Методическая разработка внеклассного мероприятия: «У войны не женское лицо».
план-конспект занятия (11 класс)
Обусловлена необходимостью сохранять память о Великой Отечественной войне, о творцах ее победы. Так же актуальность связана с юбилейной датой – 75летие Победы в ВОВ, которая отмечается в этом году. Необходимо подчеркнуть, что школьная программа не включает в себя темы, призванной подробно освещать роль женщины на войне, она ограничивается уроками о жизни в тылу и фронте в целом. Однако, тема женщины на войне и по сей день является животрепещущей, потому как во многом и благодаря хрупким женским плечам, которые в период войны стали сильными, непоколебимыми, была достигнута долгожданная победа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_voyny_ne_zhenskoe_litso.docx | 792.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара
Методическая разработка воспитательного мероприятия:
«У войны не женское лицо».
Разработала: Самойлова Лидия Михайловна,
учитель истории
Сыктывкар
2020
Тема: «У войны не женское лицо»
Предмет: история
Класс: 11
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, фильм раздаточный материал ( фотографии женщин, живших в период войны), ватман, цветные карандаши, фломастеры, клей), доска, мел
Форма внеклассной работы: круглый стол + проект, работа в группах
Цель проведения данного мероприятия:
- воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, понимание роли женщины в ВОВ и цены победы в ней
Задачи данного мероприятия:
Воспитательные:
1)способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как, патриотизм и любовь к Родине, гордость за своих предков
2)расширение общего кругозора
3)особый упор сделать на то, что понятия женщина и война – несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.
Развивающие:
1)развивать внимание, мышление, логику учащихся
2)развивать у учащихся умение видеть и выделять главное, существенное в задачах, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли
3)развивать способность работать в группах и всем коллективом при «круглом столе», мыслить творчески
4)вызвать эмоции у учащихся, создавая в ходе урока ситуации заинтересованности, занимательности, удивления, используя яркие примеры из истории ВОВ
5)развивать познавательный интерес у учащихся к изучению истории победы в ВОВ
Образовательные:
1) узнать и закрепить некоторые знания о фактах ВОВ
2)обобщить и систематизировать некоторые знания учащихся по теме «Тыл и фронт в годы ВОВ»
3)формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией, реализации теоретических знаний в практической работе
Актуальность : Обусловлена необходимостью сохранять память о Великой Отечественной войне, о творцах ее победы. Так же актуальность связана с юбилейной датой – 75летие Победы в ВОВ, которая отмечается в этом году. Необходимо подчеркнуть, что школьная программа не включает в себя темы, призванной подробно освещать роль женщины на войне, она ограничивается уроками о жизни в тылу и фронте в целом. Однако, тема женщины на войне и по сей день является животрепещущей, потому как во многом и благодаря хрупким женским плечам, которые в период войны стали сильными, непоколебимыми, была достигнута долгожданная победа.
Содержание внеклассного мероприятия:
Подготовительная работа к внеклассному мероприятию:
- прочитать о женщинах-участницах войны (России и Республики Коми в частности, своей семьи)
- найти стихи о женщине на войне
- найти произведения о роли женщины на войне
- найти профессии, которыми обладали женщины в период ВОВ (в городах, деревнях, на фронте)
- подумать, как бы мог выглядеть герб «Женщина на войне»
Оформление класса:
- Пустой ватман на доске с названием : «У войны не женское лицо»
- Компьютер, проектор
Музыкальное сопровождение:
- Запись стихотворения К. М. Симонова «Жди меня и я вернусь»
- Запись голоса Ю. Левитана о начале ВОВ
Учитель: включает запись стихотворения К.М. Симонова «Жди меня и вернусь» (видеофрагмент)(приложение 1)
Учитель: Сегодня наше внеклассное мероприятие будет тесно связано с литературой и кинематографом. Но ни для кого не секрет – произведения литературы - это «продукт» эпохи, поэтому читая ту или иную повесть, рассказ, стихотворение, мы, без сомнения, окунаемся в определенную эпоху и чувствуем связь с историей. Сегодня мы еще раз, но более углубленно, вернемся в 40ые годы XX века. На основании фильма, снятого по известной повести В.Закруткина «Матерь человеческая», мы определим, какова же была цена победы и какую роль сыграла мать, сестра, бабушка – ЖЕНЩИНА в этой кровопролитной и жестокой войне.
Учитель:включает аудиозапись голоса Левитана о начале войны (приложение 2)
Учащийся: читает стихотворение М.Исаковского «Русской женщине»:
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым,
Весь фонт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим…
Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый ее,
Как клятву шептал, как молитву,
Далекое имя твое…
Учитель: Ранней весной 1943 года военкор Закруткин вместе с шофером случайно оказался среди развалин безлюдного хутора. Машина уже почти проехала через все руины, «как вдруг из какой-то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина». Она рассказала, как фашисты угнали всех хуторян, а хутор сожгли. Ей самой удалось спрятаться в кукурузе. Когда вернулась в хутор, он был уже пуст. Женщина и ее ребенок поселились в погребе и прожили среди руин, в глубоком немецком тылу больше года. Судьба этой женщины взволновала писателя. В перерывах между боями он написал рассказ «О живом и мертвом», где попытался запечатлеть все, что увидел. Война продолжалась, и другие, не менее драматические события, заслонили в памяти образ случайно встреченной женщины. После войны, прочитав рассказ, Закруткин признал его неудачным и решил его переписать. В 1958—1959 годах писатель переделывает рассказ, вернее, на основе его центрального сюжета создает новое произведение — повесть «Матерь Человеческая».
Учащийся: читает стихотворение Ю. Друниной:
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.
Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины...
Учитель: Фильм «Матерь человеческая» вышел в 1975 году. Сейчас он будет представлен вашему вниманию, после чего мы обсудим увиденное на круглом столе, поработаем в группах над нашим проектом. (оформлением стенгазеты)Но перед этим, обратите внимание на вопросы, ответы на которые вам будем необходимо найти при просмотре этого фильма.
Вопросы на доске:
- Какова была роль женщины в военное время? Какие качества Марии вы можете назвать?
- Почему произведение носит такое название?
- Фильм в большинстве своем - немой. Как вы думаете, чего хотел добиться режиссер, используя этот прием?
- Какие эмоции вызвал фильм?
- С помощью чего режиссер добился изображения реальной картины того времени?
- Назовите эпизод в фильме, который запомнился больше всего?
- Кто она - женщина на войне?
Просмотр фильма «Матерь Человеческая».(Приложение 3)
«Круглый стол» . «Правила – это поводья для лошади. Без поводьев лошадь идёт куда хочет. Так же и человек без правил делает что хочет». Мудрость. Правила нашего круглого стола:
1)Избегайте общих фраз типа «все понравилось, нормально», «все путем»;
2)Придерживайтесь темы дискуссии;
3)Выслушивайте собеседника до конца;
4)Будьте краткими;
5)Не переходите на личности – «ты не прав», «ты плохой»;
(отвечаем на вопросы, написанные на доске, обсуждаем)
1.Какова была роль женщины в военное время? Какие качества Марии вы можете назвать? (Женщина имела огромное значение в годы ВОВ, в частности, в тылу – заботилась о доме, ждала мужа, воспитывала детей. Мария обладает следующими качествами-сострадание, доброта, женственность, любовь к детям, стойкость, воля, мужественность, смелость)
2.Почему произведение носит такое название?(это собирательный образ всех женщин, переживших это тяжелое время, ставших символом жизни и мира, силы и добра, образ матери – это всегда образ чего-то чистого, светлого и обязательно родного для каждого человека)
3.Фильм в большинстве своем - немой. Как вы думаете, чего хотел добиться режиссер, используя этот прием? (Слова были бы лишними в этой картине, наглядно было ясно, какое это было время лишений, боли и горя)
4.Какие эмоции вызвал фильм? (чувство боли, сострадания, гордости за свое отечество, за Женщину, стойко выдержавшую военные годы)
5.С помощью чего режиссер добился изображения реальной картины того времени? (картина практически немая, судьба женщины разворачивается на фоне страшной войны, которая забирает у нее сына, мужа – самое родное, что у нее есть)
6.Назовите эпизод в фильме, который запомнился больше всего? (дискуссии, обсуждение)
7.Кто она - женщина на войне?(дискуссии, обсуждения на основании вышесказанного)
Учитель: Итак, мы обсудили с вами все вопросы, которые были поставлены в начале нашего мероприятия. А теперь пришло время систематизировать наши знания и результаты нашего сегодняшнего труда.
Учитель снимает с доски ватман с названием «У войны не женское лицо» и другой раздаточный материал раздает по группам.
Учащимся необходимо реализовать данный проект (стенгазета). Для этого они делятся по группам(2-4 человека), каждой из которых дается задание - оформить определенную рубрику стенгазеты.
1 группа: рубрика «Слово о женщине»(стихотворение о женщине на войне)
2 группа: рубрика «Я за мир!»(ответы на вопрос «что такое мир?»)
3 группа: рубрика «Шагая по дорогам войны. Какая она-женщина на войне?»(качества русской женщины на войне)
4 группа: рубрика «Герб женщине на войне»(изображение)
5 группа: рубрика «Женщина и война»(ассоциации со словом «женщина» и «война»)
6 группа: рубрика «Есть женщины в русских селеньях»(профессии, призвания женщины на войне)
7 группа: рубрика «Благодарю…»(слова благодарности в адрес всех женщин, живших в период войны)
8 группа: рубрика «Я горжусь!»(информация о женщинах-героях России, РК, собственной семьи в частности)
9 группа: рубрика «Произведения о войне и о женщине на войне»(список произведений о женщине на войне)
Учитель: На основании обсуждений «круглого стола», информации, подготовленной дома, работы в группах, стенгазета должна быть оформлена в течение 20-30 минут.
Когда она полностью оформлена, помещаем на доску.
Учитель: Ребята, мы проделали огромную работу. Осталось подвести последний итог. Скажите, почему наше мероприятие носит такое название?
( мероприятие названо «У войны не женское лицо», потому что женщина и война – это несовместимые вещи, женщина не должна переживать впредь то, что когда-то было пережито в голодные и суровые 40ые. Женщина – это свет, тепло, дом, мир, красота, любовь, жизнь. Война- это смерть, страх, темнота, слезы, отчаяние, голод. Нельзя допустить вновь пересечения этих несовместимых понятий в реальности. Необходимо учиться на ошибках истории.)
Учащийся: читает стихотворение Е. Хоринской «Материнская слава»:
Она при встрече людям говорила:
— Какие ж были у меня дела…
Я никогда в разведку не ходила
И самолеты в небо не вела.
Я в жизни подвигов не совершила,
Жила, как все, в простой семье своей,
Я просто мыла, стряпала и шила,
Да вот еще растила сыновей…
А сыновья ее шептали имя,
Идя родную землю защищать.
И шла она незримо вместе с ними,
Совсем седая, ласковая мать.
В платке цветном встречала за оградой,
Рассматривала молча ордена…
И каждою сыновнею наградой
Она сама была награждена.
Учитель: Память – это все, чем мы можем сейчас отблагодарить наших предков, подаривших нам МИР. Слава и низкий поклон женщинам, мужественно отстоявшим на пшеничных полях, на заводах, в госпиталях, на фронте, нашу Родину в Великой Отечественной Войне.
Наше мероприятие закончено! Спасибо за работу!(Приложение 4)
Используемая литература:
1. Алексеев М. От сердца к сердцу // В кн.: Закруткин В.А. Матерь человеческая.- М.: Молодая гвардия, 1979.- с.5 – 15.
2. В тылу и на фронте: Женщины-коммунистки в годы Великой Отечественной войны / Ред.-сост. Л.И. Стишова.- М.: Политиздат, 1984.- 319 с., ил.
3. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 // Большая Советская энциклопедия в 30 томах Т. 4 .- с.387-404.
4. Дочери России / Сост. И.Черняева. – М.: Сов. Россия, 1975. – 272 с., ил.
5. Закруткин В. Дорогами большой войны: Фронтовый записки/ / Дон.- 1988.- № 3.- с.149-155
6. АЛЬМАНАХ "ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ"http://www.stihi.ru/2013/03/31/3021
Приложения:
Приложение 1 – запись стихотворения Симонова «Жди меня и я вернусь»(видеофрагмент)
Приложение 2 – запись сообщения Ю. Левитана о начале войны (аудиозапись)
Приложение 3 – фильм «Матерь Человеческая»
Приложение 4 – фотографии мероприятия
Приложение 4
Самоанализ внеклассного мероприятия.
Внеклассное мероприятие было проведено в рамках составленной мной программы патриотического воспитания «Патриотом-быть!» в форме круглого стола. Цель мероприятия -воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, понимание роли женщины в ВОВ и цены победы в ней. Ставились следующие задачи:
Воспитательные:
1)способствовать воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как, патриотизм и любовь к Родине, гордость за своих предков
2)расширение общего кругозора
3)особый упор сделать на то, что понятия женщина и война – несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.
Развивающие:
1)развивать внимание, мышление, логику учащихся
2)развивать у учащихся умение видеть и выделять главное, существенное в задачах, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли
3)развивать способность работать в группах и всем коллективом при «круглом столе», мыслить творчески
4)вызвать эмоции у учащихся, создавая в ходе урока ситуации заинтересованности, занимательности, удивления, используя яркие примеры из истории ВОВ
5)развивать познавательный интерес у учащихся к изучению истории победы в ВОВ
Образовательные:
1) узнать и закрепить некоторые знания о фактах ВОВ
2)обобщить и систематизировать некоторые знания учащихся по теме «Тыл и фронт в годы ВОВ»
3)формирование общенаучных и общекультурных навыков работы с информацией, реализации теоретических знаний в практической работе
Мероприятие было проведено среди 11ых классов. Данная форма проведения внеклассного занятия была выбрана неслучайно. Она помогает раскрыть личностные качества детей, умение грамотно и аргументированно высказывать свое мнение, спорить, размышлять, анализировать информацию, приходить к выводам ,способствует созданию атмосферы взаимопонимания, творчества, проявлению эмоциональности.
В 11 классе учащиеся достаточно осознанно и ответственно отнеслись к этому мероприятию. Ему предшествовала предварительная подготовка:
• прочитать о женщинах-участницах войны (России и Республики Коми в частности, своей семьи)
• найти стихи о женщине на войне
• найти произведения о роли женщины на войне
• найти профессии, которыми обладали женщины в период ВОВ (в городах, деревнях, на фронте)
• подумать, как бы мог выглядеть герб «Женщина на войне»
Мы смотрели фильм «Матерь человеческая». Актуальность выбора фильма я могу объяснить тематикой нашего внеклассного мероприятия. На мой взгляд, этот фильм точно и эмоционально изображает женщину на войне, ее роль и значение в этих страшных событиях.
В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия, ), наглядный (фильм,), практический проблемно-поисковый, рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, совместной деятельности, проявление их личных качеств. На классном часе использовались компьютерные технические средства, раздаточный материал, средства наглядности. Были применены следующие технологии: личностно-ориентированного, деятельностного подхода.
Для начала отмечу минусы, которые выявила для себя после проведения мероприятия:
- Занятие получилось очень продолжительным (с учетом того, что проводилось во время и после уроков, просмотр фильма, обсуждение, оформление стенгазеты по итогам обсуждения – все это заняло порядка двух с половиной часов) ;
- Некоторые задания, которые были даны за несколько недель до мероприятия, были выполнены не в полной мере, отсюда вновь возникла проблема с увеличением продолжительности мероприятия. По сути, учащимся пришлось выполнять это задание в процессе мероприятия;
- Перед проведением круглого стола необходимо было выбрать так называемых экспертов, которые могли играть роли «судей», разрешать спор, разногласие по тому или иному вопросу, возникающих в процессе обсуждения. К тому же это снизило бы роль учителя, как координирующего элемента.
Однако, анализируя проведенное мероприятие, я склонна думать, что плюсов и достижений все-таки больше:
- успешно выбрана форма – «круглый стол», причем в совокупности с проектом – стенгазетой, как результата обсуждения. Это, безусловно, развивает способность мыслить, анализировать, работать в группах, творчески проявлять себя; высказывать своем мнение, подтверждать аргументами. Развитие устной речи, умение выявлять причинно-следственные связи.
- Я проводила данное мероприятие в феврале 2020 года – юбилейный год – 75летие Победы в ВОВ. Тематику выбранного занятия считаю актуальной, тем более на уроках истории не получается уделять теме «Женщины на войне» много внимания. Это позволило углубить знания учащихся в этой области.
- В процессе проведения данного мероприятия делала акцент на эмоциональной составляющей. Здесь все получилось. Ребята действительно были под огромным впечатлением, делились своими чувствами, некоторые были растроганы до слез. Здесь проявляется и процесс нравственного воспитания личности, обращение к историческому прошлому.
- Учащимся предварительно были даны задания найти информацию и о землячках Республики Коми, которые жили, трудились, воевали во имя победы. Многие ребята рассказали о своих бабушках, прабабушках, дальних родственницах, участвующих в событиях того времени. Это позволило обратиться к историческому прошлому своей семьи.
- Интеграция истории и литературы в этом мероприятии дала положительные результаты. Ребята раскрыли свой творческий потенциал.
- Выбор просмотра фильма, как центра обсуждения так же был очень удачным. Я практикую это и на уроках истории, показывая видеоролики и обсуждая их с классом.
- Психологическая атмосфера была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Ребята работали с удовольствием.
- В ходе внеклассного мероприятия соблюдался методический принцип – коммуникативность.
- Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.
Считаю, что цель внеклассного мероприятия достигнута. Однако, эту работу, в рамках гражданско-патриотического воспитания необходимо продолжать, потому что системный подход дает результат.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным результатом, я делаю вывод, что поставленные цели, задачи, отбор содержания, выбор форм, методов, работали на реальный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"
Можно использовать на уроках литературы, внекласных мероприятиях ко Дню Победы!...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....
Внеклассное мероприятие "У войны не женское лицо"
Внеклассное мероприятие помогает учащимся понять, какую роль играли женщины в годы ВОВ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорогами войны. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне»
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы собучающимися – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Детям войны посвящается"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Детям войны посвящается"...