Инклюзивное образование
статья на тему

Нелаева Екатерина Сергеевна

Работа посвящена вопросам инлюзии на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_inklyuzivnogo_obrazovaniya_v_sfere.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Нелаева Е.С.

По мнению экспертов ВОЗ, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5% до 4,5% детского населения, что в абсолютных значениях превышает полумиллионную отметку. По оценке министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье (В.Г. Дьяченко и др., 2010).         Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение. На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов (Е.В. Кулагина, 2009 и др.). К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Однако, в большей или меньшей степени все эти формы имеют свои недостатки. Недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или включенное образование. Инклюзивное образование, воспринимает ребенка таким, каким он есть, подстраивает под него систему образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями, уменьшает дискриминацию таких детей. Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивный подход к образованию за рубежом практикуется и дает свои плоды уже не одно десятилетие. В то время как в России это узел проблем и противоречий (В.О.

Косс, 2009). Не смотря на это инклюзивное образование входит в практику во многих областях РФ. Однако, в научно практической литературе посвященной вопросам инклюзивного образования практически отсутствует освещение проблемы инклюзии на уроках физической культуры. Необходимо отметить, что в системе мер социальной защиты инвалидов наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры (С.П. Евсеев, 1998).  У  лиц с отклонениями в  состоянии здоровья физическая культура направлена на  развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств  ребенка-инвалида; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд  преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции.  Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.  Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие инвалида как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима.  Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети – инвалиды учатся толерантному отношению друг к другу.

По данным литературы, около 20% «особых детей» обучаются в общеобразовательных учреждениях, где должны создаваться условия, адекватные психофизическим способностям этой группы детей (С.А. Овчаренко, 1993). К сожалению, в учебных заведениях общего типа  «особые»  дети чаще всего находятся в условиях малоподвижности как вынужденной формы поведения. Обычно они освобождены от занятий физической культурой или их относят к специальной группе, фактически не функционирующей в основной массе школ. Поэтому инклюзивные уроки физической культуры в этих условиях, на наш взгляд, приобретают особую актуальность и значимость.

Литература

1. Дьяченко, В.Г., Рзянкина М.Ф., Солохина Л.В. Руководство по социальной педиат-

рии. Под. Ред. В.Г. Дьяченко / В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина – Хабаровск:

Изд-во ДВГМУ, 2010, – 124 с.

2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов

/ С.П. Евсеев . // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» СПб. 1-4 декабря 1998 г. –

СПб., 1998, - С. 99-100.

3. Косс, В.О. Инклюзивное образование. К постановке проблемы / В.О. Косс // Соци-

альная работа в России: образование и практика: сб. науч. Тр. Под ред проф. Н. А. Гри-

ка.–Томск, 2009, – С. 114–117.

4. Кулагина, Е.В.  Образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт корекционных и интеграционных школ / Е. В. Кулагина // Социологические иссле-

дования. – 2009. – № 2. – С. 107–116.

5. Овчаренко, С.А. Методические подходы к изучению проблемы инвалидизации с

детства / С.А. Овчаренко // Здравоохранение Российской Федерации. – 1993. – № 11 .– С

21–23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...