Психологические аспекты в коррекционно-развивающей работе
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie1.doc | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты в коррекционно-развивающей работе
у детей с тяжелым нарушением речи - заиканием.
В настоящее время отмечается большой рост числа детей, страдающих речевой патологией. Современная наука уделяет большое внимание изучению дошкольников с заиканием в целях наиболее ранней диагностики и коррекции, а также в целях более успешной подготовки детей к школьному обучению.
Заикание-это сложный симптомокомплекс речевых и нервнопсихических нарушений, характер которых постоянно изменяется в зависимости от нервно-психического состояния заикающегося от характера совершаемой им деятельности, от ситуации в которой она протекает, от отношения заикающегося к себе и т. д. Заикание часто вызывает дезорганизацию всего речевого поведения дошкольников, и это отражается не только на протекании речевого процесса, но и на неречевой деятельности. Ребенку трудно быстро адаптироваться к ситуации речевого общения, в которой протекает деятельность. Он боится говорить или говорит шепотом. В основном ограничивается короткими ответами, а иногда предпочитает молчать или пользоваться жестами. Заикание резко меняет поведение ребенка. Он становится раздражительным, капризным, озлобленным, застенчивым. Ребенок сторонится детей, предпочитает одиночество. Часто дети, обратив внимание на заикание ребенка передразнивают его, смеются над ним. Это приводит к дальнейшему ухудшению состояния его речи. С появлением заикания у ребенка часто нарушается сон, пропадает аппетит.
Над решением этой проблемы человечество бьется не одно столетие, однако и сегодня в ней остается еще много неясного. Но это касается в основном вопроса понимания самой сущности заикания, тогда как практика его преодоления имеет достижения, и эти достижения помогают людям избавится от этого недуга или значительно улучшить и облегчить свою речь.
Причины возникновения заикания.
Возникает заикание чаще всего в детском возрасте, когда ребенок овладевает связной речью. В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.
Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики могут у нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания. Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.
Комплексная медикопедагогическая проблема востоновления коммуникативной функции речи при заикании привлекает ученых и практиков на протяжении вот уже многих веков.
И в наши дни исследователи и практики не могут прийти к единому выводу по поводу того, является ли заикание болезнью или только недостатком речи, нужно его «лечить» или «устранять».
Практики, работающие над этой проблемой, высказывают мнение о необходимости комплексного метода лечения заикания.
Успешное преодоление заикания зависит от целого ряда причин:
от индивидуальных особенностей заикающегося и тяжести его заикания, от окружающей его обстановки , от наследственности, от серьезности подхода родителей к требованиям логопеда, от того , на сколько систематически занимаются с ребенком. Случается что заикание возникает в результате срыва в работе нервной системы, однако виной тому может быть не только испуг. Сходным образом влияет любое сильное эмоциональное потрясение. Например: бронхит или пневмония. Трудности с произношением иногда списывают на стресс, случившийся с ребенком когда-то в прошлом. Часто заикаются левши, когда ребенка с левой руки переориентируют на правую.
Зачастую заикание осложнено нарушением звукопроизношения, общим недоразвитием речи.
Уже много лет в ДОУ работает группа для детей с тяжелым нарушением речи заиканием. Комплексный метод коррекции заикания, проводимый в детском саду, состоит из следующих разделов:
1. Лечебно-оздоровительной работы:
оздоровление окружающей среды. Организация нескольких режимов, оказывающих благотворное влияние на центральную нервную систему, упорядочивает ее деятельность. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста, нормализация психологического климата, повышение устойчивости организма, физические нагрузи - желательно связанные с развитием дыхания: плавание, ходьба на лыжах, велосипед, исключить азартные игры. Прогулки на свежем воздухе. Питание - молочно - кислая диета, растительная пища с ограничением мясного белка.
2. Медицинское воздействие.
Медицинское - осуществляет работу специалистов по лечебно-профилактическому массажу, физиотерапии, бассейна, физкультурного зала. Медикаментозное направление - осуществляет рекомендации невропатолога для укрепления центральной нервной системы, оздоровление нервной системы, лекарство снижающие напряжение, уменьшающие судороги.
3. Психотерапевтическое воздействие - разъяснительная психотерапия (беседы, разъяснения, убеждения), суггестивная терапия ( психотерапия). Система аутотренинга позволяет полноценно глубоко отдохнуть, помогает осуществить лечебные дыхательные упражнения и упражнения для расслабления, в том числе и речевые.
4. Логоритмическое воздействие - игры с пением, хороводные игры, игры - инсценировки. Развитие умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений с характером музыкального сопровождения, развитие внимания.
5. Логопедическое воздействие - работа над дыханием, обучение техники правильной речи, соблюдение смысловых пауз. Работа над интонационной выразительностью, релаксация.
6. Духовно-нравственный аспект здоровья.
Произошедшая подмена нравственных установок приводит к дисгармонии эмоциональных, нравственных и психических сил человека. И как следствие этого готовится почва для психосоматических заболеваний. Единственный способ исправить положение - возвращение к духовно-нравственным истокам нашего народа. Об этом говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский
- «Главное в современной педагогике - это воспитание духовной стороны человека»
- «Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом. Выдвигать вперед духовные потребности».
7.Психологический аспект.
Комплексная диагностика раннего развития ребенка проводится совместно детским психологом и логопедом, что позволяет более тщательно определить уровень развития ребенка, сделать выводы о структуре дефекта и определить основные направления коррекционно-развивающих мероприятий. Родители в процессе обследования знакомятся с возрастными нормами развития, с организацией игровой деятельности, с приемами стимульного воздействия получают рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута ребенка и взаимодействия с семьей.
Памятка для воспитателей. (профилактика заикания.)
Широко известно, что многие заболевания, в частности заикание, легче предупредить чем лечить.
В связи с этим коротко перечислим меры, предупреждающие развитие заикания, либо рецидив этого недостатка речи. Существует две группы методов профилактики заикания, одна из которых направлена на укрепление здоровья детского организма, его нервной системы, другая - на полноценное речевое развитие. Основой нормальной речи является полноценное здоровье и нормальное состояние нервной системы человека. Поэтому ребенок с первого дня существования должен находиться в хороших спокойных условиях, обеспечивающих его нормальное развитие.
Четкое чередование сна и бодрствования благоприятствует нормальному протеканию основных нервных процессов. Особенно большую роль играет сон. Профилактика инфекционных детских болезней, неврозов - это и профилактика заикания.
В предупреждении заикания является предотвращение психических травм, необходимо оберегать детей от ситуаций, вызывающих испуг, от чтения страшных сказок. Просмотров «взрослых» фильмов. Телевизионных передач. Ничто так губительно не воздействует на нервную систему, как угрозы, жестокие наказания, постоянные одергивания, резкие окрики, семейные конфликты. При переживаниях, эмоциональных волнениях «не отыгрывайтесь» на ребенке, сдерживайте себя, будьте всегда тактичными по отношению к нему. Создание в семье в детском саду положительного психического климата - одно из условий полноценного психического развития детей, снижения нервной возбудимости.
Правильное речевое воспитание должно проводиться по трем направлениям:
- работа по расширению у детей понятий и представлений об окружающих предметах и явлениях (прогулки, игры, чтение сказок, рассказов),
- работа по предупреждению и устранению речевых запинок. Детей с самого раннего возраста учат неторопливо, последовательно, и логично излагать мысли, желания, просьбы.
- работа по правильному формированию звукопроизношения и грамматического строя речи.
Памятка для родителей.
Старайтесь больше разговаривать с ребенком. Речевое окружение ребенка должно быть нормальным, контакт малыша с людьми, страдающими заиканием допускать не следует. Разговаривая с ребенком, не в коем случае нельзя «сюсюкать», то есть искажать язык, подделываясь под детскую речь. Малыш должен слышать по возможности только здоровую и неторопливую речь.
Не следует маленьких детей перегружает большим количеством стихотворений, рассказов, сказок, (тем более страшных). В случае каких-либо заболеваний или отклонений в развитии он должен в своевременно получить квалифицированную помощь специалистов.
Успех в перевоспитании речи ребенка зависит от сознательного отношения родителей и всех членов семьи к этому процессу.
Родители должны точно выполнять все указания, полученные от специалистов. Необходимо соблюдать режим дня ребенка и речевой режим.
Очень важно, чтобы между родителями и ребенком были установлены хорошие, дружеские отношения. Необходимо развивать движения ребенка. Родители никогда не должны упрашивать ребенка или прибегать к насилию над его волей.
Если родители сумеют построить правильно свой быт и быт ребенка, найти нужные методы воспитания, установить с ребенком здоровые, хорошие взаимоотношения, и обеспечить ведение регулярных речевых занятий, то можно с уверенностью сказать, что их усилия не пройдут даром.
Психическое развитие ребенка должно осуществляться постепенно,
и искусственно форсировать развитие малыша не нужно. В случаях позднего развития речи или развитого косноязычия, ускоренного речевого темпа следует своевременно обратится к детскому логопеду.
Список литературы:
1.Служба практической психологии в системе образования .
Материалы к региональной научно-практической конференции. С-Петербург 2007 г.
2. Берсенева Т.А. , Вробьева Д.И. , Лободина С.В. , Алексеева Д.Ф.
«Здоровый дошкольник». С-Петербург 2000г.
3. Рау Е.Ф. «О заикании детей дошкольного возраста.» Москва 1964 г.
4. Парамонова Л.Г. «О заикании». С-Петербург 2007г.
5. Виноградова М.А. «Методы исследования особенностей коммуникации у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения». С-Петербург 1994г.
6. Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания». Москва 1983 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).
Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы). Основная цельданной работы: формирование ребенка как личности, реализация имеющегося потен...
Мониторинг современных профессиональных компетентностей педагога, как один из аспектов коррекционно-развивающей работы.
Анализ и диагностика работы учителя швейного дела Осипенко М.Н....
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Психологический аспект готовности учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) всё настойчивее входят в массовую школу, где учителя, учащиеся, родители - участники важного для жизни школы события. Одна из гл...
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Нейройога в аспекте здоровьесбережения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Особенности работы с детьми с овзДети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Нет ни одного универсального метода, который бы одинаково подходил каждому ребёнку. У одног...