Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника
методическая разработка по теме

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_dlya_interneta.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Методические рекомендации по выполнению            самостоятельной работы по дисциплине

                                     электротехника

Профессии  НПО: 130405.05    Электрослесарь подземный .

130406.01    Обогатитель полезных ископаемых

                                                                           

                                                                                                       Разработала:

                                                                                                        Баян Л.А.

                                                                                                        Преподаватель

                                                        Ленинск-Кузнецкий

                                                                       2012

                                 Содержание

  1. Введение                                                                                                       стр.4
  2. Особенности учебно-технической литературы                                    стр.5
  3. Самостоятельная работа с учебно-технической литературой           стр.6
  4. Методические рекомендации по составлению опорного конспекта  стр. 7
  5. Методические  рекомендации по составлению реферата.                    Стр.8
  6. Методические рекомендации по подбору информации

 для выступления                                                                                                стр.9

 Список литературы

                                                                      Введение

Формирование у обучающихся работать с учебно-технической литературой является составной частью проблемы формирования умений самостоятельно приобретать знания. В современных условиях эта проблема  приобретает важное значение в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса, а значит возрастает потребность в подготовке квалифицированных рабочих для создания и эксплуатации новой техники и автоматизированных производств.

 Современный рабочий нуждается в углублении знаний. Техническая книга - его постоянный спутник. В учебном процессе книга выполняет ряд функций : является источником   новых   знаний,  эффективным   средством   закрепления   изложенного преподавателем материала, организацией самостоятельной работы обучающихся на уроке, активизацией их познавательной деятельности, умению технически мыслить. Но практика показывает, что, нередко,  обучающиеся  оказываются  неподготовленными  к самостоятельной работе с учебником, не говоря уже о научно - популярных книгах и журналах.

Поэтому, формированию умений самостоятельной работы с учебно – технической литературой необходимо уделять достаточное внимание.

 Дело в том, что учебно-техническая литература отражает особенности технического знания и формировать умения работы с ней без их учета невозможно.

  Предлагаемая в настоящей работе методика формирования у обучающихся умений самостоятельной работы с учебно-технической литературой основана на анализе особенностей ее содержания и учитывает  специфику  содержания учебников  и учебных пособий по общетехническим и специальным дисциплинам профессионального цикла в профтехучилищах. Постоянство структуры собственно технического и технологического текстов позволяет использовать предлагаемую методику работы с учебно-технической литературой  для разных профессий.

                                   Особенности  учебно-технической литературы

Когда говорят об учебно-технической литературе для обучающихся профессиональных училищ, то имеют в виду учебники (учебные пособия), задачники, справочники, техническую документацию, технические паспорта на оборудование, а также научно-популярную литературу.

 В начале учебника излагаются  сведения,  которые дают обучающимся представление о содержании изучаемого предмета, новыми терминами, выражениями, определениями. Это дисциплинирует мышление и речь, побуждает воспринимать новые понятия, слова в более точном значении.

 К техническому материалу относятся сведения о назначении, видах, устройстве электрооборудования, его работе, неисправностях, правилах технической эксплуатации.

 Основная задача обучающихся при работе с таким материалом – разобраться, сапоставляя текст и сопровождающие его иллюстрации, в устройстве  и взаимодействии частей рассматриваемого электрооборудования.

 Учебная техническая литература  обладает сложной структурой и включает в себя большой разнородный материал как информативного, описательного характера, так и теоретического,  Работа с техническим материалом требует абстрактного и наглядно-действенного мышлений, умения при чтении представить себе в динамике сложные явления и процессы.  В технической литературе приводятся также расчеты, схемы, таблицы, рисунки, графики. Специфическая особенность технических учебных дисциплин – их тесная связь с физикой, с общетехническими предметами(материаловедение, техническая механика), опосредованно, через материаловедение , - с химией и самое главное – с производственным обучением.

 В техническое содержание учебного материала входят следующие компоненты: основные составные части, технического электрооборудования; структура этих частей и их функции(назначение), взаимодействие частей оборудования. Это схема. От сложности устройства зависит степень самостоятельности такого компонента содержания, как функции его частей.

Таким образом, методику работы с техническим учебником определяют составляющие каждого из вида технического знания – техники и технологии.

 Основой самостоятельной работы  с технической литературой, техническим описанием оборудования является умение составлять структурно-логические таблицы(схемы), которые помогают отбирать и усваивать необходимую информацию  о техническом устройстве или работе  электрооборудования.

Графы таблицы расположены не в порядке значимости, так как все они одинаково существенны, а по логике познавательной деятельности – сначала состав, потом назначение частей.

Составление структурно-логических таблиц и схем и способствует формированию у обучающихся умений анализировать, понимать и усваивать учебный материал технического учебника.  Отсюда вытекает сущность умений самостоятельной работы с учебно-технической литературой, соответствующее ее специфике. Это – умение определить характер(вид) технического материала(технический, технологический, теоретический); в зависимости от характера материала выявить его компоненты; установить связи между компонентами, кратко выразить в виде таблицы(структурно-логической схемы) компоненты  прочитанного, тем самым понять и усвоить материал  в целом.

                       Самостоятельная работа с учебной и   технической литературой.

Для самостоятельной работы с теоретическим материалом   учебной и технической литературы по специальности  необходимы умения, благодаря которым можно без помощи преподавателя понять и запомнить незнакомый материал. Основными считаются следующие: составление конспекта,  плана, подготовка рефератов, докладов. Эти умения можно назвать общими, поскольку овладение ими развивает мышление обучающихся, а значит, в определенной мере помогает  формированию умений, необходимых для работы с технической литературой. Поэтому целесообразно начинать обучение самостоятельной работе с технической книгой , с закрепления и развития указанных умений.

Прежде всего  следует научить обучающихся  разбираться в структуре книги – оглавлении(название глав, параграфов, контрольные вопросы)

                    Методические рекомендации по составлению опорного конспекта                

  Конспект, план-конспект – это  работа с другим источником. Цель  – зафиксировать, переработать тот или иной научный текст.

    Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект – это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.

    План-конспект представляет собой более детальную проработку источника: составляется подробный, сложный план, в котором освещаются не только основные вопросы источника, но и частные. К каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.

    Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

    Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним ,из наиболее распространенных является, так называемый текстуальный конспект, который представляет собой последовательную запись текста книги или лекции. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

    Общую последовательность действий при составлении текстуального конспекта можно определить таким образом:

    1. Уяснить цели и задачи конспектирования.

    2. Ознакомится с произведением в целом: прочитать предисловие, введение, оглавление  и  выделить информационно значимые разделы текста.

    3. Внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места.

    4. Составить конспект,

Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос.  Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять  и следить за логикой ответа.

Опорный конспект  должен содержать все то, что  учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.

     Основные требования  к содержанию опорного конспекта

  1. Полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса.
  2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта

  1. Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
  2. По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса .
  3. Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
  4. Не должен содержать сплошного текста.
  5. Должен быть аккуратно  оформлен ( иметь привлекательный вид).

         Методика составления опорного конспекта

  1. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты.
  2. Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
  3. Придать плану законченный вид ( в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
  4. Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.

                    Методические рекомендации по подготовке реферата

       Реферат (в переводе с латинского языка "пусть доложит") - сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами (ГОСТ 7.9-95).

   Реферат, как самостоятельный вид письменной работы учащегося ,отвечает на вопрос, что содержится в публикациях по данной теме. Составляя реферат по определенной теме, следует стараться достаточно полно, четко и последовательно передать его содержание в максимально сжатой и по возможности обобщенной форме. Одновременной с этим реферат - не механический пересказ, а изложение ее существа. Если это необходимо для уяснения содержания  темы, в реферат могут быть включены цифровые данные, таблицы, графики, чертежи, схемы.      

     Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое собирается, обобщается  информация в соответствии с целями реферата.

     В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Общие требования к языку реферата  - точность, краткость, ясность, проста.

     В реферате следует придерживаться следующей структуры (содержания): титульный лист, введение (0,5-1 с.); основная часть, разбитая на разделы (3-4 с.); выводы (1 с.); список использованных источников (1 с.).

     Оформляют реферат на листах формата А4 с последующим оформлением листов в папку доступным способом.  На титульном  листе « пишется» «реферат»,  тема реферата и слова «выполнил», с указанием фамилии и имени учащегося, а также слово «проверил», с указанием фамилии и инициалов преподавателя,

                  Методические рекомендации по подбору информации для      выступлений и докладов

                          Содержание  выступления

 Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги: новизну и значимость материала. Свое выступление докладчик строит на основе чтения (лучше пересказа) заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по  соответствующей теме.

 Учащийся должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих .

               Примерный план публичного выступления

1. Приветствие        

«Добрый день!»

 «Уважаемый «(имя и отчество преподавателя)

« Уважаемые  присутствующие!»

2. Представление (Ф.И.,  группа, и т.д.)        

«Меня зовут...Я учащийся (-щаяся)...группы, чилища №..., города....»

3. Цель выступления        

«Цель моего выступления – дать новую информацию по теме.

4. Название темы        

«Название темы»

5.Актуальность        

«Актуальность и выбор темы определены следующими факторами: во-первых,..., во-вторых,...»

6. Кратко о поставленной цели и способах ее достижения        

«Цель моего выступления – ... основные задачи и способы их решения: 1..., 2..., 3...»

получены новые знания следующего характера:...,

 выдвинуты новые гипотезы и идеи:...,

определены новые проблемы (задачи)»

7. Благодарность за внимание        

«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

8. Ответы на вопросы        

«Спасибо (благодарю) за вопрос...

 А) Мой ответ...

 Б) У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса не входило в задачи моего исследования.

9. Благодарность за интерес и вопросы по теме        

«Благодарю за интерес и вопросы по подготовленной  теме . Всего доброго»

                                   Форма  выступления

 Успех  выступления учащегося  во многом зависит от формы. Докладчик должен осознавать, что восприятие и понимание  слушателями  предлагаемой новой информации во многом определяется формой контакта с аудиторией и формой подачи  материала. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех слушателей.

                    Факторы, влияющие на успех выступления

 До, во время и после выступления на конференции докладчику необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой выступления - это внешний вид и речь докладчика, используемый демонстрационный материал, а также формы ответов на вопросы в ходе выступления.

 Внешний вид докладчика

 Одежда – чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить цветами.

 Прическа – аккуратная.

Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.

Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты.

Движения – свободные, уверенные, плавные, неагрессивные.

Речь

Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.

Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.

Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.

                                              Список литературы

      1.  Белоусова Н.М., Толчеев О.В. Преподавание электротехники [ Текст]:

методическое пособие для СПО/ Н.М. Белоусов., Н.М. Толчеев. – М.:Высшая школа. 2008. – 190с.

2.Федорченко А.А., Синдеев Ю.Г., Электротехника [ Текст      ] / А.А., Федорченко, Ю.Г.Синдеев М.- «Академ –центр», 2007. – 234с.

3. Синдеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники»: Ростов н/Д, «Феникс»,2010, Серия: Начальное профессиональное образование

4. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. «Электробезопасность при эксплуатации электроустановок»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Информатика"  специальности Технологии машиностроения 2 курс 4 семестр....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература»

Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»

Данные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятел...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Физическая культура"

В работе представлены возможные виды самостоятельных работ по дисциплине "Физическая культура" и способы их выполнения. Приведены примеры оформления работы и критерии оценки самостоятельной работы....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Физика" для специальности 09.02.04 "Организация и технология защиты информации"

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Физика" для специальности 09.02.04 "Организация и технология защиты информации"...