обобщение опыта
материал по теме
Предварительный просмотр:
Карпушина Евгения Николаева
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фощеватовская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»
Автор опыта:
Карпушина Евгения Николаевна,
учитель химии и биологии
МОУ «Фощеватовская средняя
общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
с. Фощеватово
2010
Содержание:
Информация об опыте………………………………………………………….3
Технология опыта………………………………………………………………5
Результативность опыта………………………………………………………9
Библиографический список…………………………………………………..12
Приложение к опыту …………………………………………………………13
Тема опыта: «Развитие исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время»
Информация об опыте
Условия возникновения опыта
Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном общеобразовательном учреждении «Фощеватовская средняя общеобразовательая школа Волоконовского района Белгородской области». Школа расположена в селе Фощеватово. В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством личности является творчество. В данном образовательном учреждении создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся, например, через систему дополнительного образования. Учащиеся посещают кружки, секции, удовлетворяя свои познавательные и творческие потребности. Но, как правило, эти кружки и секции посещают преимущественно те учащиеся, у которых имеются врождённые способности и задатки к определённым видам деятельности: музыкальные, спортивные, художественные, литературные, математические. Однако по данным предварительной диагностики, исследовательская деятельность в области естествознания осуществлялась не на высоком уровне. Отсюда как следствие – низкая мотивация обучающихся к изучению биологии.
Автора опыта заинтересовала проблема организации исследовательской деятельности при обучении биологии на уроках и во внеурочное время. На основе этого и возникла идея проанализировать, как исследовательская деятельность влияет на уровень мотивации обучающихся к изучению биологии в старших классах.
Актуальность опыта
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Тема опыта актуальна в данном учебном учреждении. Проблема, над которой работает школа: «Совершенствование содержания исследовательской деятельности педагогов и обучающихся в условиях общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на 2005-2009 годы». Автор опыта предлагает возможные решения данной проблемы.
В ходе изучения темы были выявлены следующие противоречия:
- между потребностью общества и школы в творчески развитой личности и недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке;
- между недостаточной подготовленностью отдельных обучающихся по предмету и высоким уровнем программного содержания биологического образования;
- между интересом обучающихся к исследовательской деятельности и недостатком времени для её реализации в урочное время.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследовательской деятельности: совершенствование характера и структуры познавательной деятельности обучающихся, способствующие развитию творческого потенциала личности. Практическая значимость данных исследования заключается разработке методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности школьников, в проектировании путей внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – идея сотрудничества. Учитель становится помощником ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.
Длительность работы над опытом – четыре года – с 2006 по 2010
Работа над опытом включает следующие этапы:
Ι этап – начальный (констатирующий) – 2006-2007 гг. (проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта, определялись научный аппарат и исходные параметры исследования)
ΙΙ этап – основной (формирующий) – 2007-2009 гг. (проведен формирующий эксперимента, который был организован в соответствии с целью опытно- экспериментального исследования и направлен на развитие исследовательских навыков учащихся)
ΙΙΙ этап – заключительный (контрольный) – 2009-2010 гг. (завершена экспериментальная работа, проведены систематизация и обобщение основных результатов, уточнены положения и выводы исследования)
Диапазон опыта – единая система «урок - внеклассная работа» с применением исследовательской деятельности обучающихся.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, И.Я. Лернера, А. В. Леонтовича, Т.А. Файн., Е.С. Полат. Научной основой опыта является концепция развития исследовательской деятельности учащихся, основные положения исследовательской деятельности А.В. Леонтовича.
Методологической основой данного опыта послужили теоретические положения и ряд концептуальных идей, нашедших отражение в трудах по формированию творческой личности (Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов), по проблемам творческой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Взяв за основу труды А.В. Леонтовича по организации исследовательской деятельности учащихся, автор опыта использует основные этапы исследований: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [3].
Опираясь на труды Т.А. Файн о поэтапных действиях по формированию исследовательской культуры школьников, считаем, что развитие исследовательских умений и навыков способствуют формированию мыслительных умений и навыков, которые помогают обучающимся выстраивать логические цепочки своих суждений[6].
Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес [4].
Научные идеи Дружинина В.Н. помогли изучению деятельностного характера исследования. В опыте «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся — как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Именно Дружинин В.Н. считает, что «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний» [1].
В опыте автор использует обучение в сотрудничестве. Технология "Обучение в сотрудничестве":
"Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. " [2].
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы организационно- педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач
Технология опыта
Постановка цели и задач педагогической деятельности
Цель опыта: Создание условий для развития исследовательских навыков обучающихся, формирование способов активной познавательной деятельности учащихся и самостоятельности
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;
- разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению исследовательской деятельности обучающихся;
- проектирование путей внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс;
- организация участия во всероссийских, районных и областных конкурсах и конференциях;
Организация учебно-воспитательного процесса
Пути реализации исследовательской деятельности на уроке
- Внедрение технологий: метода проектов, проблемного обучения, технологии «Обучение в сотрудничестве», исследования и организации научно-исследовательской деятельности, ИКТ.
- Работа учащихся с дополнительной литературой.
- Наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса, через тестирование и анкетирование.
- Беседы и установление личного контакта с каждым учеником.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы, средства и технологии учебно-воспитательной работы.
Применение исследования в учебной деятельности
Исследование на уроках направлены на получение знаний (экспериментально-исследовательские) и на передачу знаний: проведение учебного эксперимента; некоторые нетрадиционные формы занятий; применение исследовательского метода обучения; домашнее задание исследовательского характера.
Автор использует следующие этапы выполнения исследовательских работ:
- Подготовительный этап: выбор примерной темы работы; определение цели работы; выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы; формулирование рабочей гипотезы; определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.
- Основной этап: поиск и изучение литературы по теме исследования; формирование главы: «Обзор литературы»; выбор методов исследования; выполнение собственных исследований; анализ полученных результатов; подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи; подготовка работы к презентации.
По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д. Технология проведения такого урока следующая: на доске записывается название основных ступеней исследовательской деятельности, формулируется проблема, сообщается тема и цель исследования, даётся готовый алгоритм исследовательской работы. Учебный процесс ведётся с использованием терминов: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.
В 9 классе проводим уроки с элементами исследовательской деятельности. Решение биологических задач исследовательского характера и экологических ситуаций способствует формированию исследовательских умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы учащимся для проведения собственных исследований, оформления исследовательских работ во внеурочное время, требующих затрат времени. При этом используем методы исследования, элементы проблемного обучения и ИКТ. Для быстрого и продуктивного решения заданий исследовательского характера предлагаем использовать мозговой штурм, парные и групповые формы работы над мини-проектами.
При выполнении практической работы «Решение экологических задач» в 9 классе учащимся предлагается решить задачу исследовательского характера (анимация): «Почва на лугу на берегу Балтийского моря была пропитана морской водой, поэтому очень редкие виды галофильных растений, требующих высокой концентрации соли в почве могли расти здесь. Чтобы их защитить, был учрежден заповедник, обнесённый забором. Люди больше не могли гулять и пасти свой скот на солёном лугу. Галофиты могли расти спокойно. Прошло несколько лет, ботаники прибыли изучать редкие растения, но не нашли ничего, но они нашли несколько экземпляров галофитов на обочине песчаной дороги, где ездили машины, ходили люди, перегоняли коров. Зачем же галофиты вылезли из заповедника на шумную дорогу?
Оформление учащимися исследовательской работы /пример/
Тема: «Исследование исчезновения галофитов с территории заповедника на берегу Балтийского моря»
Проблема: изменение места обитания галофитов
Объект исследования: галофиты
Цель работы: установить причины исчезновения галофитов с территории заповедника и их появление на обочинах дорог
Задачи:
- определить условия произрастания галофитов;
- установить факторы, влияющие на галофиты до присвоения территории статуса заповедник;
- установить закономерность изменения условий обитания галофитов и их перемещения с территории заповедника на обочины дорог.
Рабочая гипотеза: изменение места обитания галофитов связано с изменением условий жизни этих растений
Результаты исследований: Галофиты светолюбивые растения, им необходим свет, поэтому они растут на открытом пространстве. Коровы, которые раньше паслись на лугу регулярно «подстригали» окружающую растительность, например, камыши. После присвоения территории статуса заповедник доступ людей и животных был ограничен, поэтому высокие травы стали затенять галофиты, им пришлось осваивать территорию за пределами заповедника там, где низкая растительность, например, обочины дорог.
В 10-11 классах учащиеся применяют на уроках исследовательские умения и навыки в ходе выполнения практических работ исследовательского характера, например: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм», «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»; «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»; «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»; «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»; «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»; «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и пути их решения».
Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела , отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – исследования.
Пути внедрения:
- Исследовательская практика в 8-11 классах.
Исследовательская практика способствует реализации формирования исследовательских навыков учащихся. В ходе деятельностного подхода учащиеся быстро осваивают различные методики, необходимые для проведения исследований. В этом случае используем индивидуальные и групповые формы работы, обязательным компонентом работы является сотрудничество. Для реализации исследовательской практики автором разработана экологическая тропа (Приложение №1).
- Экологические экспедиции (учащиеся 10-11 класса).
- Работа над исследовательской работой в 10-11 классе (Приложение №2).
Ежегодно учащиеся принимают участие в районных научно-практических конференциях. Учащиеся выступают с защитой исследовательских работ. Работа по подготовке учащихся планируется заранее.
- Олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, предметные недели и т.д.
Учащие принимают активное участие в районных олимпиадах по экологии, где защищают исследовательские работы. С исследовательскими работами учащиеся участвуют в очных и заочных конкурсах и конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровней.
Результативность опыта
В ходе исследования проводим мониторинг результатов нашей педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по следующим критериям и показателям:
Критерии | Диагностический инструментарий |
Качество знаний обучающихся по биологии | Анализ школьной документации. |
Мотивация обучающихся к изучению биологии | Методика диагностики эмоционального отношения к учению, цветовой тест отношений (методика Люшера) |
Успешность в социализации учащихся | Анализ статистики |
Качество знаний обучающихся тех классов, где работает автор, в течение трёх лет стабильное – 75%, более наглядно показано на рисунке 2
Исследование мотивации обучающихся к изучению биологии проводилось в ноябре 2007 года, в ноябре 2008 года и в ноябре 2009 года по методике Люшера «Цветовой тест отношений». Цель исследования: выявление динамики учебной мотивации и эмоционального отношения обучающихся к предмету. В исследовании принимали учащиеся 9 класса. В результате установлено, что для 70% обучающихся (ноябрь 2007 года) характерно продуктивное эмоциональное отношение к изучению предмета и высокий уровень мотивации, у 14% школьников отмечалось общее позитивное отношение к предмету, но без выраженной познавательной активности, 16% опрошенных составили группу с общим позитивным отношением к предмету при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения. В ноябре 2008 года и в ноябре 2009 года были проведены повторные исследования, которые показали, что наблюдается рост учебной мотивации и положительная динамика в эмоциональном отношении к предмету: увеличилось число обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации с 81% в 2008 году до 91% в 2009 году и снизилось с 10% в 2008 году до 5% в 2009 году число обучающихся с общим позитивным отношением к предмету без выраженной познавательной активности, уменьшилось с 9% в 2008 году до 4% в 2009 году число обучающихся с общим позитивным отношением к предмету при повышенной чувствительности к оценочному аспекту учения.
Об эффективности использования исследовательской деятельности свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету, существенно изменилось за последние 3 года это видно из рисунка 1.
Рисунок 1
Рисунок 2
Результаты исследований с цветовыми ассоциативными группами свидетельствуют о наличии устойчивых цветоэмоциональных связей между отношением к предмету и состоянием активности, что свидетельствует эффективности применения исследовательской деятельности для эмоционально-ценностного отношения к процессу обучения.
Результаты участия учащихся в конференциях, конкурсах исследовательских работ за три года
Тип мероприятия, уровень конкурса, смотра | ФИО ученика, его работа | Класс | Место | Год |
Районная научно-практическая конференция исследовательских работ «Я- исследователь» | Шенцева Анна Александровна «Пригодность родниковой воды села Фощеватово для питья». | 10 | Сертификат | 2008-2009 учебный год |
Районный конкурс «Юный исследователь окружающей среды» | Шенцева Анна Александровна «Пригодна ли вода в пищевых целях из родников с. Фощеватово» | 10 | 3 место | 2008-2009 учебный год |
Районная научно-практическая конференция исследовательских работ «Я- исследователь» | Гавшина Елена Андреевна «Аллелопатическое влияние отдельных органов амброзии полыннолистной». | 10 | Сертификат | 2009-2010 учебный год |
Таким образом, преимущества внедрения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательный процесс очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе.
Библиографический список:
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М.: ПЕРСЭ; Спб.: ИМАТОН-М, 2001, 234с.
- Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера// - 2001. - №9. С.53-58.
- Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) - М.:2003. 96с.
- Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
- Файн Т.А. Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2004
Приложение
Приложение №1 - Паспорт на учебную экологическую тропу
Приложение №2 - Тезисы исследовательской работы «Аллелопатическое влияние отдельных органов амброзии полыннолистной»
Приложение №1
Приложение №1
Паспорт на учебную экологическую тропу
Расположение: Экологическая тропа находится на территории школы.
Назначение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды.
Краткое описание маршрута:
Описание экскурсионных объектов на маршруте:
На маршруте экологической тропы, следующие экскурсионные объекты:
- цветник
- водоем
- лекарственные растения
- муравейник
- птицы
Состояние экологической тропы: Состояние экологической тропы вполне удовлетворительно, хотя постоянно требует ухода.
Режим использования:
- виды и характер пользования: отдых , учебные исследования, экскурсии.
- запрещается: заезд автомашин, любые виды сбора природного материала, загрязнение.
Необходимые мероприятия:
- укрепление полотна тропы,
- оборудование малыми формами архитектуры,
Охрану маршрута осуществляет зеленый патруль учащихся школы
Приложение:
- карта – схема маршрута
- описание экскурсионных объектов
Консультанты: Максименко Л.И., Махортова А.И.
Научный руководитель: Карпушина Е.Н..
Описание экскурсионных объектов
Остановка 1 «Цветник»
На остановке учащиеся знакомятся с декоративными цветковыми растениями. Учащиеся проводят необходимые мероприятия по их изучению и уходу за ними.
Остановка 2 «Водоем»
Экскурсионным объектом является водоем. Дети знакомятся с живыми организмами, населяющими этот объект и пищевой цепью.
Остановка 3 «Лекарственные растения»
Дети знакомятся с лекарственными растениями. Учитель проводит викторину. Проводится беседа об использовании лекарственных растений в медицине.
Остановка 4 «Муравейник»
Объектом изучения является экосистема муравейника. Дети знакомятся с его обитателями, составляют пищевые цепи. Учитель беседует с учащимися о пользе муравьев для леса и мерах охраны муравейников. Учащиеся проводят необходимые мероприятия по охране муравейников.
Остановка 6 «Птицы»
Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием птиц. Учитель проводит беседу о значении птиц как друзей природы. Учащиеся проводят исследования.
Приложение №2
Приложение №2
«Аллелопатическое влияние
отдельных органов амброзии полыннолистной»
Гавшина Елена Андреевна МОУ «Фощеватовская средняя
общеобразовательная школа»
Известно, что сильным аллелопатическим эффектом обладают некоторые полевые, овощные культуры, сорные растения.
Аллелопатическое влияние адвентивной флоры пока не изучено. На территории Белгородской области, очаги амброзии полыннолистной разрастаются.
Это карантинный сорняк, который засоряет все полевые культуры, особенно пропашные и зерновые, а также огороды, сады, виноградники, луга, пастбища, полезащитные лесные полосы. Обильно произрастает на обочинах железнодорожных, шоссейных и грунтовых дорог, по берегам рек и прудов, на пустырях и других необрабатываемых землях, на улицах и в усадьбах населенных пунктов.
Отсюда целью нашей работы является изучение аллелопатического влияния отдельных органов амброзии полыннолистной.
Объектом исследования данной исследовательской работы является - Амброзия Полыннолистная Ambrosia artemisiifola L.
Предметом исследования являются аллелопатические свойства Амброзии Полыннолистной.
Задача исследования:
- выявить органы амброзии полыннолистной, обладающие наибольшим аллелопатическим эффектом;
Гипотезой данной исследовательской работы является то, что отдельные органы амброзии полыннолистной, а именно листья, угнетающе влияют на растения.
Наряду с другими экологическими факторами аллелопатия лежит в основе возникновения и развития растительных сообществ, так как является основой избирательного отношения растений друг к другу, играет важную роль в почвообразовании.
Аллелопатическая активность Амброзии Полыннолистной оценивалась в лабораторных условиях стандартным методом на семенах: тест-культуры горчицы ТОСС 223. В качестве критериев оценки использовались энергия прорастания, всхожесть, сила начального роста. Энергия прорастания, всхожесть определены в соответствии с ГОСТом 12088-84. Сила начального роста определялась методом морфофизиологической оценки проростков. В опыте использовались стерильные чашки Петри, выдержанные в течение 3 часов при 160°С, на дно которых укладывали слой фильтровальной бумаги. Статистическая обработка проведена разностным методом.
Для определения влияния отдельных органов АП, использовалась следующая методика.
В каждую чашку приливалось по 10 мл 1% суточного водного экстракта из отдельных органов АП (листьев, стеблей, соцветий, корней и земли из-под растения), а для контрольного опыта использовали дистиллированную воду. Опыт проводили в трехкратной повторности.
Аллелопатический эффект оценивался по нескольким признакам:
1) энергия прорастания
2) всхожесть
3) сила начального роста
Энергия прорастания семян горчицы в экстрактах из отдельных органов АП
Повторности | Экстракты | |||||
Контроль | Листья | Соцветия | Стебли | Корни | Земля | |
1 | 94 | 5 | 2 | 25 | 72 | 90 |
2 | 95 | 10 | 3 | 6 | 75 | 90 |
3 | 97 | 3 | 14 | 8 | 80 | 87 |
ср | 95,33 | 6** | 6,33** | 13** | 75,66** | 89*** |
Боле наглядно результаты изучения, энергии прорастания семян горчицы показаны на рисунке
Отсюда следует, что экстракт из листьев АП оказывает угнетающее влияние на энергию прорастания семян горчицы.
Всхожесть определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В лабораторных условиях всхожесть семян определялась на тех же семенах, что и энергия прорастания только на 5 день.
Всхожесть семян горчицы в экстрактах из отдельных органов АП
Повторности | Экстракты | |||||
Контроль | Листья | Соцветия | Стебли | Корни | Земля | |
1 | 95 | 10 | 11 | 53 | 93 | 86 |
2 | 97 | 9 | 6 | 6 | 91 | 85 |
3 | 98 | 3 | 8 | 24 | 90 | 87 |
ср | 96,67 | 7,33** | 8,33** | 38,3*** | 91,33*** | 86** |
Более наглядно результаты изучения всхожести семян горчицы показаны на рисунке
Всхожесть семян горчицы особенно уменьшается в экстракте из листьев.
Для определения силы начального роста (СНР) отбирались 100 штук семян горчицы, проращивались, и проводилась оценка их проростков. Повторность трехкратная. В каждой повторности отдельно отбирались нормально развитые проростки. К ним относятся:
- проростки с хорошо развитой корневой системой,
- проростки с хорошо развитым и целым гипокотилем без повреждения проводящей ткани, с нормальной верхушечной почкой,
- проростки без видимых признаков болезней и морфологических изменений.
Оценка нормально развитых проростков горчицы была проведена в баллах.
Оценка нормально развитых проростков горчицы в процентах
Повторности | Контроль | Экстракты | ||||
Листья | Соцветия | Стебли | Корни | Земля | ||
1 | 90 | 8 | 6 | 23 | 83 | 85 |
2 | 91 | 13 | 11 | 13 | 79 | 85 |
3 | 92 | 11 | 12 | 16 | 82 | 87 |
ср | 91 | 10,66* | 9,66* | 17,33** | 81,33*** | 85,66** |
Боле наглядно результаты изучения СНР семян горчицы проросшей в экстрактах из различных органов АП, показаны на рисунке
СНР семян горчицы особенно уменьшается в экстракте из листьев, Отсюда следует, что экстракт из листьев АП оказывает угнетающее влияние на СНР семян горчицы.
Выводы
Таким образом, в данной исследовательской работе рассмотрены основные проблемы изучения аллелопатического влияния отдельных органов амброзии полыннолистной.
Кроме того было выявлено, что энергия прорастания семян горчицы особенно уменьшается в экстракте из листьев, чем из соцветий, стеблей, корней и земли. Отсюда следует, что экстракт из листьев АП оказывает достоверное угнетающее влияние на энергию прорастания семян горчицы. Всхожесть семян горчицы практически значительно ниже как в экстракте из стеблей, так и в экстракте из листьев и соцветий. Однако, всхожесть семян горчицы особенно уменьшается в экстракте из листьев. Это говори о том, что экстракт из листьев АП оказывает достоверное угнетение дружных всходов горчицы. Наибольшее угнетение на начальные ростовые процессы семян горчицы оказывают листья, соцветия, чуть меньше стебли, еще меньше – корни и земля. И, таким образом, значит, что экстракт из листьев АП оказывает угнетающее влияние на СНР семян горчицы.
Опытным путем доказано, что наибольшим аллелопатическим эффектом обладает экстракт из листьев АП.
Практические действия
1.Выпущены листовки с призывами уничтожения АП.
2.Проведено анкетирование, позволяющее выявить места обитания амброзии, а также выявить виды и участки, наиболее засоренные.
3. Информация о деятельности очистки засоренных участков размещена на школьном сайте.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
Белгородская область Волоконовский район с Фощеватово________________________________
(название района области)
_Карпушина Евгения Николаевна______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
__МОУ «Фоеватовская средняя общеобразовательная школа», учитель биологии, с 2006 года, 6, 7, 8, 9,10, 11 классы_____________________
(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работает, классы, в которых преподает)
Дата рождения: __18.07.1982г._______________________________________________
Место рождения: _ Белгородская область Волоконовский район с Фощеватово ___________
Базовое образование: Белгородский государственный университет. Биолог._Преподаватель биологии и географии по специальности «Биология». 2008г._
(название учебного заведения, специальность, квалификация, дата окончания)
Послужной список: 1993-1994 год – учитель биологии Шукавская основная общеобразовательная школа Эртильского района Воронежской области, с 1999г. - учитель биологии МОУ «СОШ №34»
Педагогический стаж и квалификационная категория: _12 лет, первая квалификационная категория
Звания, награды, премии, научные степени: _____________________________________
Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах:_______________________
Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) _______________________________
Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных __________________________
Имеются ли публикации (выходные данные) ________________________________________
Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания: 2006 -2009 г. руководитель МО учителей естественнонаучного цикла МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочий адрес: м-н Королёва, 16__________________________________________________
Домашний адрес:_м-н Макаренко, д. 4а кв. 42______________________________________
Рабочий телефон:_33-88-55_________Домашний телефон:_42-77-39__________________
Факс:__________________ Электронная почта:__nad427739@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...