Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по теме "Анатомия и физиология имунной системы"
методическая разработка на тему
Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imunnaya_sistema.docx | 901.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Анатомия и физиология иммунной системы».
Цель: изучить общий план строения имунной системы, значение для организма.
Время работы – 45 минут
После изучения темы студенты должны достичь уровней усвоения:
Знать:
- Органы иммунной системы;
- Расположение основных лимфатических узлов в организме;
- Виды иммунитета.
Уметь:
- Показывать органы иммунной системы наплакатах;
- Определять основные лимфоузлы на теле человека.
Представлять:
- Схему образования иммунитета;
Основные понятия: иммунитет, фагоцитоз, врождённый иммунитет, приобретённый, аллергия, фагоциты.
Латинские названия:
- Красный костный мозг- medulia ossium rubra
- Тимус- thymus
- Селезёнка – lien
Методические рекомендации
для студентов
по выполнению самостоятельной работы
Тема: «Анатомия и физиология иммунной системы».
Дисциплина: анатомия и физиология человека
Специальность – 060501 сестринское дело
Составил: преподаватель анатомии и физиологии человека Иванова О.В.
2012год
Рекомендации для самостоятельной работы.
- Изучить общий план строения иммунной системы.
Заполнить схему:
Органы иммунной системы
Центральные Периферические
? ?
- Изучить данные схемы. Рассмотреть виды иммунитета. Перечертить данные схемы в тетрадь
Иммунитет.
— невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам (в том числе — болезнетворным бактериям) и чужеродным веществам). Способность организма противостоять изменению его нормального функционирования под воздействием внешних факторов.
- Изучить строение лимфоузла. Зарисовать в альбом схематическое изображение лимфоузла - рисунок (А).
А.Схематическое изображение строения лимфатического узла человека (на разрезе): 1 капсула; 2 трабекула; 3 синус; 4 корковое вещество; 5 фолликулы; 6 приносящие лимфатические сосуды; 7 выносящие лимфатические сосуды; 8 мозговое вещество; 9 ворота лимфатического узла.
Б.Схематическое изображение микроскопического строения лимфатического узла человека: 1 капсула; 2 капсулярная трабекула; 3 корковый промежуточный синус; 4 мозговой промежуточный синус; 5 фолликул; 6 приносящий лимфатический сосуд; 7 корковое вещество; 8 краевой синус; 9 мякотный тяж; 10 выносящий лимфатический сосуд; 11 соединительное утолщение в области ворот лимфатического узла; 12 мозговое вещество; 13 кровеносные сосуды; 14 воротный синус; 15 паракортикальная зона.
- Рассмотреть рисунок и ознакомиться с расположением основных лимфоузлов. Знать их расположение., уметь находить их на себе.
- Изучить по рисунку схему образования иммунитета. Схему зарисовать в тетрадь.
Схема обpазования иммyнитета и аллеpгической pеакции на внедpение микpооpганизмов и введение чyжеpодных веществ. Пpи фоpмиpовании иммyнитета (А) пpоисходит инактивация антигена антителом. Пpи аллеpгии (Б) комплекс аллеpгена с pеагином действyет на тyчные клетки и клеточные белки pазных тканей, что пpиводит к выделению гистамина и pазвитию аллеpгической pеакции. В качестве пpимеpа аллеpгена взята молекyла бpома.
- Домашнее задание стр. 361-366.
Вопросы для самоконтроля.
- Что такое иммунитет?
- Что такое антитело?
- Какой иммунитет называют неспецифическим?
- Какой иммунитет называют специфическим?
- Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
- Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
- Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?
- Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
- Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)
Тест для первичного контроля знаний
1 вариант
Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.
- Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:
А) открыл условные рефлексы;
Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;
В) создал вакцину против гриппа.
- От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А) от всех заболеваний без исключения;
Б) только от инфекционных заболеваний;
В) от сердечно-сосудистых заболеваний.
- Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А) у него естественный врожденный иммунитет;
Б) у него естественный приобретенный иммунитет;
В) у него искусственный иммунитет;
Г) у него есть эритроциты.
- Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?
А) готовые антитела;
Б) антибиотики;
В) ослабленных возбудителей болезни.
- К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?
А) к ветрянке;
Б) к гриппу;
В) к полиомиелиту.
2 вариант
Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.
- Антитела – это:
А) особые клетки крови;
Б) вирусы и бактерии;
В) особые белки крови.
- Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни:
А) не вызывает заболевания;
Б) может вызвать заболевание в легкой форме;
В) излечивает от возникшего заболевания.
- Что нужно делать при заражении человека дифтерией?
А) вводить противодифтерийную сыворотку;
Б) вводить ослабленных возбудителей болезни;
В) применять обе меры.
- Естественный иммунитет связан:
А) с накоплением определенных антител в крови;
Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;
В) с введением готовых антител в кровь человека.
- Опасность СПИДа заключается в том, что он:
А) вызывает простуду;
Б) приводит к потере иммунитета;
В) вызывает разрушение тромбоцитов.
Выполнение теста. Взаимопроверка
Какие ошибки вы допустили?
Цели урока.
Образовательные:
- сформировать понятия
- "иммунитет",
- "антиген",
- "антитело",
- "вакцина",
- "лечебная сыворотка",
- познакомить учащихся с видами иммунитета, способами защиты от инфекционных заболеваний.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий; убеждать в материальности и познаваемости физиологических процессов;
- продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Развивающие: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление путем решения проблемных задач; умение работать коллективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника
Методическое пособие по выполнению лабораторно-практических работ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя по дисциплине: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский) по специальности: 1190631 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» для 1-2 курсов
Данные методические рекомендации предлагаются по курсу «Иностранный язык» (английский), входящему в цикл ОГЭС, для преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях среднего професси...
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров п/о , СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» .Состоят из восьми разделов: методические рекомендации по организац...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...