Моя педагогическая философия
статья по теме
Талант ученика – это огромный труд, колоссальное усилие со стороны человека, особенно, маленького ребенка. Распознать и развить этот талант – наша задача. Мое педагогическое кредо, моя профессиональная деятельность должны быть построены так, чтобы для каждого ребенка существовала возможность быть самым умным, самым талантливым, самым великодушным, самым красивым!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx | 98.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рочева Елена Юрьевна, учитель информатики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования»
Учитель информатики, математики Рочева Елена Юрьевна
2012
Моя педагогическая философия
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»
Китайская мудрость
«Точка, точка, запятая…Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик – получился человечек. Что увидят эти точки, что построят эти ручки, далеко ли эти ножки уведут его? Как он будет жить на свете? Мы за это не в ответе. Мы его нарисовали –только и всего…» (из детской песенки)
Только и всего? Если бы всё было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлично дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу.
Настоящий учитель не может не задумываться о том, какими будут его ученики, какой жизненный путь они выберут. Ведь именно то, что мы сумеем заложить в ребёнке, останется с ним на всю жизнь.
Дети приходят в школу похожими на человечка из детской песенки. Они очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка, впитывать в себя всё новое. Важно не столько дать ребёнку необходимый багаж знаний, сколько стремиться развить его творческие, интеллектуальные, физические возможности, сформировать навыки самостоятельности, трудолюбия, поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных качеств, вселить уверенность в собственные силы, помочь самоутвердиться.
И за всем этим важно не растерять доброту, отзывчивость, душевную мягкость, что в конечном результате должно привести к формированию разносторонне развитой личности. Вы слышали когда – нибудь об «эффекте соленого огурца»? Известный педагог В.Ф.Шаталов так объясняет этот эффект: «Главное – создать «рассол», тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он обязательно просолится! Как же создать такой «рассол»? Оказывается, это просто: создай волшебную среду на уроке и вне урока, позволяющую каждому ребёнку почувствовать себя успешным». Я вхожу в класс и вижу глаза учеников, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё. Какие они разные! У каждого свои мысли, свои проблемы и заботы, свой особый мир, такой хрупкий, которому надо обязательно помочь раскрыться. И я стараюсь угадать, на что настроены сегодня дети, пришедшие ко мне на урок, за какую струнку потянуть, чтобы она зазвучала, чем заинтересовать. Я поняла, что даже самый слабый ученик в душе обязательно талантлив. И я это помню всегда, ведь я – учитель!
Из всего многообразия инновационных технологий я выбрала для себя системно - деятельностный подход, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» информатику, поэтому понятия, термины приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке технология деятельностного метода. В этой технологии меня привлекает то, что в основе ее личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, решений задач. Кроме того, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки учащихся.
Деятельностный подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики «открывали» новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).
Без интересов нет цели, без цели нет деятельности, а без деятельности нет жизни. Жизни творческой, насыщенной событиями, открытиями. Коллектив, в котором я работаю, можно назвать кузницей педагогических кадров. Он даёт мне вдохновение, эмоциональный заряд, желание не останавливаться на достигнутом.
Я – учитель! А это значит, что я живу в самом удивительном государстве, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждая секунда – это поиск нового, небывалого, безумно интересного, где нет места скуке, лени, ссорам и обидам. Где всё время надо быть интересным для окружающих и оставаться таким всегда, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей и задумок. Где нужно быть, торопиться, спешить…Поэтому в этой стране живут только самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди! Если перестал зажигать – уходи. В этом государстве ты уже никому не нужен. Ведь это – особое государство. Это – школа! Главные жители этого государства, конечно, дети. Именно они заставляют меня быть такой. И я благодарна им за это! Ведь я – учитель!
«Многому я научился у своих наставников, еще более у своих товарищей, но более всего у своих учеников.» (Талмуд).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...