Преподавание биологии с использованием современных информационных технологий
статья на тему
Статья в сборник публикаций учителей района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menyayutsya_celi_i_zadachi.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание биологии с использованием
современных информационных технологий
Человек образованный – тот, кто знает
где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности». Происходит переориентация его на личностно – ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево – ориентированной, безличностной педагогике. Основная задача учителя в современной школе – не столько вооружить учащихся суммой знаний, умений и навыков, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению. Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает у детей в среднем и старшем звеньях, поэтому моя задача заключается в активизации процесса обучения, повышения мотивации учащихся к изучению биологии на протяжении изучения всего курса.
Школа обеспечена компьютерами, доступом к Интернету, электронным ресурсам. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно – воспитательный процесс, его совершенствование за счет использования компьютера и средств мультимедиа на уроках биологии. Эти средства необходимы для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Их использование повышает мотивацию учащихся, успешность, качество их биологических знаний и умений, способствует развитию навыков самостоятельной и исследовательской работы, поэтому целью своей педагогической деятельности считаю формирование высокой мотивации учащихся к изучению биологии, их творческих способностей через использование информационно коммуникативных технологий.
На своих уроках широко применяю: мультимедийные уроки; проектно – исследовательскую деятельность; уроки- конференции; интернет уроки; online тесты и др. Каждый метод обучения обладает активизирующим потенциолом, реализация которого зависит от творчества учителя и его профессиональных умений.
Современное обучение уже трудно представить себе без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультиплекацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.В своей работе я очень широко использую компьютер, мультимедийные уроки, медиаиллюстрации, интерактивные схемы и модели, анимации при получении основополагающих знаний, интерактивные тренажеры - с целью отработки учащимися умений и навыков, полученных при изучении темы. Заранее создаю мультимедийные презентации для объяснения нового материала, которые заменяют классную доску, с целью фиксации внимания учащихся на каких – либо иллюстрациях, данных и т.п. Компьютер помогает повысить эффективность выполнения любой практической задачи. Регулярно принимаю участие к районном конкурсе «Инфошкола» в номинации «Мультимедийное дидактическое пособие».
Использую мультимедиа при проведении комбинированных, лабораторных, обобщающих уроков, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти. По данным Г.А. Бордовского, И.Б. Горбуновой и А.С. Кондратьева «…внимание во время работы с обучающими программами на базе мультимедиа, как правило удваювается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого на изучение конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохряняются в памяти значительно дольше».
В нашей школе реализуется агротехнологический профиль. В связи с этим преподавание биологии осуществляется на профильном уровне, что в свою очередь требует от меня высокой подготовки по преподаваемому предмету, т.к. большое внимание уделяю отбору материала профильного уровня. Считаю, что мультимедийные презентации позволяют активизировать учебный процесс, поэтому широко применяю их в профильных классах. Конечно, на подготовку презентации тратится много времени и сил, но при этом повышается интерес учащихся к учению, мотивация на изучение предмета, активизируется внимание. А если активизируется внимание, следовательно, усвоение материала происходит на достаточно высоком уровне, приобретенные знания остаются в памяти дольше, что показывают результаты мониторинговых работ.
Третий год веду каникулярную школу по отработке заданий разного уровня сложности на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации по биологии на районном уровне. Основой занятия является мультимедийная презентация, задания для учащихся и справочный материал, используя который, учащиеся должны найти ответ на задания разной степени сложности.
Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по биологии провожу на современном уровне. Использую online тестирование (testirovanie.org, alleng.ru, www1.ege.ru, educent.ru, podgotovka k ege po biologii и др.) , когда учащимся после прохождения теста выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех.
Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Большое влияние на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития. Этому способствует исследовательская деятельность учащихся, которой уделяю очень большое внимание. Веду элективный курс «Основы исследовательской деятельности учащихся». В процессе исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое (пусть даже субъективно новое) знание и осваивают технику этой работы. Это могут быть несложные наблюдения ( исследовательские работы: «Попугай», «Хомячок», «Добрая зима», «Коллекция увиденных животных» и др. ), которые проводятся на одном уроке, или серьезные логическо – теоретические исследования - «Что в имени моем?», «Влияние шума на здоровье человека», «Мобильный телефон и наше здоровье», «Жевательная резинка» и др. Результаты своих исследований учащиеся представляют на школьных и районных научно-практических конференциях. Материала для своих исследований ребята берут из различных источников, в том числе и из Интернета, отрабатывая навыки работы с самым популярным источников информации. Вопросы для анкет и социологических опросов составляем совместно с учащимися.
Чтобы перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой, использую проектную деятельность. Проект учащихся 10-11 классов «Измени мир вокруг себя» разработанный под моим руководством, занял в районе 2 место. Тип проекта – практико-ориентированный, внутришкольный. Цель (педагогическая) – формирование ключевых компетентностей учащихся в реализации принципа связи обучения с жизнью в рамках агротехнологического профиля. Цель (прагматическая) – используя коллективно-творческую деятельность учащихся, выполнить программу благоустройства и реконструкции школьного двора.
Распространению моего педагогического опыта способствует участие в мастер-классах и открытых уроках различного уровня – мастер класс на базе Козловской школы по теме «Отработка заданий ЕГЭ по биологии на основе кодификатора», открытый урок в профильном классе по теме «Медико-генетическое консультирование» (10 класс), «Главные направления эволюции» (11 класс) в рамках школьного округа.
Никитенко О.Д.
Источники информации.
Биологический эксперимент в школе. Сборник. М., «Дрофа», 2007 г.
О. Ефимов, В. Морозов, Ю Шафрин. Курс компьютерной технологии.
Материалы Интернет: testirovanie.org, alleng.ru, www1.ege.ru, educent.ru, podgotovka k ege po biologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Планирование уроков биологии с использованием информационных технологий».
планирование уроков биологии к учебнику Л.Н.Сухоруковой "Биология-6 Живой организм", с использованием интернет ресурсов...
«Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии»
Урок сегодня.… Каким он должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Сколько толков, шума и споров вокруг всего этого...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ
Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностн...
Статья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"
Данная статья показывает работу современного учителя, тесно связанную с информационными технологиями. На конкретных примерах автор показывает, что их использование открывает новые возможн...
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...
«Повышения качества преподавания биологии через применение современных информационных технологий»
В статье говориться, о том как, наиболее эффективно применять информационные технологии в преподавании биологии....
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий
Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление познавательной деятельностью уча...