 2005г.
9. Мирошин В.В. Алгебра. ГИА. Экспресс-диагностика 9 класс. Национальное образование 2012г.
10. Виленкин Н.Я. и др. Математика-6: Мнемозина 2007г
11. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: ВАКО 2008г.
12. Лебединцева Е.А.. Беленкова Е.Ю. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся: Интеллект-центр 2005г.
13.Юрченко Е.В. Тесты по математике 6 класс: Дрофа 2001г.
Геометрия
1.Атанасян Л.С. Геометрия 7-9: Просвещение,2006г
2. Мищенко Т.М. Тематическое и поурочное планирование по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна 7 класс.Экзамен 2006г.
3. Мищенко Т.М. Тематическое и поурочное планирование по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна 9класс.Экзамен 2006г.
4. Мищенко Т.М. Тесты по геометрии 7класс :Экзамен,2005г
5. Мищенко Т.М. Тесты по геометрии 9класс :Экзамен,2005г
Дидактические материалы
1. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра 9класс. Сборник заданий для проведения письменного экзамена: Дрофа 2011г
2. Кузнецова Л.В. и др. Алгебра 9 класс. Сборник заданий для подготовки к ГИА: Просвещение 2008г.
3. Чесноков А.С., Нешков К.И. математика 6 класс: Просвещение 2003г.
4. Зив Б.Г. Геометрия 7: Просвещение,2008г
5.Зив Б.Г. Геометрия 9: Просвещение,2008г
6. Звавич Л.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы: Дрофа 2002г.
7. Алтынов П.И. Контрольные и проверочные работы по математике 6 класс: Дрофа 2005г
8. Ященко И.В. ГИА-2012. Типовые экзаменационные варианты. М: Национальное образование 2012г.
9. Корешкова Т.А. и др. ГИА-2013. Математика: тренировочные задания 9 класс. М: Эксмо 2012г.
10. Лахова Н.В. Алгебра. 9класс за 7 уроков. Тригон 2010г.
11. Глизбург В.И. Математика. ГИА. Комплексная подготовка. М: Айрис-пресс, 2012г.
12. Минаева С.С. Математика. Тематические тренировочные задания 9 класс. М: Экзамен 2012г.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя математики.
Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...
Самоанализ педагогической работы
Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....