Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по теме "Анатомия и физиология имунной системы"
методическая разработка на тему

Иванова Ольга Васильевна

Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imunnaya_sistema.docx901.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Анатомия и физиология иммунной системы».

Цель:    изучить общий план строения имунной системы,   значение для организма.

Время работы – 45 минут

После изучения темы студенты должны достичь уровней усвоения:

Знать:

  1. Органы иммунной системы;
  2. Расположение  основных лимфатических узлов в организме;
  3. Виды иммунитета.

Уметь:

  1. Показывать органы иммунной системы наплакатах;
  2. Определять основные лимфоузлы на теле человека.

Представлять:

  1. Схему образования иммунитета;

Основные понятия: иммунитет, фагоцитоз, врождённый иммунитет, приобретённый, аллергия, фагоциты.

Латинские названия:

  1. Красный костный мозг- medulia ossium rubra
  2. Тимус- thymus
  3. Селезёнка – lien

Методические рекомендации

для студентов

по выполнению самостоятельной работы

Тема: «Анатомия и физиология  иммунной системы».

Дисциплина: анатомия и физиология человека

Специальность – 060501 сестринское дело  

Составил:  преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.  

2012год

Рекомендации для самостоятельной работы.

  1. Изучить общий план строения иммунной системы.

Заполнить схему:

Органы иммунной системы

Центральные                                                                                   Периферические

         ?                                                                                                                  ?

  1. Изучить  данные  схемы. Рассмотреть виды иммунитета.  Перечертить   данные схемы в тетрадь

Иммунитет.

— невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам (в том числе — болезнетворным бактериям) и чужеродным веществам). Способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов.


  1. Изучить строение лимфоузла.  Зарисовать  в альбом схематическое изображение лимфоузла -   рисунок   (А).

А.Схематическое изображение строения лимфатического узла человека (на разрезе): 1  капсула; 2  трабекула; 3  синус; 4  корковое вещество; 5  фолликулы; 6  приносящие лимфатические сосуды; 7  выносящие лимфатические сосуды; 8  мозговое вещество; 9  ворота лимфатического узла.

Б.Схематическое изображение микроскопического строения лимфатического узла человека: 1  капсула; 2  капсулярная трабекула; 3  корковый промежуточный синус; 4  мозговой промежуточный синус; 5  фолликул; 6  приносящий лимфатический сосуд; 7  корковое вещество; 8  краевой синус; 9  мякотный тяж; 10  выносящий лимфатический сосуд; 11  соединительное утолщение в области ворот лимфатического узла; 12  мозговое вещество; 13  кровеносные сосуды; 14  воротный синус; 15  паракортикальная зона.

  1. Рассмотреть рисунок и ознакомиться с расположением основных  лимфоузлов. Знать их расположение., уметь находить их на себе.

  1. Изучить по рисунку  схему образования иммунитета. Схему зарисовать в тетрадь.

Схема обpазования иммyнитета и аллеpгической pеакции на внедpение микpооpганизмов и введение чyжеpодных веществ. Пpи фоpмиpовании иммyнитета (А) пpоисходит инактивация антигена антителом. Пpи аллеpгии (Б) комплекс аллеpгена с pеагином действyет на тyчные клетки и клеточные белки pазных тканей, что пpиводит к выделению гистамина и pазвитию аллеpгической pеакции. В качестве пpимеpа аллеpгена взята молекyла бpома.

  1. Домашнее задание стр. 361-366.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Что такое иммунитет?
  2. Что такое антитело?
  3. Какой иммунитет называют неспецифическим?
  4. Какой иммунитет называют специфическим?
  5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
  6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
  7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?
  8. Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
  9. Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Тест для первичного контроля знаний

1 вариант

Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.

  1. Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:

А) открыл условные рефлексы;

Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;

В) создал вакцину против гриппа.

  1. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А) от всех заболеваний без исключения;

Б) только от инфекционных заболеваний;

В) от сердечно-сосудистых заболеваний.

  1. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

А) у него естественный врожденный иммунитет;

Б) у него естественный приобретенный иммунитет;

В) у него искусственный иммунитет;

Г) у него есть эритроциты.

  1. Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?

А) готовые антитела;

Б) антибиотики;

В) ослабленных возбудителей болезни.

  1. К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

А) к ветрянке;

Б) к гриппу;

В) к полиомиелиту.

2 вариант

Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.

  1. Антитела – это:

А) особые клетки крови;

Б) вирусы и бактерии;

В) особые белки крови.

  1. Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни:

А) не вызывает заболевания;

Б) может вызвать заболевание в легкой форме;

В) излечивает от возникшего заболевания.

  1. Что нужно делать при заражении человека дифтерией?

А) вводить противодифтерийную сыворотку;

Б) вводить ослабленных возбудителей болезни;

В) применять обе меры.

  1. Естественный иммунитет связан:

А) с накоплением определенных антител в крови;

Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;

В) с введением готовых антител в кровь человека.

  1. Опасность СПИДа заключается в том, что он:

А) вызывает простуду;

Б) приводит к потере иммунитета;

В) вызывает разрушение тромбоцитов.

Выполнение теста. Взаимопроверка

Какие ошибки вы допустили?

Цели урока.

Образовательные:

  1. сформировать понятия
  1. "иммунитет",
  2. "антиген",
  3. "антитело",
  4. "вакцина",
  5. "лечебная сыворотка",
  1. познакомить учащихся с видами иммунитета, способами защиты от инфекционных заболеваний.

Воспитательные: 

  1. воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; убеждать в материальности и познаваемости физиологических процессов;
  2. продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач; умение работать коллективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов

Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...