Методическое руководство для преподавателя по теме "Методы простейшей физиотерапии"
методическая разработка по теме
Методы простейший физиотерапии.
Еще в глубокой древности люди исцеляли страждущих природными явлениями. Однако лишь развитие естественных наук послужило основой научной физиотерапии.
Физиотерапией (гр. physis - природа и therapeia - лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое руководство по теме "Методы простейшей физиотерапии". | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО
«Подольское медицинское училище»
Методическая разработка
по модулю: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел: «Технология оказания медицинских услуг»
Тема:
«Методы простейшей физиотерапии»
Специальность:
060501 «Сестринское дело»
Преподаватель: Кислицына Ю.В.
2011 – 2012 уч. год
ГБОУ СПО МО
«Подольское медицинское училище»
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК спецдисциплин «___» _____________200____г. Протокол № ______ Председатель ЦМК ___________М.М.Пузанова | Утверждаю: Заместитель директора по УПР _______________И.О.Иноземцева |
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели занятия
- Место занятия
- Продолжительность занятия
- Профессиограмма занятия
- Карта оснащения занятия
- Методическая модель занятия
- Методические указания для преподавателя по этапам занятия
- Приложения:
- Фронтальный опрос (вопросы)
- Устройство и функции приемного отделения
- Пути госпитализации пациентов в стационар приемного отделения
- Простейшие методы физиотерапии
- Применение горчичников (алгоритм)
- Применение грелки (алгоритм)
- Применение пузыря со льдом (алгоритм)
- Применение горчичников (алгоритм)
- Применение холодного компресса (алгоритм)
- Применение согревающего компресса (алгоритм)
- Дополни предложение (игра таинственный сундучок) и ответы к игре
- Ситуационные задачи и эталоны ответов к ним
- Тестовые задания с эталонами ответов
- Термины
- Схемы
- Таблицы
- Используемая литература:
- Основы сестринского дела: практикум. /Под ред. Н.В. Широковой/ - М.: МОМК №2, 2009.
- Основы сестринского дела: теория и практика в 2 частях. Ч. 2: учебник/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева; под ред. С.И. Двойникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Сестринское дело: Учеб. Пособие / И.В. Яромич. – 7-е изд., испр. – М.: Издательство Оникс, 2010.
Пояснительная записка.
Методическая разработка по модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг», тема «Прием пациента в стационар» составлена преподавателем Подольского медицинского училища Кислицыной Ю.В., рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК.
Студентам первого года обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг:
«Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Для каждого студента оснащается свое рабочее место согласно теме практического занятия. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа студентов повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один студент выполнил манипуляцию неточно, то студенты-эксперты исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех студентов.
«Решение ситуационных задач» - это элементы активного обучения, направленные на формирование клинического мышления. По основам сестринского дела ситуационная задача направлена на определение нарушенных потребностей пациента; на выявление психологических, физиологических и социальных проблем пациента. Использование ситуационных задач на практических занятиях помогает студенту выбрать приоритетную проблему, которая требует сестринского ухода. Решение таких задач помогает закрепить теоретические знания по теме занятия.
Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.
Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.
Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:
1. Репродуктивный:
- словесный (рассказ, объяснение, инструктаж),
- наглядный: метод иллюстраций (схем, журналов, направлений),
- практический.
2. Алгоритмический: (работа по набору правил).
3. Самостоятельная работа студентов (с методическими указаниями,
зарисовка схем, отработка манипуляций).
4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).
Использованы разнообразные средства обучения:
- информационные (учебник, таблицы, схемы);
- методические (методические указания, игры, контрольные задания).
Цели занятия:
Методические:
Применение комплекса методов обучения:
- воспроизводящие, тренировочные упражнения;
- проблемно-поисковые методы (решение задач);
- частично-поисковые методы - самостоятельная работа;
- метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
- индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).
Дидактические:
- Дальнейшее формирование знаний о простейших методах физиотерапии.
- Работа с алгоритмами (постановка грелки, пузыря со льдом, горчичников, пиявок, холодного компресса, согревающего компресса, применение лечебных ванн).
- Раскрытие роли медицинской сестры при выполнении простейших методах физиотерапии.
- Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала при выполнении простейших методов физиотерапии.
- Формирование умений при выполнении простейших методов физиотерапии.
Воспитательные:
- Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
- Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
- умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
- умение анализировать свое поведение;
- воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
Развивающие:
- Формирование у студентов:
- навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
- способности осуществлять внутрипредметные связи;
- способности применять межпредметные связи.
- Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
- Развитие умений анализировать ошибки.
Место занятия:
Подольская городская больница №3
Продолжительность занятия:
270 минут
Специальность: 060501 « Сестринское дело»
Группа: 12, 13 бригада 3
Профессиограмма занятия:
Студент должен знать:
- определения терминов, употребляемых при проведении процедур;
- области тела, разрешаемые для выполнения процедур;
- осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур;
- цели гирудотерапии, процедуру постановки и снятия пиявок;
- принципы ухода после снятия пиявок;
- универсальные меры предосторожности при проведении гирудотерапии;
- методы и способы оксигенотерапии;
- преимущества и недостатки различных способов оксигенотерапии;
- технику безопасности при работе к кислородным баллоном.
Студент должен уметь:
- уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры;
- поставить горчичники;
- поставить компресс (холодный, горячий, согревающий);
- применять грелку;
- применять пузырь со льдом;
- провести оксигенотерапию;
- осуществлять уход катетером (канюлей) при оксигенотерапии.
Карта оснащения занятия:
1. Схемы
- лечебные ванны;
- методы простейшей физиотерапии.
2. Таблицы
- цель применения пиявок;
- места постановки горчичников при различных заболеваниях;
- показания и противопоказания к применению простейших физиотерапевтических процедур.
3. Методические указания для студентов
4. Технические средства обучения
5. Дезинфицирующие и антисептические средства
- Горчичники
- Почкообразные лотки
- Полотенце
- Водный термометр
- Часы
- Грелка
- Кувшин
- Пеленка
- Пузырь для льда
- Компрессная бумага
- Вата
- Бинт
- Марлевая салфетка, сложенная в 8 слоев
- Ножницы
- Клеенка
- Емкость для пиявок
- Вспомогательный материал студентам для проведения игр
- Ситуационные задачи и ответы
- Алгоритмы манипуляций
- Задания в тестовой форме и эталоны к ним.
Методическая модель занятия:
I | Организационный момент Организационная часть: - приветствие; - проверка внешнего вида; - готовность к занятию; - проверка отсутствующих. | 5 мин. |
II | Мотивация занятия Сообщение темы, цели и плана проведения занятия, запись темы в дневнике практических занятий. | 5 мин. |
III | Актуализация опорных знаний: - контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос). | 10 мин. |
IY | Формирование новых знаний и умений: Поэтапное изложение нового материала («Методы простейшей физиотерапии»; «Применение горчичников». Демонстрация преподавателем манипуляции «Применение горчичников» на фантоме. Самостоятельная работа студентов:
Поэтапное изложение материала: «Применение грелки». Демонстрация преподавателем манипуляции «Применение грелки» на фантоме. Самостоятельная работа студентов:
Поэтапное изложение материала: «Применение пузыря со льдом». Демонстрация преподавателем манипуляции «Применение пузыря со льдом» на фантоме. Самостоятельная работа студентов:
Поэтапное изложение материала: «Постановка холодного компресса». Демонстрация преподавателем манипуляции «Постановка холодного компресса» на фантоме. Самостоятельная работа студентов:
Поэтапное изложение материала: «Постановка согревающего компресса». Демонстрация преподавателем манипуляции «Постановка согревающего компресса» на фантоме. Самостоятельная работа студентов:
Поэтапное изложение материала: «Применение лечебных ванн». Самостоятельная работа студентов:
Поэтапное изложение материала: «Постановка пиявок». Самостоятельная работа студентов:
Запись в тетрадь терминов. | 205 мин. 20 мин. 20 мин. 10 мин. 20 мин. 10 мин. 20 мин. 10 мин. 20 мин. 10 мин. 20 мин. 10 мин. 10 мин. 20 мин. 5 мин. |
Y | Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала:
| 35 мин. 5 мин. 5 мин. 25 мин. |
YI | Подведение итогов занятия:
| 5 мин. |
YII | Задание к следующему занятию: Тема: Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия. | 5 мин. |
Методические указания для преподавателя по этапам занятия
№ | Ход занятия | Методическое обоснование |
I | Организационный момент:
|
|
II | Мотивация занятия:
|
|
III | Актуализация опорных знаний. Контроль исходного уровня знаний: Фронтальный опрос по теме: «Методы простейшей физиотерапии». (Приложение №1). |
|
IY | Формирование новых знаний и умений: План
1. Методы простейшей физиотерапии. (Приложение №2), схема (Приложение 2. Применение горчичников. (Приложение №3). 3. Алгоритм манипуляции постановка горчичников. (Приложение №4). 4. Применение грелки. Алгоритм манипуляции применение грелки. (Приложение №5). 5. Применение пузыря со льдом. Алгоритм манипуляции применение пузыря со льдом. (Приложение №6). 6. Применение компресса. Алгоритм манипуляции постановка холодного компресса. (Приложение №7). 7. Горячий компресс. Алгоритм манипуляции постановка горячего компресса. (Приложение №8). 8. Алгоритм манипуляции постановка согревающего компресса. (Приложение №9). 9. Водолечение. (Приложение №10). 10. Алгоритм манипуляции проведение лечебных ванн. (Приложение №11). 11. Применение пиявок. (Приложение №12). 12. Алгоритм постановки пиявок (гирудотерапия). (Приложение №13). Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники. Преподаватель, используя таблицы, схемы
2) Демонстрация преподавателем манипуляции «Применение горчичников» на фантоме. (Приложение №4). «Применение грелки». (Приложение №5). «Применение пузыря со льдом». (Приложение №6). «Применение холодного компресса». (Приложение №7). «Применение горячего компресса». (Приложение №8). «Применение согревающего компресса». (Приложение №9). «Проведение лечебных ванн». (Приложение №11). «Применение пиявок». (Приложение №13). 3) Самостоятельная работа студентов: Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)
4) Закрепление темы:
5) Работа с методическими указаниями:
|
- закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами; - активизирует интерес к занятию; - побуждает к активной учебно-познавательной деятельности; - совершенствует умение работать в коллективе. |
Y | Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала:
(Приложение №18,19)
|
всей бригады;
|
YI | Подведение итогов занятия:
| Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе. |
YII | Задание к следующему занятию:
|
|
Приложение №1
Фронтальный опрос
- Понятие простейшей физиотерапии.
- Применение горчичников: показания и противопоказания.
- Применение грелки: показания и противопоказания.
- Виды компрессов, особенности постановки.
- Согревающий компресс: показания и противопоказания.
- Использование пузыря со льдом: показания и противопоказания.
- Понятие гирудотерапии: показания и противопоказания.
- Постановка холодного компресса: показания и противопоказания.
- Водолечение, классификация ванн по температуре.
- Проведение лечебных ванн: показания и противопоказания.
Приложение №2
Методы простейший физиотерапии.
Еще в глубокой древности люди исцеляли страждущих природными явлениями. Однако лишь развитие естественных наук послужило основой научной физиотерапии. Большое значение в этой области имели работы выдающихся отечественных физиологов и клиницистов: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина.
Физиотерапией (гр. physis - природа и therapeia - лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.
Многообразие физических факторов послужило развитию специализированных направлений в медицине:
- бальнеотерапия - использование минеральных вод или лечебных грязей;
- гирудотерапия - применение медицинских пиявок;
- магнитотерапия - воздействие магнитными полями;
- оксигенотерапия - применение кислорода;
- аэротерапия - воздействие открытого воздуха без прямого солнечного облучения;
- гелиотерапия - солнечное облучение.
Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях - изменения сосудистого тонуса, секреторной и моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Подобное воздействие на кожные покровы с целью изменения функционального состояния органов и систем организма получило название сегментарно-рефлекторная терапия.
Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное действие на организм человека.
Тепловое воздействие:
- повышает температуру тканей при местном применении;
- усиливает приток крови к пораженному участку, вызывая улучшение кровоснажнения/лимфообращения определенной области тела человека и уменьшая застой крови внутренних органов;
- стимулирует интенсивность обменных процессов.
Тепловые процедуры могут вызвать и неблагоприятный эффект:
- местно - ожоги, отеки;
- системно - предобморочное состояние, обморок (отток крови от головы, внутренних органов к периферии).
Применение холода:
- уменьшает интенсивность кровообращения и замедление метаболизма;
- вызывает сужение кровеносных сосудов;
замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;
способствует ослаблению застойных явлений;
- понижает температуру тела;
- дает временный анестезирующий эффект.
Местное применение холода изменяет болевую чувствительность - блокирует или замедляет проведение нервных импульсов, а также усиливает мышечный спазм вследствие снижения нервно-мышечной проводимости. Длительное воздействие холода приводит к нарушению кровообращения (лимфообращения), повреждению тканей из-за дефицита кислорода.
Применение горчичников, грелки, пузыря со льдом, компрессов. Эффект физиотерапевтических процедур обусловлен их рефлекторным воздействием на рецепторы кожи.
Приложение №3
Применение горчичников.
Применение порошка горчицы основано на том, что выделяющееся при соприкосновении с водой эфирное (аллиловое) масло, вызывая раздражение рецепторов кожи и ее гиперемию, приводить к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов. За счет этого достигается болеутоляющий эффект, ускоряется рассасывание некоторых воспалительных процессов.
Второе составляющее горчицы - фитонциды. Под влиянием воды они выделяются из фермента мирозина. Эфирное масло и фитонциды являются целительными свойствами горчицы.
Нужно предупредить пациента, что гиперемия и болезненность кожи там, где были горчичники, могут держаться несколько часов, даже дней. После частого применения горчичников иногда появляется пигментация кожи.
Показания к использованию горчичников определяет врач. Часто они применяются без консультации врача, поэтому нужно знать о противопоказаниях, казалось бы, безвредной процедуры.
ЗАПОМНИТЕ! Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, высокой температуре (выше 38°С), легочном кровотечении, резком снижении или отсутствии кожной чувствительности, злокачественных образованиях.
Приложение №4
Алгоритм манипуляции постановка горчичников
Цель: лечебная (отвлекающий, болеутоляющий эффект, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
Механизм воздействия горчицы: проникая в кожу пациента, эфирное горчичное масло раздражает ее и расширяет кожные кровеносные сосуды, приводит к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов.
Показания: при болях, острых воспалительных процессах органов дыхания: пневмонии, бронхиты, плевриты. Заболевания мышц, нервной системы, невралгии, невриты, остеохондроз, гипертонический криз, при болях в сердце.
Места постановки горчичников:
- Бронхиты, пневмонии в стадии рассасывания – на грудную клетку спереди и сзади.
- При гипертоническом кризе – на воротниковую зону и икроножные мышцы.
- При болях в сердце – на область сердца.
Избегать: область сосков, молочных желез, позвоночника и родимых пятен.
Противопоказания: кровотечения; заболевания кожи; опухоли различной этиологии; аллергические реакции на эфирные масла; нарушение целостности кожных покровов; гипертермия; туберкулез легких.
Подготовьте:
- горчичники (перед применением следует проверить качество горчичников, срок годности; пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается).
- лоток с водой температурой 40-45°С,
- лоток для отработанного материала,
- полотенце,
- марлевы салфетки,
- термометр для измерения температуры воды,
- часы.
Возможные проблемы пациента: ожог кожи; ощущение сильного жжения во время процедуры.
- Подготовка к процедуре:
- Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
- Вымыть руки.
- Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников (отсутствие повреждений, гнойничков, сыпи). Уточнить отсутствие аллергии на горчицу.
- Проверить пригодность горчичников: срок годности поставлен на каждом 10-м горчичнике, горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанных по другим технологиям (например, пакетированная горчица), проверить срок годности на упаковке. Подготовить необходимое оснащение.
II. Выполнение процедуры:
5. Помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (при постановке горчичников на спину). Попросить его охватить руками подушку, а голову повернуть набок.
6. Положить салфетку на место постановки горчичников.
7. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (40—45°С).
При более низкой температуре эфирное масло не выделяется, а при более высокой — разрушается.
8. Смочить горчичники в воде в течение 5 секунд каждый, стряхните и приложите на нужный участок кожи горчицей вниз на салфетку; сверху положите полотенце.
9. Укрыть пациента одеялом.
10. Через 2-3 минуты уточнить ощущение пациента.
11. Держать горчичники 10—15 минут.
12. Снять горчичники при появлении стойкой гиперемии через 10-15 минут или раньше в случае нестерпимого жжения и поместить их в лоток для использованных материалов.
13. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой.
14. Вытереть кожу насухо полотенцем. Помочь пациенту надеть рубашку, укрыть его одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 минут.
15. Спросить самочувствие пациента.
- Окончание процедуры:
16. Выбросить горчичники. Вымыть и осушить руки.
17. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
ЗАПОМНИТЕ! При более длительном воздействии горчичников возможен ожог кожи с образованием пузырей.
Приложение №5
Применение грелки
Грелка (сухое тепло) вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Следует помнить, что эффект от применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия.
В стационаре используют стандартные грелки, электрические запрещены.
Алгоритм манипуляции применение грелки
Цель: лечебная (согревание, снижение боли, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
Механизм действия: рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, стимуляция кровенаполнения внутренних органов (локальное расширение сосудов).
Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов; озноб; переохлаждение; хронические воспалительные процессы в брюшной полости (хронический гастрит и др.) по назначению врача.
Противопоказания: острые воспалительные процессы и боли в брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, панкреатит, перитонит и др.); опухоли; внутренние кровотечения; ушибы в первые часы; инфицированные раны; высокая лихорадка; маститы, тромбофлебиты; нарушение целостности кожных покровов.
Оснащение:
- грелка резиновая 1,5—2 л;
- вода — 60—70°С,
- полотенце,
- ёмкость с дезинфицирующим раствором,
- две салфетки для дезинфекции грелки,
- термометр для измерения температуры воды.
Возможные проблемы пациента: риск возникновения ожогов в связи с пониженной чувствительностью кожи у тяжелобольных или в связи с ее отсутствием; пигментация кожи в связи с частым применением грелки на одно и то же место; сильное жжение в области соприкосновения кожи с грелкой.
- Подготовка к процедуре:
- Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
- Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
- Выполнение процедуры:
3. Налить горячую (60-70°С) воду в грелку на 2/3 ее объема приготовленную в кувшине воду. Выпустить воздух сжатием верхней трети грелки, завинтите пробку.
4. Опрокинуть грелку пробкой вниз, вытереть грелку насухо.
5. Завернуть грелку в полотенце.
6. Приложить грелку к нужной области тела на 15-20 минут (при длительном применении по назначению врача делать 10—15 минутные перерывы, меняя воду).
7. Снять грелку.
8. Осмотреть кожу пациента в области соприкосновения с грелкой.
9. Спросить пациента о его самочувствии. Удовлетвориться, что он чувствует себя нормально.
- Окончание процедуры:
10. Вылить воду из грелки. Продезинфицировать грелку.
11. Вымыть и осушить руки.
12. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №6
Применения пузыря со льдом
Сухой холод используют местно на поверхность тела посредством прикладывания пузыря со льдом или разового охлаждающего пакета.
В целях охлаждения используют измельченный лед при заполнении пузыря или охлаждающий пакет с химическими реагентами.
На охлаждающий пакет воздействуют механическим путем (удар, сдавливание) с целью активизации компонентов химической реакции и возникновению холодового эффекта.
Алгоритм манипуляции применения пузыря со льдом
Цель: лечебная (охлаждение, уменьшение кровотечения, снижение боли, отечности тканей).
Механизм действия: холод способствует сужению кровеносных сосудов кожи и подлежащих органов, снижает чувствительность нервных рецепторов. Оказывает болеутоляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие.
Показания: кровотечения внутренние; острые воспалительные процессы в брюшной полости; ушибы (первые сутки); высокая лихорадка (второй период); укусы насекомых; мастит; послеоперационный период; сотрясение мозга.
Противопоказания: хронические воспалительные процессы; заболевания кожи.
Оснащение:
- пузырь для льда, предварительно проверенный на целостность,
- лед кусочками,
- воду (14—16°С),
- полотенце (пеленка),
- ёмкость с дезинфицирующим раствором,
- салфетки.
Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение; риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу; непереносимость холода.
Обязательное условие: организация постоянного контроля процедуры.
ЗАПОМНИТЕ! При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере, может возникнуть отморожение участка тела.
- Подготовка к процедуре:
- Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
- Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
- Выполнение процедуры:
- Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда до половины, залить их холодной водой.
- Положить пузырь на горизонтальную поверхность, завинтить пробку.
- Завернуть пузырь в полотенце (пеленку).
- Приложите на нужный участок тела (область головы на 5 минут (с интервалом 5 минут), на область брюшины на 15-20 минут с интервалом 30 минут).
- По мере таяния льда сливать воду и добавлять кусочки льда.
- Запишите время постановки пузыря со льдом (общее время воздействия не должно превышать 2 часов с учетом интервалов).
- По окончании процедуры воду из пузыря слить.
- Спросить пациента о самочувствии.
- Окончание процедуры:
- Продезинфицировать пузырь, затем обмыть его водой и высушить. Хранить пузырь следует в сухом виде с открытой крышкой.
- Вымыть и осушить руки.
- Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №7
Постановка компресса
Компресс (лат. compressum - сдавливать, сжимать) - лечебная многослойная повязка. Различают компрессы сухие и влажные, общие и местные. Влажные – холодные, горячие, согревающие и лекарственные. Общие компрессы - влажное укутывание, местные - локально на ограниченный участок тела человека.
Постановка холодного компресса
Холодный компресс, как и пузырь со льдом, вызывает охлаждение кожи и сужение кровеносных сосудов. Его применяют впервые часы после ушиба, при носовом кровотечении, во втором периоде лихорадки и т.д. Продолжительность всей процедуры - от 5 до 60 мин.
ЗАПОМНИТЕ! При выполнении этой манипуляции вы не должны отлучаться от пациента, так как смена салфеток осуществляется каждые 2-3 мин.
Холодный компресс вызывает спазм кровеносных сосудов кожи к прилегающему участку внутренних органов, что ограничивает воспаление и травматический отек тканей, уменьшает кровотечение.
Алгоритм манипуляции постановки холодного компресса
Цель: лечебная (местное охлаждение и сужение кровеносных сосудов, уменьшение кровенаполнения, боли и отека тканей).
Механизм действия: охлаждение кожи способствует сужению кровеносных сосудов, снижает чувствительность рецепторов. Оказывает болеутоляющее действие.
Показания: второй период лихорадки, носовое кровотечение, первые часы после ушиба и т.д.
Противопоказания: травмы и ушибы во вторые сутки.
Оснащение:
- две марлевые или бязевые салфетки, сложенные в 6-8 слоев;
- раствор для смачивания ткани (вода – 14-16°C);
- кусочек льда;
- термометр для измерения температуры воды.
- Подготовка к процедуре:
- Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
- Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
- Выполнение процедуры:
- Смочить салфетку в холодной воде, отжать. Приложить салфетку к поверхности кожи.
- Смочить другую салфетку в емкости с холодной водой, отжать.
- Менять салфетки каждые 2-3 минуты. Продолжительность всей процедуры зависит от состояния пациента.
- Окончание процедуры:
- Снять мокрую салфетку, кожу просушить сухой салфеткой.
- Утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки.
- Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №8
Горячий компресс
Горячий компресс вызывает интенсивное местное усиление кровообращения, что оказывает выраженное рассасывающее и болеутоляющее действие.
Алгоритм манипуляции постановка горячего компресса
Цель: лечебная (местное согревание, уменьшение боли).
Механизм действия: рассасывающее и болеутоляющее действие.
Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов.
Противопоказания: травмы и ушибы впервые сутки; высокая лихорадка; опухоли; повреждение кожных покровов.
Оснащение:
- две марлевые или бязевые салфетки, сложенные в 6-8 слоев;
- раствор для смачивания ткани (вода – 60-70°C);
- клеенка;
- полотенце (пеленка), часы термометр для измерения температуры воды.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
II. Выполнение процедуры:
- Положить на кровать под поврежденную конечность клеенку, сверху нее — пеленку (полотенце).
- Сложить салфетку в 8 слоев, смочить салфетку в горячей воде, отжать. Приложить салфетку к поверхности кожи.
- Завернуть конечность в полотенце, обернуть клеенкой.
- Продолжительность всей процедуры определяет врач.
- Окончание процедуры:
- Снять мокрую салфетку, кожу просушить сухой салфеткой.
- Утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки.
- Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №9
Алгоритм постановки согревающего компресса
Цель: лечебная (рассасывающий, болеутоляющий эффект, снятие мышечного спазма).
Механизм действия: вызывает длительное и равномерное расширение сосудов, способствует улучшению кровообращения в тканях, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие.
Показания: лечение местных инфильтратов (постинъекционных); воспалительных процессов в мышцах и суставах, ЛОР-заболевания; ушибов на вторые сутки.
Противопоказания: кровоизлияния; гнойные заболевания кожи; нарушение целостности кожных покровов; опухоли различной этиологии; травмы и ушибы впервые сутки.
Оснащение:
- марлевая салфетка, сложенная в 6—8 слоев;
- раствор для смачивания ткани (вода комнатной температуры, спирт 40° или раствор уксуса 6%-ного — 1 чайная ложка уксуса на пол-литра воды);
- клеенка или вощаная бумага;
- вата ,
- бинт,
- ножницы.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
II. Выполнение процедуры:
- Отрезать ножницами необходимый (в зависимости от области наложения компресса) кусок марли для компресса и сложить его в 8 слоев. Вырезать кусок компрессной бумаги по периметру на 2 см больше салфетки. Подготовить кусок ваты по периметру на 2 см больше, чем компрессная бумага.
- Сложить слои для компресса на столе, начиная с наружного слоя: внизу — вата, затем — компрессная бумага.
- Налить в мензурку спирт (камфорное масло) или воду комнатной температуры, смочить. Сложенную марлевую салфетку, слегка отжать ее и положить поверх компрессной бумаги.
Примечание: при постановке компресса на ухо салфетку и компрессионную бумагу следует разрезать в центре.
- Все слои компресса последовательно (салфетка — компрессионная бумага — слой ваты) положить на нужный участок тела.
Примечание: не следует накладывать компресс на кожу, смазанную йодом. Возможен ожог!
- Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требованиями десмургии так, чтобы он плотно прилегал к коже, но не стеснял движений. При наложении компресса на ягодичную область фиксировать его лейкопластырем или клеолом.
- Напомнить пациенту о времени наложения компресса. Водный компресс ставится на 8-10 часов, полуспиртовой — на 4-6 часов, масляный — на 24 часа.
- Вымыть и осушить руки.
- Через 1,5-2 часа после наложения компресса пальцем, не снимая повязки, проверить степень влажности салфетки. Укрепить компресс бинтом.
- Вымыть и осушить руки.
- Снять компресс через положенное время и поместить использованный перевязочный материал в лоток.
- Наложить сухую повязку.
- Спросить пациента о самочувствии.
- Окончание процедуры:
15. Утилизировать использованный материал.
16. Вымыть и осушить руки.
17. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №10
Водолечение – это наружное применение воды с лечебной и профилактической целью).
Водные процедуры (ванна, душ, обмывание, обтирание, обливание, укутывание, купание) благодаря выраженному термическому, механическому (давлению воды, ее движение) и химическому воздействию на многочисленные рецепторы кожи могут оказывать влияние на нервную, сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную, пищеварительную и другие системы организма. Наиболее распространенными водными процедурами являются лечебные ванны.
По составу ванны делят:
- на пресные (из пресной воды);
- ароматические (с добавлением ароматических веществ);
- лекарственные (с добавлением в пресную воду лекарственных веществ);
- минеральные (с добавлением различных минеральных солей и газов: сероводородные, кислородные, радоновые и др.)
По температуре выделяют ванны:
- холодные — до +20С;
- прохладные — до +21-33С;
- индифферентные - +34-36С;
- теплые - +37 - 39С;
- горячие - +40 - 42С.
Примечание: Индифферентные ванны не оказывают выраженного влияния на организм, вызывают лишь легкий тонизирующий эффект, продолжительность их 20-30 мин. Холодные и прохладные ванны оказывают тонизирующее действие, повышают обмен веществ, стимулируют функцию сердечно-сосудистой и нервной системы, продолжительность их 1-3 мин. Теплые ванны уменьшают боль, снимают мышечное напряжение, оказывают успокаивающее действие на ЦНС, улучшают сон, продолжительность их 5-10 мин. Горячие ванны увеличивают потоотделение и обмен веществ, продолжительность их 5 мин.
По месту воздействия ванны делят:
- на общие (в воду погружают все тело);
- местные (в воду погружают отдельные части тела);
- полуванна (в воду погружают нижнюю часть тела);
- ручные (в воду погружают только руки);
- ножные (в воду погружают только ноги).
Приложение №11
Алгоритм манипуляции проведение лечебных ванн.
Цель: оказание влияния на нервную, сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную системы организма.
Показания: ванны — это водные процедуры, применяемые с гигиенической, профилактической и лечебной целью. Различают следующие ванны:
- холодные — применяются при острых воспалительных процессах, закрытых травмах впервые часы и сутки;
- прохладные — назначаются при угнетенном состоянии, апатии, плохом аппетите;
- индифферентные и теплые — рекомендуются при неврозах с повышенной возбудимостью, неврастении, бессоннице;
- горячие — дают хороший эффект при хронических заболеваниях суставов, периферических нервов (радикулит, полиневрит), нарушениях обмена веществ (ожирение, подагра), приступах почечной колики.
Противопоказания: острые сердечно-сосудистые заболевания; простудные заболевания; кожные заболевания; злокачественные новообразования.
Оснащение: термометр для воды; дезраствор; полотенце; резиновая подушечка; скамеечка для ног.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
- Ванну обработать дезраствором 2 раза с интервалом в 15 минут, тщательно промывают холодной водой.
II. Выполнение процедуры:
4. Наполняют ванну водой или лекарственными растворами нужной температуры.
5. Помогают больному снять одежду (если есть необходимость) и лечь в ванну.
6. Под голову пациенту подкладывают резиновую подушечку, под ноги — скамеечку.
7. Еще раз проверяют температуру воды.
8. Отмечают время пребывания пациента в ванне.
9. По окончании процедуры помогают пациенту выйти из ванны, обтереться и одеться.
10. Интересуются самочувствием пациента, контролируют частоту сердечных сокращений, помогают дойти до палаты.
11. Рекомендуют пациенту полежать 30-40 минут.
- Окончание процедуры:
12. Вымыть и осушить руки.
13. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №12
Применение пиявок
Медицинские пиявки применяют как кровоизвлекающее и местное противосвертывающее средство. Лечение пиявками - гирудотерапия. Секрет слюнных желез пиявок содержит гирудин - вещество, обладающее способностью тормозить сертывание крови и предупреждать развитие тромбозов.
Голодная пиявка может высосать 10 мл крови. Насытившись, она отпадает, но кровотечение из раны продолжается в течении 6 - 24 часов. Таким образом, 8-10 пиявок могут вызвать кровопотерю до 300-400 мл.
Медицинские пиявки имеют вместительный желудок и ротовую присоску, благодаря которой активно прикрепляются к коже человека.
Кроме гирудина, поступающего через ранку в кровь человека, пиявка выделяет и гистаминоподобное вещество, расширяющее капилляры, усиливающее кровотечение. В некоторых случаях появляется неприятный зуд в месте постановки пиявки.
Пиявок выращивают на биофабрике, откуда они поступают в аптеку, где их хранят в стеклянных или пластиковых сосудах в отстоянной водопроводной воде. Пиявки достаточно капризны, не переносят солнечного света, резких запахов, шума, жару.
Емкость с пиявками можно хранить при комнатной температуре, в прохладном месте или на нижней полке бытового холодильника.
Для конкретной процедуры в отдельную емкость мягким пинцетом с резиновыми наконечниками осторожно, не сдавливая, пересаживают нужное количество пиявок. Пиявки, хранившиеся в холодильнике, до процедуры должны оставаться при комнатной температуре не менее 5-8 ч.
Места постановки пиявок назначает врач-гирудотерапевт, однако следует учитывать, что пиявки присасываются только на рефлексогенных точках. Поэтому нужно дать возможность ей "выбрать" эту точку в радиусе 2-3 см от места, определенного врачом.
Места постановки пиявок:
- При гипертоническом кризе – на сосцевидный отросток, отступив 1 см от ушной раковины.
- При заболеваниях глаз – на височную область на уровне разреза глаз.
- При приступе стенокардии, предынфарктном состоянии – на область сердца (3-4-5 межреберье).
- При венозном застое в печени – вдоль правого подреберья.
- При тромбофлебите – отступив 1см от пораженной вены в шахматном порядке.
- При геморрое – вокруг анального отверстия.
ЗАПОМНИТЕ! После снятия пиявки, место укуса выглядит гиперемированным, слегка отечным, отмечается кожный зуд, проявляющийся в последующие 2-3 дня.
По назначению врача следует применять лекарственные средства, уменьшающие зуд, поскольку расчесы кожи могут привести к инфицированию раны.
В некоторых случаях кожный зуд, расчесывание и несвоевременная смена повязок могут быть причиной достаточно серьезных гнойно-септических осложнений: пиодермии, фурункулов, карбункулов.
Приложение №13
Алгоритм манипуляции применения пиявок (гирудотерапия)
Цель: лечебная, профилактическая.
Показания: гипертонический криз, глаукома, нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, приступы стенокардии, застойные явления в печени, геморрой, тромбофлебит, радикулиты.
Противопоказания: склонность к кровотечениям, заболевания кожи, аллергические и септические заболевания, анемия, гипотензия, лечение антикоагулянтами.
Оснащение:
- стерильные шарики и салфетки;
- непромокаемая пеленка (клеенка);
- горячая кипяченая вода (температура 40-50°C);
- 70% раствор этилового спирта;
- 3% раствор перекиси водорода;
- 40% раствор глюкозы;
- ёмкость с пиявками;
- медицинская банка или пробирка;
- пинцет;
- часы;
- перчатки;
- ёмкость с дезинфектантом;
- вата;
- нашатырный спирт;
- бинт или лейкопластырь;
- ножницы;
- 5% раствор йода;
- Лоток.
I. Подготовка к процедуре:
1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход предстоящей процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Помочь пациенту удобно лечь для предстоящей процедуры.
3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
4. Подготовить необходимое оснащение и оборудование.
5. Выбрать место постановки пиявок. Подстелить клеёнку при необходимости или пеленку одноразовую под предполагаемую область.
6. Надеть перчатки.
II. Выполнение процедуры:
7. Обработать кожу (место, постановки пиявок) вначале 70% спиртом (большим по площади, чем нужно для процедуры), стерильной салфеткой или ватным шариком, смоченным в горячей кипяченой воде, протереть кожу до покраснения, меняя шарики 2-3 раза. Кожу осушить стерильной салфеткой.
8. Смочить место постановки пиявок стерильным раствором 40% глюкозы.
9. Отсадить пинцетом (концы пластин пинцета должны быть обернуты марлевыми салфетками) и поместить ее в пробирку или банку хвостовым концом вниз.
10. Поднести пробирку или банку к коже или слизистой, отверстие пробирки или банки плотно приставить к месту присасывания (как только пиявка присосётся, в ее передней части появится волнообразное движение).
11. Положить салфетку под заднюю присоску.
12. Повторить п.п. 7-11 до тех пор, пока не будут поставлены все пиявки.
13. Наблюдать за активностью пиявок: если не движутся, слегка провести по её поверхности пальцем.
14. Снять ватно-марлевым тампоном через 20-30 минут (по назначению врача) все пиявки.
15. Поместить снятые пиявки в емкость с дезинфицирующим раствором с последующей утилизацией.
III. Окончание процедуры.
16. Поместить пинцет в емкость для дезинфекции.
17. Обработать кожу вокруг ранки спиртом или 5% спиртовым раствором йода.
18. Наложить асептическую ватно-марлевую давящую повязку с слоем ваты, нельзя менять повязку в течение суток.
19. Фиксировать повязку бинтом или лейкопластырем.
20. Убрать клеёнку в емкость для дезинфекции.
21. Обработать использованные пиявки, убедиться, что число пиявок, поставленных пациенту, и число пиявок, находящихся в емкости для дезинфекции совпадает.
22. Снять перчатки и поместить в ёмкость для дезинфекции.
23. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
24. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.
Примечание: если повязка промокла, снять верхние слои повязки и наложить новый слой асептической ватно-марлевой повязки. Повязку через 24 часа снять или сменить.
Во время процедуры наблюдать за активностью пиявок: если не движутся, слегка провести по ее поверхности влажным пальцем или ватным шариком, смоченным водой.
Если через 2-3 дня ранки продолжают кровоточить, то к ним прикладывают стерильный шарик, смоченный крепким раствором калия перманганата или прижигают кристалликами калия перманганата. Если кровотечение прекратилось, обрабатывают ранки 3% раствором перекиси водорода и накладывают сухую асептическую повязку.
Пиявки используются однократно.
Приложение №14
Дополните предложение
1. Физиотерапия – это целенаправленное воздействие на организм различными __________________________ факторами.
2. При повышении АД горчичника ставят на голову в область - ___________________ и на область ___________ мышц.
3. При боли в сердце медицинская сестра ставит горчичники на область __________ .
4. При воспалительных состояниях верхних дыхательных путей горчичники ставят в области грудной клетки ___________ и на область ____________ мышц.
5. Постановка горчичников вызывает расширение поверхностных сосудов раздражением хеморецепторов кожи ____________________ маслом.
6. Длительное воздействие холода при применении пузыря со льдом может вызвать ______________ организма.
7. Гипертония, острое кровотечение – показания для постановки __________________.
8. Средний отит, постинъекционный инфильтрат – показания для применения ____________________.
9. Переохлаждение, озноб, почечная колика – показания для применения __________.
10. Герметичность согревающего компресса создает слой ______________________.
Приложение №15
Ответы на задание «Дополните предложение»
1. природными физическими
2. затылка, икроножных
3. сердце
4. спереди, икроножных
5. горчичным (аллиловым)
6. переохлаждение
7. пузыря со льдом
8. согревающего компресса
9. грелки
10. компрессной бумаги
Приложение №16
Вставьте недостающий показатель
- Температура воды для постановки горчичников _____ °C.
- Грелку заполняют на _____ объема.
- Температура воды для заполнения грелки _____°C.
- Количество слоев согревающего компресса _______.
- Согревающий водный компресс ставят на ______.
- Согревающий спиртовой компресс снимают через ___-___ часов.
- Смену повязки после снятия пиявок проводят через _____ часа.
- Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на _____ минут с интервалами на ____ минут.
- Индифферентную ванну назначают на _____ минут.
- Температура горячей ванны ______°C.
Приложение №17
Ответы на задание «Вставьте недостающий показатель».
- 40-45°C
- 2/3
- 60-70°C
- 4
- 8-10
- 6-8
- 24
- 20-30 мин 10-15
- 20-30
- 40-42°C
Приложение №18
Проблемно-ситуационные задачи
Задача №1.
Вы - медицинская сестра терапевтического отделения.
Пациент с заболевание легких жалуется на ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную боль. Болеет вторые сутки. Объективно: температура - 38°C. Определите проблему пациента. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №2.
Вы - медицинская урологического отделения.
Пациент К. жалуется на почечную колику. Определите приоритетную проблему. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №3.
Вы – медицинская сестра хирургического отделения.
Пациенту З. после операции на органах брюшной полости назначили физиотерапевтическую процедуру, чтобы избежать внутреннего кровотечения. Какую физиотерапевтическую процедуру назначили этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №4.
Вы - медицинская сестра терапевтического отделения.
Пациент Н. жалуется на боли в локтевом сгибе, после постановки в/в капельной системы. Объективно: на месте постановки в/в капельной системы образовалась гематома. Определите проблему пациента. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Задача №5.
Вы – медицинская сестра ЛОР отделения.
Пациенту В. с заболеванием отит среднего уха назначена физиотерапевтическая процедура. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Задача №6.
Вы – медицинская сестра кардиологического отделения.
У пациента С. Начался приступ стенокардии. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Определите проблему пациента. Обоснуйте ответ (место постановки). Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Задача №7.
Вы – медицинская сестра терапевтического отделения.
У пациента Т. началось носовое кровотечение. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Задача №8.
Вы – медицинская сестра терапевтического отделения.
У пациента У. с заболеванием сердечно-сосудистой системы поднялось АД. Объективно: АД 200/110, пульс 98 ударов в мин. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Задача №9.
Вы – медицинская сестра неврологического отделения.
Пациент Л. страдает повышенной возбудимостью, бессонницей. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре.
Задача №10.
Вы – медицинская сестра физиотерапевтического отделения.
Пациенту Д. после физиотерапевтической процедуры была наложена давящая повязка на 24 часа. Какая физиотерапевтическая процедура была проведена этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Какая может возникнуть проблема у пациента.
Приложение №19
Ответы на задачи
Задача №1.
Проблема пациента: озноб. Это первый период лихорадки. В этот период лихорадки пациенту можно поставить грелку.
Задача №2.
Проблема пациента: боль в поясничной области. Пациента с этой проблемой можно поставить грелку на область поясницы.
Задача №3.
Пациенту с кровотечением можно положить на брюшную полость пузырь со льдом.
Задача №4.
Проблема пациента: боль в локтевом сгибе, гематома. При гематоме можно поставить согревающий спиртовой компресс.
Задача №5.
Пациенту с отитом можно поставить согревающий компресс на ухо.
Задача №6.
Проблема пациента: боли в области сердца. Пациенту можно поставить горчичники на область сердца.
Задача №7.
Пациенту с носовым кровотечение можно поставить холодный компресс.
Задача №8.
Пациенту с гипертоническим кризом, повышенным АД можно провести гирудотерапию, поставить пиявки на сосцевидный отросток.
Задача №9.
Пациенту можно провести индифферентную ванну.
Задача №10.
Пациенту была проведена гирудотерапия. У пациента может промокнуть повязка. Так как пиявки выделяют гирудин, вещество разжижающее кровь.
Приложение №20
Тестовый контроль
Выберите один правильный ответ.
1 вариант
- Температура воды индифферентной ванны (в градусах)
- 34-36
- 37-39
- 40-42
- 50-60
- Название ванны, при которой тело погружается в воду до пояса
- местная
- тазово-ножная
- полуванна
- общая
- Показание к применению грелки
- острый аппендицит
- инсульт
- кровотечение
- переохлаждение
- Пузырь со льдом оставляют у пациента
- пока не растает лед
- по 20-30 мин с перерывами по 10-15 мин
- на 6-8 часов
- на 2-3 мин
- Холодный компресс меняют через каждые (в мин.)
- 60
- 30
- 10
- 2-3
- Для согревающего компресса следует взять салфетку из слоев
- 2
- 4
- 10
- 8
- Показание для применения согревающего компресса является
- острый аппендицит
- кровотечение
- ушибы впервые часы
- инфильтрат на месте инъекций
- Лечебный эффект горчичников обусловлен
- влиянием на кожу эфирно-горчичного масла
- толщиной горчичного слоя
- чувствительностью кожи к горчице
- Показания для применения горчичников
- гипертонический криз
- высокая лихорадка
- рак легкого
- нейродермит
- Вещество, выделяемое пиявкой при укусе
- гепарин
- гистамин
- гирудин
- гиалин
- После постановки пиявок, повязку следует заменить через (в часах)
- 6
- 12
- 24
- 36
Выберите один правильный ответ.
- вариант
- Температура прохладной ванны (в градусах)
- 15
- 25
- 35
- 40
- Продолжительность теплых ванн (в мин.)
- 30-40
- 20-30
- 10-15
- 3-5
- Максимальная температура воды в грелке (в градусах)
- 37
- 45
- 55
- 70
- Пузырь со льдом местно следует применять при
- приступе почечной колики
- артритах
- пневмонии
- кровотечении
- Показания для наложения холодного компресса
- вторые сутки после ушиба
- 1-й период лихорадки
- носовые кровотечения
- Для третьего слоя согревающего компресса следует взять:
- бинт
- 4-6 слоев марлевых салфеток
- вощеную бумагу
- вату
- При правильно наложенном согревающем компрессе после снятия марлевая салфетка должна быть
- теплой
- сухой
- теплой и влажной
- Потенциальная проблема пациента при постановке горчичников
- ожог
- инфильтрат
- отек
- мацерация кожи
- Дезинфекция пузыря для льда после использования осуществляется
- протиранием ветошью, смоченной в дез. растворе
- замачиванием в 3% растворе хлорамина на 1 час
- Постановка пиявок проводится на
- переднюю брюшную стенку живота
2)коленный сустав
- в области левого подреберья
- на область сердца, сосцевидные отростки, в области правого подреберья
11.Противопоказание для проведения гирудотерапии
1)инфаркт миокарда
2)тромбофлебит
3)гипертензия
4)лечение антикоагулянтами
Выберите один правильный ответ.
- Вариант
- Температура воды в горячей ванне составляет (в С)
- 1) 50-60
- 40-42
- 37-39
- 34-36
2. Продолжительность применения горячих ванн (в мин.)
1)30-40
2)20-30
3)10-15
4)3-5
3.Грелку оставляют у пациента
1)пока не остынет воды
2)по 20-30 мин с перерывами по 10-15 мин
3)6-8 часов
4)пока наступит согревающий эффект
4.Пузырь со льдом применяют в
- период лихорадки
- период лихорадки
- период лихорадки
5.Механизм действия холодного компресса основан на
1)сужении сосудов
2)повышении чувствительности нервных окончаний
6.Для согревающего компресса используют спиртовой раствор (в %)
1)20
2)40
3)60
4)96
7.Согревающий компресс противопоказан при
1)отите
2)инфильтрате
3)ушибе в первые часы
4)тонзиллите
8.Длительность постановки горчичников (в мин.)
1)30-40
2)20-30
3)7-10
4)2-3
9.Противопоказания к постановке горчичников
1)невралгия
2)радикулит
3)воспалительное заболевание дыхательных путей
4)легочное кровотечение
10.Перед постановкой пиявок кожу следует обработать
1)столовым уксусом
2)глюкозой
3)фурацилином
4)перекисью водорода
11.Показания для постановки пиявок
1)гипертония
2)анемия
3)гипотония
4)повышенная кровоточивость тканей
Выберите один правильный ответ.
- вариант
1.Температура воды в теплой ванне составляет (в С)
1)50-60
2)40-42
3)37-39
4)34-36
2.Продолжительность индифферентных ванн (в мин)
1)30-40
2)20-30
3)10-15
4)3-5
3.Грелку рекомендуется заполнять водой
1)на половину объема
2)на 2/3 объема
3)полностью
4.Показание к применению пузыря со льдом
1)коллапс
2)первый период лихорадки
3)ушибы впервые сутки
4)ушибы на вторые сутки
5)почечная колика
5.Для наложения холодного компресса необходимо приготовить
1)воду температуры 20-25°С
2)вату
- салфетки
6. Одним из показаний для применения согревающего компресса является
1)острый аппендицит
2)кровотечение
3)ушибы впервые часы
4)инфильтрат на месте инъекций
7.Местный полуспиртовой компресс следует менять через каждые
- часа
- часов
- асов
- часа
8.Показания к применению горчичников
1)туберкулез легких
2)лихорадка
3)стенокардия
4)гипотония
9.Температура воды для постановки горчичников (в градусах)
1)10-15
2)20-25
3)36-37
4)40-45
10.Пиявку после применения следует поместить в банку с
1)чистой водой
2)фурацилином
3)дезраствором
4)перекисью водорода
11.Противопоказание к проведению гирудотерапии
1)гипертензия
2)гипотензия
3)тромбофлебит
4)застойные явления в печени
Приложение №21
Тестовый контроль (эталоны ответов)
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
1 – 1
| 1 – 2
| 1 – 2 2 – 4
| 1 – 3 2 – 2
|
Приложение №22
Приложение №23
Виды ванн
Приложение №24
Термины
Анемия – малокровие.
Анестезия – обезболивание, отсутствие чувствительности.
Антикоагулянты – препараты, препятствующие свертыванию крови.
Аппендицит – воспаление аппендикулярного отростка.
Аппликация – наложение на поверхность тела источников физического воздействия.
Бронхит – воспаление бронхов.
Гемостаз – остановка кровотока.
Гипертонический криз – резкое повышение АД.
Гирудин – антикоагулянтное вещество, выделяемое пиявками.
Гирудотерапия – лечение медицинскими пиявками.
Инфаркт миокарда – некроз сердечной мышцы.
Колика – острая, приступообразная боль.
Компресс – лечебная многослойная повязка.
Метаболизм – обмен веществ в организме.
Невралгия – боль по ходу нерва.
Новообразование – опухоль.
Пневмония – воспаление легких.
Радикулит – воспаление нервных корешков в области поясницы.
Спазм сосудов – сужение просвета сосудов.
Средний отит – воспаление среднего уха.
Стенокардия – сжимающие боли в области сердца.
Тонизирующее действие – повышение тонуса.
Тромбоз – закупорка сосудов.
Тромбофлебит – воспаление и закупорка вены тромбом.
Физиотерапия – целенаправленное воздействие на организм различными природными физическими факторами.
Приложение №25
Цель применения пиявок
Кровоизвлечение | Снижение свертываемости крови (антикоагуляция) |
|
|
Приложение №26
Места постановки горчичников при различных заболеваниях
Заболевание | Место постановки горчичников |
Стенокардия (боли в сердце) | Область сердца |
Гипертонический криз | Затылок, воротниковая зона, икроножные мышцы |
Воспалительные состояния верхних дыхательных путей (риниты, фарингиты, трахеиты) | Грудная клетка спереди (исключая область сердца и молочных желез) и икроножные мышцы |
Воспалительные заболевания нижних дыхательных путей (бронхиты и пневмонии) | Грудная клетка спереди и сзади, справа боковая поверхность грудной клетки |
Приложение №27
Показания и противопоказания к применению простейших физиотерапевтических процедур
Процедура | Показания | Противопоказания |
Постановка грелки |
|
|
Подача пузыря со льдом |
|
|
Постановка холодного компресса |
| Заболевания кожных покровов |
Постановка согревающего компресса |
|
|
Использование горчичников |
|
|
Гирудотерапия |
|
|
Приложение №28
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО студента | Фронтальный опрос | Самостоятельная работа | Решение ситуационных задач | Тестовый контроль |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. |
МЕТОДЫ ПРОСТЕЙШЕЙ ФИЗИОТЕРАПИИ
КОМПРЕССЫ
ГРЕЛКА
ПУЗЫРЬ СО ЛЬДОМ
ГОРЧИЧНИКИ
ПИЯВКИ
ЛЕЧЕБНЫЕ ВАННЫ
ЛЕЧЕБНЫЕ ВАННЫ
ХОЛОДНЫЕ
ПРОХЛАДНЫЕ
ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ
ТЕПЛЫЕ
ГОРЯЧИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)
В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...
Методическая разработка урока преподавателя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ Прихожай Т.А.
Рекомендации по эвакуации в учебных заведениях....
Методическая разработка урока преподавателя ОБЖ, преподавателя-организатора ОБЖ Прихожай Т.А.
Рекомендации по эвакуации учебных заведений....
Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса
Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...
Материал методического семинара для преподавателей "Имидж преподавателя"
Материал семинара "Имидж педагога"...
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Имидж преподавателя".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Имидж преподавателя"...