Самоанализ профессиональной деятельности
статья на тему

Беренчик Елена Евгеньевна

Опыт работы учителя физики, математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_deyatelnosti.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Беренчик Елены Евгеньевны

учителя физики, математики

Муниципального общеобразовательного учреждения Пролетарская средняя общеобразовательная школа №4 имени Нисанова Х.Д.

Тема работы «Внедрение метода проектов как одной из форм продуктивного образования»

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования, в частности новые принципы личностно-ориентированного образования требуют в первую очередь новых принципов обучения, которые бы формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. В основу моей работы по внедрению метода проектов в преподавание математики и физики положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

В системе  продуктивного образования наиболее полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для их роста в соответствии с их интересами. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее. Именно педагогу в продуктивном обучении отводится особая роль. Поэтому я стараюсь выступать координатором деятельности, партнером в планировании, анализе и оценке обучения, являясь личным советчиком для своих учеников. В системе продуктивного обучения доминирующей идеей является максимальная связь абстрактного знания с реальностью. Физика, являясь наукой, формирующей мировоззрение, до сих пор остается трудной для восприятия многими учащимися. Поэтому в своей практике я стремлюсь создать условия для успешного усвоения школьниками курса физики, чтобы учебное физическое знание было представлено для них в качестве одного из элементов общей культуры, т.е. необходимо рассматривать науку физику с позиций научного, технического и гуманитарного знания. При обучении физике я использую богатейшие возможности межпредметных связей, которые позволяют, с одной стороны, увеличить эффективность обучения данному предмету, а с другой стороны, повысить общую образовательную культуру. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики, я выбрала педагогические технологии, которые в большей степени соответствуют методологии продуктивного обучения. Это технология исследовательской деятельности, информационные технологии, технология развития критического мышления через проблемное обучение.

Хотя физика – моя ведущая профессия, я не считаю себя только физиком. Я преподаю математику, для меня интересна информатика, я вижу преимущества, которые дают эти отрасли знания, и поэтому считаю своей задачей заинтересовать своих учеников этими знаниями. Компьютеризация обучения – наиболее современная тенденция развития дидактики и конкретных методик. Проводя уроки – исследования с использованием компьютерных моделей мультимедийных курсов я убедилась в том, что эти модели легко вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. Этот комплекс отличается от большинства обучающих программ адаптивностью, многообразием режимов работы, форм диалога и методических приемов, качественной графикой с элементами мультипликации, развитой системой накопления и анализа результатов обучения, возможностью изменения сценариев обучения и баз знаний, в которых практически не используются прямые вопросы-ответы, а преобладают задания, предполагающие активные действия учащихся. Это позволяет мне реализовать идеи развивающего обучения, существенно активизировать и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению как математики, так и физики. Например, при изучении графиков квадратичной и обратнопропорциональной зависимостей очень удобно использовать модель 1.14 из мультимедийного курса «Функции и графики». Она позволяет ученикам поэкспериментировать с графиками, наблюдая их сжатие и растяжение в зависимости от параметра, что дает возможность увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.

При решении задач по физике использую мультимедийный курс «Открытая физика» для проверки решенных  «вручную» задач на компьютерных моделях, таких как «Движение зарядов в электрическом поле», «R-L-контур» и др. А  компьютерная проектная среда «Живая физика» - идеальный инструмент для творческой и проектной деятельности не только учителя, но и учащихся, которые могут загружать готовые компьютерные эксперименты, по желанию модифицировать их или создавать новые, обмениваться созданными экспериментами и моделями с другими учащимися и учителем. Данная программа используется мною для проведения самостоятельных работ, чтобы ученик сам задавался вопросом: "А что будет, если...?" Я заметила, что систематическое применение моментов, вовлекающих в проблемно-поисковую работу на уроке, развивает  у детей умение применять свои знания в видоизмененных ситуациях. Выдвижение гипотез, проверка путем анализа, наблюдения, эксперимента приводит к тому, что учащиеся дольше сохраняют в памяти необходимые знания, умеют хорошо разделять их по видам и устанавливать системообразующие связи между ними, переносить известные способы действий на новый материал.

Но, конечно же, это не единственный способ раскрытия способностей моих учеников, моя задача как педагога - предоставить учащимся возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по физике и математике, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели, как и выполнение требований государственного образовательного стандарта, помогает, я считаю, проект по предмету, в котором ученики помимо усвоения программного материала создают собственные  образовательные продукты. Ученики могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу. Одним из таких проектов, реализованных мной в 11 классе, был проект «Производная», который включал в себя работу проектных групп по следующим направлениям: «Производная и ее геометрический смысл», «Производная и ее физический смысл», «Наибольшее и наименьшее значение функций», «Применение производной к построению графиков функций», «Вторая производная, ее геометрический и физический смысл». При работе над каждым из направлений ребята разрабатывали теорию и подбирали задачи для практического решения, показывая свои знания не только в области математики, но и физики. В результате был получен справочник «Производная и ее применение к решению задач», который интересен и актуален для учащихся, который будет полезен для тех, кто хочет учиться.

Применение задач практического содержания типа «Как влияет угол устойчивости на степень устойчивости тела?» позволяет вовлечь ребят в исследовательский процесс, который можно воплотить в жизнь, как при помощи простейшего лабораторного оборудования, так и при помощи компьютерной проектной среды. Результаты исследований предлагается внедрить в жизнь для практического использования, а также рассчитать угол устойчивости Пизанской башни, определить закон изменения данного угла с течением времени.

        Таким образом, проектирование рассматривается мною как универсальное внешкольное умение, что указывает на необходимость формирования культуры проектной деятельности.

В процессе выполнения исследовательской работы мы часто сталкиваемся с проблемой оценивания учащихся. Мне помогают критерии, шкалы баллов и контрольные листы. Оценивание обучения учащихся происходит на основе критериев, опирающихся на требования стандартов, с помощью самоконтроля, взаимоконтроля, заполнения индивидуальных контрольных листов, оценочных листов для групп. При анализе  проекта уделяется внимание логичности изложения, полноценности ответа. Оценивание качества выполняемой работы позволяет не только повысить уровень выполнения проекта, но и узнать, чему конкретно научился школьник, насколько активна и продуктивна была его деятельность в общем деле. При оценке результатов деятельности учащегося придерживаюсь неоспоримого мнения психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки, ведь важно понимать, что самой значимой оценкой для ребенка является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Результат, полученный учеником, сравниваю с его прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Для этого использую ведомости и информационные карты для отслеживания результатов обучения.

Диагностические диаграммы успешности усвоения учащимися содержания учебного материала по физике, тема «Магнитное поле"

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 Беренчик Ирина


Ишкина Диния

Лукашов Дмитрий

Для составления подобного рода диаграмм необходимо предварительно выработать требования к уровню подготовки учащихся, которые должны опираться на содержание учебного материала, зафиксированного в проекте государственного образовательного стандарта по физике (или математике). Проводя поэлементный анализ выполнения тестовых заданий, строю столбчатые диаграммы, добавляя каждый раз «кирпичик» в тот столбец, который соответствует контролируемому элементу знаний или умений (синий «кирпичик» - усвоено, красный – не усвоено). На основе анализа диаграмм делаю соответствующие выводы об успешности усвоения основных знаний и приобретении умений учениками. Данные диаграммы особенно ценны тем, что позволяют не только выявить «пробелы» в знаниях ученика, и, как следствие, причину, по которой он не справился с заданием, но и дать каждому ученику необходимую консультацию, рекомендовать, на какие вопросы изучаемой темы ему необходимо уделить особое внимание.

Опираясь на свой опыт и анализируя динамику роста учебных достижений моих учеников, я понимаю, что деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении, и как итог - растет положительная внутренняя мотивация учащихся, а, следовательно, и качество обученности.

Таблица№1.

Качество усвоения образовательных программ

Классы

Алгебра

Геометрия

Физика

9

10

11

9

10

11

9

10

11

2004-2005

88%

78%

70%

2005-2006

95%

90%

78%

2006 – 2007

63%

66%

73%

2007 – 2008

66%

94%

76%

2008 – 2009

100%

100%

100%

Уровень обученности на протяжении последних трех лет остается стабильно высоким (100%), что подтверждается результатами административных контрольных работ. В 2009 году по результатам независимой оценки достижений обучающихся в ходе проведения ЕГЭ по математике учащиеся этого класса показали достаточно высокий уровень усвоения программного материала.

Диаграмма №4

«Распределение баллов ЕГЭ по математике »

Средний балл по математике моих выпускников составил 66,4 балла, что значительно выше среднего по району (48,1 балла) и выше  результатов школ города (ближайшие средняя школа №6 – 52,7 балла, и лицей №1 -47,1 балла). Предыдущий мой выпуск (2005 г.) также показал высокие результаты при сдаче ЕГЭ по математике (качество знаний составило 87,5%, успеваемость 100%), причем средний балл составил 68 баллов.

В качестве итоговой аттестации 8 человек из 12 выбрали сдачу экзамена в форме ЕГЭ по физике, где также показали неплохие результаты. Средний балл по физике составил 58,1 балла, что также выше среднего балла по району (51,8 балла).

Диаграмма №5 

«Распределение баллов ЕГЭ по физике»

Мои выпускники, участвовавшие в сдаче ЕГЭ по физике, показывают стабильные результаты. Так, в 2005 году средний балл составил 53, а в 2007году – 57 баллов, что соответствует оценке «4».

Высокое качество знаний по математике и физике способствовало успешной социализации моих выпускников: все поступили в высшие учебные заведения, причем 9 человек из 12-ти поступили в технические ВУЗы (МФТИ, ДГТУ, ТТИ, РГСУ, РГУ) где  успешно учатся, что говорит о достаточно высоком уровне их знаний, прежде всего по математике, физике, информатике. О сформированной мотивации на достижение успеха по преподаваемым мною предметам, о высоком уровне интеллектуальных способностей учащихся свидетельствует активное участие и победы моих воспитанников в школьных, районных и областных олимпиадах .

Таблица №2.

Динамика участия и достижений в районных олимпиадах.

Год

Количество участников

Кол-во призовых мест

Классы

2004-2005

2 (физика)

4 (математика)

1

4

8

7,11

2005-2006

2 (математика)

1

8

2006-2007

4 (математика)

2

5

2007-2008

4 (математика)

2 (физика)

2

-

6

2009-2010

3 (физика)

4 (математика)

1

1

11

8

В декабре этого учебного года Комитет по надзору за образованием в целях проверки качества знаний учащихся проводил диагностические контрольные работы в 5-х классах по математике. Уровень обученности по результатам среза составил 89% , качество обученности 72% (для сравнения по итогам четверти уровень - 89%, качество -50%).

Диаграмма №6

«Соотношение четвертных оценок и оценок, полученных на контрольной работе по материалам Рособрнадзора»





Своим опытом по внедрению метода проектов в систему образования я делилась на школьном методическом семинаре, а также на заседании районного методического объединения учителей физики и математики. Опытом своей внеурочной работы, своими находками в области работы с одаренными детьми  я делилась на страницах книги  «Эрудит воспитывается в школе».

В 2007-2008 учебном году в районе в рамках Донского фестиваля               «Образование. Карьера. Бизнес» проводился конкурс на лучшее электронное приложение к уроку. На обсуждение экспертной комиссии я представила разработку и электронное приложение к уроку алгебры в 8 классе «Квадратичная функция и ее график». Данная разработка на районном этапе конкурса заняла 3 место и стала победителем 1 областного этапа фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес». Следующая моя разработка электронного приложения к уроку физики «Условие равновесия тел», которую я представила на аналогичном конкурсе в 2008-2009 учебном году,  была выполнена на более высоком и техническом и методическом уровне. С данной разработкой я заняла 1 место в районном конкурсе .

        Курсы повышения квалификации: в 2005 году на базе Ростовского областного ИПК и ПРО  я  принимала участие в работе курсов (144 часа) по проблеме «Проектирование современного образовательного процесса по физике и управление его качеством на основе информационных технологий» (свидетельство №599  от 25.03.05г.). После прохождения курсов Intel «Обучение для будущего» (свидетельство ROST №2691) многие аспекты применяю в своей работе. В ноябре 2008 года прошла краткосрочное  обучение (72 часа) в Университете Российской академии образования  (г.Москва) по теме: «Профильная математика в старшей школе» (удостоверение № 4992/08). В апреле 2007 года посещала семинарские занятия по теме «Здоровьесберегающие технологии и безопасность питания в детских образовательных учреждениях» на базе Московского государственного университета управления и права.

Вывод: Задачи, стоящие перед любым педагогом, требуют систематической работы над собой, над повышением педагогического мастерства. Я воспринимаю свою работу как высшую форму активной деятельности по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит УЧЕНИК. Систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач обеспечивает продвижение учащихся на базовом и профильном уровне по преподаваемым мною предметам. Высокая результативность преподавательской деятельности и воспитательного процесса позволяет говорить о целесообразности применяемых мною методик.

 Но общество не стоит на месте, оно предъявляет новые требования к выпускникам школы, поэтому и я нахожусь в постоянном поиске эффективных методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач.

Контролируемый элемент знаний:

1. Условия возникновения и обнаружения магнитного поля.

2. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции (правило буравчика).

3. Модуль вектора магнитной индукции.

4. Закон Ампера.

5. Сила Лоренца.

6. Правило «левой руки».

7. Движение заряженной частицы в магнитном поле.

8. Магнитная проницаемость среды. Магнитная постоянная.

9. Магнитные свойства вещества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....

Самоанализ профессиональной деятельности

Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...

Самоанализ профессиональной деятельности

Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....

Самоанализ профессиональной деятельности

Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...

СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...