Презентация "Организация исследовательской деятельности учащихся"
презентация к уроку по теме
Презентация "Организация исследовательской деятельности учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.ppt | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух… А.С. Пушкин
Почему важна исследовательская деятельность школьников? «Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный» М. Монтень Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. «Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности» О.Е. Лебедев Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.
Информационные ресурсы интернета количество документов годы 2000 2002 2,5 млрд . 2003 Ежедневный прирост составляет 7,3 млн.страниц
«Предметоцентристская школа» изолированность наук; предметная, а не научная заданность; жесткая заданность конечных результатов обучения фрагментарная картина мира.
Наука Сфера человеческой деятельности Одна из форм общественного сознания (политика, право, философия, мораль, религия, искусство, наука). Функция – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цели – описание, объяснение, предсказание. Научная деятельность – деятельность по получению нового знания, результат – сумма знаний – основа научной картины мира .
Структура научного исследования Гипотеза теория закон(закономерность) объяснения результаты Гипотеза эксперимент а) принимается рабочая гипотеза б) изменяется качественные количественные в) отвергается наблюдения факты
Исследование Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеристики процесса: объективность воспроизводимость доказательность. эмпирический и теоретический уровни Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования
Принципы научной этики Самоценности истины Новизна научного знания Свобода научного творчества Всеобщность научных достижений Организованный скепцитизм Нарушения научной этики: Фабрикация и фальсификация данных Некорректные заявления Нарушения авторского права (плагиат, фальсификация содержания, несанкционированная публикация, притязание на соавторство); Нанесение вреда чужой научной работе
Учебно-исследовательская деятельность школьников - процесс решения ими научных и личностных проблем, цель - построение субъективно нового знания
Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников Руководимая учителем (учитель активно включается в процесс руководства). Для учителя – одна из форм повышения профессиональной компетентности Индивидуальный маршрут исследования
Аспекты исследовательской деятельности школьников Овладение методологией самостоятельного исследования Освоение путей и способов расширения и углубления знаний, а не получение новой суммы знаний Учет реальных интересов и образовательных потребностей ученика Мотивы осуществления личностно-значимых достижений Сотрудничество Успешная публичная самореализация
Виртуальный контракт между родителями и школой Работа с текстом Результат обучения Способ проверки Умение «видеть» чужой текст Чтение, пересказ, анализ текста Умение создавать собственный текст Изложения, сочинения, эссе… Владение русским языком Грамотная речь и письмо Начитанность Число книг и суждений
Коммуникативная грамотность Результат обучения Способ проверки Владение коммуникативными навыками Аргументация, умение задавать вопросы… Владение двумя иностранными языками Разговорная речь, перевод, работа с текстами Умение сдавать экзамены и тесты Без нервного напряжения и с высоким результатом
Коммуникативная грамотность Результат обучения Способ проверки Умение пользоваться литературой Поисковая работа Умение работать в Интернете Поисковая работа, интерактивная коммуникация
Интеллектуальные и креативные навыки Результат обучения Способ проверки Умение думать и анализировать Решение проблемных задач Способность творить Творческие работы, эксперименты Исследовательские навыки Количество исследовательских методик и работ
Эрудиция и кругозор Результаты обучения Способ проверки Знаниевая осведомленность в разных сферах человеческой деятельности Решение серьезных кроссвордов
Исследовательский метод в обучении (по М.В. Степановой) самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением элементов научного исследования: наблюдения; самостоятельного анализа фактов …
Как сформулировать тему исследования Что мне интересно? (Предмет, область науки, время, территория, сфера человеческой деятельности…) Что побудило во мне интерес к этому? Что я уже знаю об этом? Что именно я хочу узнать об этом? Что об этом говорят, пишут другие? Что является главным из того, что я узнал?
«Опоры» исследовательской работы Творческий подход (креативность, фантазия) Самостоятельность Интерес Систематизация
Пофантазируем? Что это за зверь? Как он называется? Где обитает? Чем питается? Каков его образ жизни?
Самостоятельность умение поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке Жанр: урок – исследование; урок – лаборатория; урок – творческая мастерская; урок – проектирование; урок – экспертиза; урок – ТРИЗ; урок «открытых мыслей»…
Учебно-исследовательская деятельность вне урока Факультативы Олимпиады Конференции Учебные проекты Экспедиции Практика Учебно-исследовательская работа (выпускная) …
Требования к организации самостоятельной работы 1. Обеспечение правильного сочетания объемов совместной и самостоятельной работы. 2. Методически правильная организация работы обучающегося в классе и вне его. 3. Обеспечить обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. 4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих обучающегося за ее качественное выполнение.
«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания» П.Фани, А.Мамфолд
Литература для учителя Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Ксеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000. Воробьев В.К., Панченко И.П. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности гимназии. – СПб.:Гимназия 56, 2001. Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты. –СПб.: Изд-во ОИ НМЦ ВРОО, 2000. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.
6. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для учителя / Под ред. поф. В.В. Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. 7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Просвещение, 1987. 8. Роботова А.С., Никонов И.Н., Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей –СПб.: КАРО, 2005. 9. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ. Учебно-педагогическое пособие. – М.: РДЛ, 1993. 10.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2005-12-15 11. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся. Организация и разработка опыта деятельности и условий функционирования. Сост. Т.К. Александрова и др. Общ. Ред. Л.А. Асланова; -СПб.: Изд. ОИ НМЦ ВРУО, 1988 12. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.: ВЛАДОС, 2000.
Литература для учащихся Гаррет Н. География в диаграммах /Пер. с англ. Э. Абушаевой, В. Колесова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982. Постовит В.А. Наука, ученые, молодежь –СПб.: 1992 Ребров М.Ф. Путешествие в мир науки. – М.: 1978 Риторика. 10 класс, 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом «С-инфо», издательство «Баллас», 2002.
« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир» А. Дистервег
Организация исследовательской деятельности учащихся Что такое «исследовательская деятельность учащихся»? Как ее организовать? Каково место исследовательской и проектной деятельности в профильном обучении? Что мы можем получить в результате?
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух… А.С. Пушкин
Почему важна исследовательская деятельность школьников? «Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный» М. Монтень Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь. «Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности» О.Е. Лебедев Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.
Информационные ресурсы интернета количество документов годы 2000 2002 2,5 млрд . 2003 Ежедневный прирост составляет 7,3 млн.страниц
«Предметоцентристская школа» изолированность наук; предметная, а не научная заданность; жесткая заданность конечных результатов обучения фрагментарная картина мира.
Наука Сфера человеческой деятельности Одна из форм общественного сознания (политика, право, философия, мораль, религия, искусство, наука). Функция – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цели – описание, объяснение, предсказание. Научная деятельность – деятельность по получению нового знания, результат – сумма знаний – основа научной картины мира .
Структура научного исследования Гипотеза теория закон(закономерность) объяснения результаты Гипотеза эксперимент а) принимается рабочая гипотеза б) изменяется качественные количественные в) отвергается наблюдения факты
Исследование Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеристики процесса: объективность воспроизводимость доказательность. эмпирический и теоретический уровни Фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные исследования
Принципы научной этики Самоценности истины Новизна научного знания Свобода научного творчества Всеобщность научных достижений Организованный скепцитизм Нарушения научной этики: Фабрикация и фальсификация данных Некорректные заявления Нарушения авторского права (плагиат, фальсификация содержания, несанкционированная публикация, притязание на соавторство); Нанесение вреда чужой научной работе
Учебно-исследовательская деятельность школьников - процесс решения ими научных и личностных проблем, цель - построение субъективно нового знания
Особенности учебно-исследовательской деятельности школьников Руководимая учителем (учитель активно включается в процесс руководства). Для учителя – одна из форм повышения профессиональной компетентности Индивидуальный маршрут исследования
Аспекты исследовательской деятельности школьников Овладение методологией самостоятельного исследования Освоение путей и способов расширения и углубления знаний, а не получение новой суммы знаний Учет реальных интересов и образовательных потребностей ученика Мотивы осуществления личностно-значимых достижений Сотрудничество Успешная публичная самореализация
Исследовательский метод в обучении (по М.В. Степановой) самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением элементов научного исследования: наблюдения; самостоятельного анализа фактов …
Как сформулировать тему исследования Что мне интересно? (Предмет, область науки, время, территория, сфера человеческой деятельности…) Что побудило во мне интерес к этому? Что я уже знаю об этом? Что именно я хочу узнать об этом? Что об этом говорят, пишут другие? Что является главным из того, что я узнал?
Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке Жанр: урок – исследование; урок – лаборатория; урок – творческая мастерская; урок – проектирование; урок – экспертиза; урок – ТРИЗ; урок «открытых мыслей»…
Учебно-исследовательская деятельность вне урока Факультативы Олимпиады Конференции Учебные проекты Экспедиции Практика Учебно-исследовательская работа (выпускная) …
«Опоры» исследовательской работы Творческий подход (креативность, фантазия) Самостоятельность Интерес Систематизация
Самостоятельность умение поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Требования к организации самостоятельной работы 1. Обеспечение правильного сочетания объемов совместной и самостоятельной работы. 2. Методически правильная организация работы обучающегося в классе и вне его. 3. Обеспечить обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. 4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих обучающегося за ее качественное выполнение.
Мозговая атака
Написание проспектов Обучающимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описать цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему. Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и предлагается обучающимся ответить на вопросы и кратко изложить суть проблемы.
Ученическое научно-исследовательское общество Учебные исследования Дискуссии Интеллектуальные игры Конференции Презентации Защиты работ Экскурсии Научное сотрудничество…
6. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для учителя / Под ред. поф. В.В. Лаптева и проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. 7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. –М.: Просвещение, 1987. 8. Роботова А.С., Никонов И.Н., Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей –СПб.: КАРО, 2005. 9. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ. Учебно-педагогическое пособие. – М.: РДЛ, 1993. 10.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – СПб.: КАРО, 2005-12-15 11. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся. Организация и разработка опыта деятельности и условий функционирования. Сост. Т.К. Александрова и др. Общ. Ред. Л.А. Асланова; -СПб.: Изд. ОИ НМЦ ВРУО, 1988 12. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.: ВЛАДОС, 2000.
Литература для учащихся Гаррет Н. География в диаграммах /Пер. с англ. Э. Абушаевой, В. Колесова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982. Постовит В.А. Наука, ученые, молодежь –СПб.: 1992 Ребров М.Ф. Путешествие в мир науки. – М.: 1978 Риторика. 10 класс, 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Издательский дом «С-инфо», издательство «Баллас», 2002.
«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания» П.Фани, А.Мамфолд
« Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир» А. Дистервег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности на уроках химии
основные принципы работы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной время....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....