Обобщение опыта
материал по теме

Ерохина Татьяна Николаевна
Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках географии как средство повышения мотивации старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_erohina.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ерохина Татьяна Николаевна

Содержание:

  1. Информация об опыте ………………………………………………3

  1. Технология опыта …………………………………………………...7

  1. Результативность опыта …………………………………………….13

  1. Библиографический список …………………………………………17

  1. Приложение к опыту ………………………………………………...18

“На земле интерес есть великий волшебник,
изменяющий в глазах всех существ

вид всякого предмета.”

Гельвеций.

Информация об опыте

  1. Тема опыта:

Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках географии как средство повышения мотивации  старшеклассников.

  1. Сведения об авторе опыта:

Ерохина Татьяна Николаевна учитель географии МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области». Стаж работы общий 21 лет, учителем географии 17 лет.

  1. Условие возникновения, становления опыта.  

Наша школа находится в сельской местности. Поповская СОШ одна из удаленных школ от районного центра. В школе в настоящее время обучается 109 учащихся, функционирует 10 классов комплектов. В 9-11 классах обучается 41 учащийся. В социум школы входит Дом культуры, который находится недалеко от школы, сельская библиотека, детский сад. Большинство родителей учащихся трудятся в сельском хозяйстве. Огромное влияние на учебно-воспитательный процесс в сельской школе оказывает окружающая среда. Дети в старших классах все больше помогают родителям, и зачастую пропадает интерес к учебным предметам. Проведя анкетирование среди учащихся 8-11 классов, какие предметы их интересую больше всего, я пришла к выводу, что география стоит далеко не на первом месте. Передо мной возник вопрос, как заинтересовать учащихся, повысить мотивацию к предмету география. Считаю это важной предпосылкой возникновения данного опыта.

  1. Актуальность опыта. 

Снижение качества знаний и интереса к предмету география в старших классах

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является также противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, определение социального заказа основывается на общественной оценке образовательно-воспитательного потенциала географии и экологии. Общество заинтересовано в географической и экологической грамотности населения, особенно в современных условиях. Экологическая и хозяйственная активность населения, переход на рыночные отношения, проблемы обеспечения сырьем, энергией, продовольствием, регулирование межнациональных отношений – все эти процессы осуществляются с меньшими издержками при условии географической и экологической грамотности действующих субъектов.

С другой стороны, экономические трудности, приоритет материальных ценностей приводят к потере популярности видов деятельности, основанных на географических и экологических знаниях. Следствием этого является падение интереса к данным предметам как к неперспективным, то есть, не обеспечивающим возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии.

Таким образом, сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.

Считаю, что для  развития личности ребенка, повышения его мотивации необходимо, в процессе обучения включать его в  активную познавательную деятельность.

В своей педагогической практике я убедилась, что преобладание объяснительно-иллюстрированного типа обучения – уроки, построенные по схеме - “опрос-объяснение-закрепление” ориентируют учащихся на усвоение знаний, но не гарантируют их развитие, не вырабатывают навыки самостоятельной познавательной деятельности.

В результате возникает проблема – как организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания и создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.

Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенной противоречий, т.к. решает проблему повышения мотивации старшеклассников  путем использования информационно- коммуникативных технологий. В чем и выражается актуальность данного опыта.

Повышение мотивации сопровождается также формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие старшеклассника. Кроме того, повышение мотивации в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.

По моему мнению, данный опыт актуален и перспективен в настоящее время, так как повышение качества знаний старшеклассников и стимулирование их интереса к учению – важные задачи совершенствования процесса обучения, а в связи со стандартизацией образования они приобретают особую актуальность. Их решение видится в настоящее время в обогащении содержания, методов и организационных форм обучения. Ведь география – единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Знания характеризуемой науки необходимы также для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения. В своей работе я исхожу из того, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках  делает процесс обучения более эффективным. Я считаю, что в настоящее время повышение мотивации у старшеклассников приобретает приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества  в целом.  

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.  

Сущность опыта заключается  в повышении качества образования учащихся старших классов на основе мотивации учения, которая обеспечивается использованием информационно-коммуникативных технологий. Учитывая то, что особенностью сельской школы является огромное влияние окружающей среды на учебно-воспитательный процесс, необходимо использование новых технологий. Активное использование информационных технологий в обучении географии позволяет развивать способности учащихся самостоятельно «добывать» необходимые им знания, позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность старшеклассников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных   форм организации деятельности школьников, а также доминировании речи учителя.

Процесс повышения мотивации базируется на практическом опыте и географических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций старшеклассников.

Для развития познавательного интереса, повышения мотивации старшеклассников использую информационно-коммуникативные технологии на различных этапах урока: при объяснении нового материала, организации самостоятельной работе, проведении практических работ, контроле знаний учащихся.

6. Длительность работы над опытом.

        С 2009- 2010 учебного года, когда я обнаружила снижение мотивации старшеклассников,  и до настоящего времени, я работаю над этой проблемой. Теперь считаю целенаправленным в своей работе использовать информационные технологии, как средство повышения мотивации учащихся к предмету географии.

7. Диапазон опыта. 

Мои уроки благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD –дисков, стали более интересными и увлекательными. (Приложение 1)

Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:

  1. Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения;
  2. Внеклассная работа по предмету;
  3.  Система контроля и оценивания деятельности учащихся, (уроки – зачеты, тесты,   составление вопросов друг для друга  и др.).

  1. Теоретическая база опыта. 

В своем опыте я реализую следующие теории в обучении: (личностно-ориентированного подхода, теорию развития познавательного интереса и познавательной активности)

В основу данного опыта положена, концепция развития познавательного интереса Г.И.Щукиной. В частности использованы: представления о познавательном интересе как интегративном образовании личности, основу которого составляют интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и др.);

эмоциональные (переживание успеха, радость познания, удовлетворение деятельностью), регулятивные(волевые устремления, принятие решений и т.д.) и творческие (фантазия, создание новых образов, моделей), процессы;

принцип ведущей самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности в развитии познавательного интереса, а также принцип активного взаимодействия различных видов деятельности в учебном процессе.

Поскольку одним из условий становления познавательного интереса является сотрудничество учителя с учениками, то мной использованы также знания теоретических основ методики сотрудничества в обучении (по В.К.Дьяченко) и, в частности, принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Представления о вариантах организации работы в группах я получила, изучив методику “Обучение в сотрудничестве” Е.С.Полат.

Так же в своей работе я опираюсь на новые стандарты по географии.

Технология представления педагогического опыта

1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Цель моей работы – повысить мотивацию обучения старшеклассников посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Задачи

  1. Формирование мотивов к непрерывному образованию в течении всей жизни.
  1. Предоставление возможностей учащимся в полной мере использовать современные технологии, научить ориентироваться в современном пространстве.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Принцип научности, т.е. соответствие уровня преподавания географии современному состоянию науки;
  2. Принцип оптимального выбора методов, форм и средств образования, направленных на повышение мотивации старшеклассников;
  3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  4. Принцип активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные различные виды индивидуальной, групповой и коллективной деятельности на уроке;
  5. Принцип системности – совершенствование этапов работы зависит от степени целостности содержания и реализации программно- методического обеспечения.

Исходя из этого, я определяю познавательную, развивающую и воспитательную ценность урока географии с использованием информационно-коммуникативных технологий.

         В целях повышения мотивации к учению я, прежде всего, делаю акцент на творческом развитии личности обучаемого, привлекая его к творческой деятельности через использование информационных технологий.                                                                                                            

Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Применение компьютера дает положительный эффект при изучении географии.

           При разработке уроков  с использованием компьютера я учитываю то, что каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств.  

Так, например, на уроке освоения нового материала я использую демонстрационную программу, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал.  Например,  урок изучения лесной промышленности в 9-ом классе в форме презентации дает возможность наглядно увидеть и оценить  обеспеченность России лесными ресурсами, показать соотношение площади России по отношению к миру и площади лесов России по отношению к лесам мира. (Приложение 2)

        На уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Так в 10-ом классе ребята  начинают изучать экономическую и социальную географию мира, они знакомятся с  новыми понятиями, фактами, статистическим материалом. Для закрепления терминов и понятий использую программу, состоящую из следующих заданий:

1) Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ

2) Дописать существенные признаки

3) Определить правильное утверждение

Для проверки знаний использую компьютерные тесты. Тестовые задания – это современная международно-признанная форма контроля знаний. Эта форма контроля знаний позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, непредвзято определить уровень усвоения учащимися пройденного материала. Для создания теста использую программы Power Point и MS Excel.

 (Приложение 3)

На контрольном уроке, используя персональный компьютер, можно тщательно проверить, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала. (Приложение 4)

        Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт. Мною был разработан небольшой комплект оцифрованных карт, наиболее часто используемых на уроках. Карты проектируются на экран, что очень удобно для разных видов работ. (Приложение 5)

      Диалог ученика с машиной осуществляется с помощью вывода на экран дисплея формулировок заданий, сообщений о способах их решений и, непосредственно, само выполнение задания и его оценка.

2. Организация учебно-воспитательного процесса.

Учащиеся активно включаются в учебно-познавательную деятельность на уроках с использованием информационных технологий. Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер информационных  технологий. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы учащихся как основного составного элемента познавательного процесса.

Учащиеся активно включаются в учебную деятельность, им интересно работать на уроках с применением компьютерных технологий.  

Использование информационных технологий в преподавании географии позволяет  повысить уровень мотивации, уровень интереса к  предмету, уровень, позволяет подготовить детей к активной учебной деятельности, поднять их уровень творческих возможностей, интерес к исследовательской деятельности в области географии.

Информационные технологии, дают возможность сделать   более совершенной работу над проектами, повысить уровень самостоятельной работы учащихся (научно-исследовательская деятельность),  повысить уровень эффективности преподавания географии, развивать способности осмысленного и творческого освоения материала.

3. Содержание образования.   

Для того чтобы повысит интерес учащихся к предмету, уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты уроков нуждаются в иллюстрированном материале в виде слайдов, видеофрагментов о природе, городах, культуре стран. К урокам я готовлю иллюстрированные приложения. Например, урок обобщающего повторения «Зарубежная Европа». Я использую слайды, на которых изображены памятники архитектуры, культуры, природы. Каждый слайд – это вопрос. Нужно назвать страну по предложенному кадру и описанию. (Приложение 6)

         На уроках географии в старших классах очень часто мы работаем со статистическим материалом. Трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы я использую технологию учебных проектов. Например, при изучении темы: «Население мира, демографическая политика» в 10 классе, проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника (Приложение 7) Информацию для проекта учащиеся собирают с Интернета, ежедневной прессы.

        Технология проекта позволяет индивидуализировать процесс обучения, так как наиболее заинтересованные дети могут сами выбрать темы для разработки проектов. («Глобальные проблемы человечества», «Демографическая политика») (Приложение8)

        Готовясь к урокам путешествиям, урокам семинарам, учащиеся просматривают достаточно много материалов, выбирая нужное к уроку. Например, при подготовке к уроку «Япония. Экономико-географическое положение, население» в 11 классе, ребята проделали большую работу для подготовки выступлений. Урок сопровождался презентациями с очень интересным и наглядным материалом. Для подготовки они использовали энциклопедии, Интернет ресурсы, учебник (Приложение 9)

В процессе изучения, например, темы «Урбанизация» у учащихся создаются представления о разных городах нашей страны, функциях городов, проблемах. Программа Power Point позволила мне самостоятельно, в нужной последовательности, составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока.(Приложение 10) Кроме этого, она помогает слабым учащимся, увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
       Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений о городах, их функциях, проблемах.
Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, – это задачи, которые стоят перед педагогами. И решить некоторые из этих задач может помочь компьютер. Информационные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии.

        Урок с использование программы Power Point позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока, так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом использование информационных технологий на уроке открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления учащихся, что повышает мотивацию учения и в конечном итоге приводит к более высокому качеству знаний.

На заключительном этапе обучения, при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам проходит интенсивный тренинг:

  1. компьютерное тестирование (электронный вариант ЕГЭ)
  2. интерактивная версия ЕГЭ  (Приложение 11)

4. Формы, методы и средства учено-воспитательной работы, их оптимальный  выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.

Реализуя ведущие  идеи описанные  в работе опыта осуществляются путем активного сочетания различных форм работы: фронтальной, индивидуальной, групповой и  парной. При этом приобретенным направлением является организация работы в группах.

Для работы в группах или парах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

На таких уроках происходит более  успешнее и полнее освоения учащимися учебного материала. Дети с интересом и большим удовольствием принимают участие в творческом процессе, что позитивно сказывается на повышении мотивации к предмету. Группы или пары могут быть смешанного состава (разные уровни успеваемости учащихся) так и дифференцированные. Парная и групповая формы  деятельности  позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении.  К тому же   создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности,  повышается интерес к работе друг друга.  Т. е, создаются реальные условия  реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества.

Стараюсь на своих уроках уделять больше внимания самостоятельной деятельности учащихся. Она способствует активизации познавательной активности, помогает более эффективному усвоению учебного материала. Содержание географии позволяет применять разнообразные виды самостоятельной работы: это самостоятельная работа со статистическими материалами, географическими картами, с моделями, с учебной книгой и дополнительной литературой.

В 9 классе я в большей степени использую объяснительно-иллюстративный метод обучения. Этот метод предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, презентации, иллюстрированные фрагменты. Применение электронных наглядных  материалов делает процесс объяснения нового материала наглядным, показывает изучаемые объекты в развитии. Презентации удобны тем, что при подготовке к уроку, я я отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока, и в нужной последовательности. Этот метод позволяет достичь более глубокого запоминания учебного материала. На уроке я использую такие формы работы, как лекция с элементами беседы, групповые формы работа. Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У учащихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.

При изучении географии в 10 классе я применяю исследовательско-поисковый метод.  Он ориентирован на активное применение средств дополнительных источников географических знаний и Интернет ресурсов. Учащиеся 10 класса добывая географические знания из различных источников информации выступают в роли исследователя, анализируют результаты своего эксперимента и самостоятельно делает выводы. Я как учитель, на таких уроках выступаю в роли консультанта. Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении.

В 11 классе чаще всего использую метод проектов. Учащиеся 11 класса на завершающем этапе изучения предмета географии, могут самостоятельно определять проблему и делать соответствующие выводы. Здесь я использую групповую форму работы. Работая над проектом, учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знаний, искать возможные  пути решения выбранной проблемы. При выполнении проекта систематизируют и обобщают полученные знания, анализируют информацию, добытую из разных источников информации. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта. Особенно яркие проекты получаются у учащихся при изучении Глобальных проблем человечества. Ребята очень интересно и ярко предлагают пути решения из этих проблем

На всех этапах изучения географии использую метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся. Этот метод позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала использую несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты представляют собой варианты с вопросами и вариантами ответов,  от простых до  сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки.

Результативность опыта

Анализируя опыт своей работы по применению новых информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, могу отметить, что эта работа  привела к более высокому уровню усвоения предмета, повышению мотивации обучения, усилению интереса учащихся к урокам географии. Использование компьютерных и электронных средств обучения на уроках позволило увеличить число своих сторонников и помощников среди школьников всех возрастов. Дети активно выполняют домашние задания, связанные с поиском информации в Интернете, созданием собственных слайд-фильмов, презентаций. Активно работаем над формированием умений отвечать на вопросы тестового характера (подготовка к ЕГЭ) с помощью готовых программ, формируем свой банк данных таких вопросов.

        Динамика качества знаний и успеваемости позволяет сделать вывод о работе, проводимой мной по проблеме мотивации обучения. Здесь описан опыт работы в рамках урочной формы. Но работа по повышению мотивации к предмету будет не полной и непродуктивной, если не использовать методы и формы повышения интереса и во внеурочной деятельности. Поэтому систематически провожу предметные недели, дни географии.

(Приложение 12)

Показателями заинтересованности учащихся в изучении географии, может служить ежегодный мониторинг  качества знаний по предмету, анализ мотивации к учению, активность участия в школьных, районных олимпиадах, экологических проектах. 

 Кроме этого, мои ученики  успешно выступают  и побеждают в различных конкурсах:

  1. 2005-2006 учебный год – I место в районной олимпиаде по краеведению в номинации «Природное наследие» работа «Живи родник» Прилуцкая Маргарита,
  2. 2007-2008 - II место в районной олимпиаде по краеведению в номинации «Природное наследие», Прилуцкая Маргарита
  3. 2006-2007 учебный год I место в районной олимпиаде по экономикеЗигаев Андрей 10 класс;
  4. 2007-2008 учебный год I место в районном конкурсе творческих работ «В моей семье живет герой Советского Союза», Бутова Марина 7 класс
  5. 2008-2009 учебный год II место в районной олимпиаде по географии. Выродова Виолетта 10 класс
  6.  2007 год моя ученица Хорунжая Ирина поступила в БелГУ на геолого- географический факультет, по специальности «Земельный кадастр»

        

Качество знаний учащихся по географии за 3 года.

В данной диаграмме представлена тенденция роста качества  знаний по географии за 3 года, в 6 – 11 классах.

Мониторинг качества знаний 9 класса по географии за  2008– 2011год


Статистические данные, представленные в диаграмме, показывают, что качество знаний  по географии в текущем 9 классе за три года не снижается, но и не повышается. Остается на одной отметке – 56%

Мониторинг качества знаний 10 класса по географии за  2008– 2011год

Статистические данные, представленные в диаграмме, показывают, что качество знаний  по географии в текущем 10 классе за три года возрастают, благодаря систематическому  использованию информационных технологий на уроках географии.

Мониторинг качества знаний 11 класса по географии за 2008– 2011год

Статистические данные, представленные в данной  диаграмме, показывают, что качество знаний  по географии в текущем 11 классе за последние три года так же возрастают.

Результаты анкеты «Изучения мотивации учения старшеклассников» (методика профессора Л.В. Байбородовой Приложение 13)

2008-2009 учебный год

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

8 класс

-

-

2

22%

5

55%

1

11%

1

11%

9 класс

2

33%

1

16%

1

16%

2

33%

-

-

10 класс

2

10%

4

22%

10

53%

2

10%

1

5%

2009-2010 учебный год

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

9 класс

1

12%

3

33%

3

33%

2

22%

-

-

10 класс

3

27%

4

37%

2

18%

2

18%

-

-

11 класс

2

10%

7

35%

8

40%

2

10%

1

5%

I — очень высокий уровень мотивации учения (72-85);

II — высокий уровень мотивации учения (55-71);

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения (42-54);

IV — сниженный уровень мотивации учения (30-41);

V — низкий уровень мотивации учения (до 29).

По итогам работы с данной темой отмечается:

  1. Повышение качества знаний, умений и навыков, учащихся по предмету
  2. Повысилась в целом успеваемость учащихся.
  3.  Мотивация к учению  изменилось в положительную сторону.
  4. У учащихся повысилось развитие проекционных и конструкторских способностей, логическое мышление, память, внимание, готовность к самостоятельной работе.

Библиографический список:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

2. Баранов А.С. О возможности использования средств MS Office в обучении географии// География в школе, 2003.-№7.-с.64-65.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1994.

4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.

5. Высоцкий В.Ю.  «Методы педагогической деятельности». Завуч, 1998г.,№5 с. 21- 25.

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

7. Лабутин В.Б. Применение информационных технологий в образовательном процессе школы. (http://www.256.ru).

1994.

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994.

9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

10. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования//Георафия в школе, 2004.- №4. – с. 46-50.

11. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.

12. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

Приложение

1. Приложение №1 - Мультимедийные учебники

2. Приложение №2 - Наглядный материал к изучению темы

«Лесная промышленность России» 9 класс

3. Приложение №3  - Тестовые задания в презентации

                           Тесты, выполненные в программе MS Excel

4. Приложение №4 - Контрольные задания по теме в презентации

5. Приложение №5 - Интерактивные карты

6. Приложение №6 – Иллюстрации для обобщающего по теме

«Зарубежная Европа» 11 класс

7. Приложение №7 - Слайдовые диаграммы к теме «Население и демографическая политика мира « 10 класс

8. Приложение №8 - Проекты – презентации

9. Приложение №9 - Разработка урока географии в 11 классе по теме «Япония, Географическое положение, население, природные условия и ресурсы»

                            Система уроков географии в 9 классе по теме «Уральский экономический район»

10. Приложение №10 Разработка урока географии в 10 классе «Урбанизация как всемирный процесс»

10. Приложение №11 - Тестовые задания из вариантов ЕГЭ в презентации

11. Приложение №12 -  Разработка внеклассного мероприятия по географии Интеллектуальная  «Что? Где? Когда?» на тему

«Знаменитые столицы стран Зарубежной Европы» 10-11 кл.

12. Приложение №13 - Анкета «Методика изучения мотивации учения старшеклассников»

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...