портфолио
материал на тему
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Определение и основное назначение портфолио
Портфолио - это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.
Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Структура и содержательное наполнение портфолио
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.
Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:
Результативность педагогической деятельности, где рассматриваются характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом;
Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества образования, где рассматриваются показатели владения учителем современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.
Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.
Структура и содержание портфолио аттестуемого включает в себя следующие обязательные разделы: 1 раздел
(ориентиры и основания)
Оглавление
Общие сведения о педагогическом работнике
Копии документов
2 раздел
(Результативность и качество – динамика учащихся)
Результативность педагогической деятельности
3 раздел
(средства и методы достижения качества и результатов)
Научно-методическая деятельность
Учебно-материальная и техническая база
Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.
№ п.п. | Названия разделов | Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио |
Оглавление | Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов; Оглавление составляется на отдельном листе, который заверяется руководителем ОУ (в электронном виде сканированный документ с подписью и печатью руководителя ОУ, а также оригинал на печатном носителей). |
Общие сведения о педагогическом работнике | ФИО. Дата рождения. Сведения об образовании. Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ. Имеющаяся квалификационная категория (указать с какого времени). Занимаемая должность (указать с какого времени). Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны). Награды, грамоты, благодарственные письма. подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем. Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.) Повышение квалификации (за последние 5 лет) Контактный телефон и электронный адрес. Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов». |
Копии документов | Этот раздел должен содержать копии следующих документов: диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании); аттестационный лист; документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма; свидетельства об обобщении опыта работы; удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации; приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах. Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов». |
Результативность педагогической деятельности Положительная динамика педагогического (психологического) воздействия в учебной и внеурочной работе | Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной и внеурочной педагогической (социально-психологической для педагогов-психологов и социальных педагогов) деятельности аттестуемого не менее чем за 3-5 лет. В данном разделе необходимо продемонстрировать достижения учащихся в области предметных знаний, общеучебных компетентностей (умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и анализировать информацию, пользоваться электронными информационными ресурсами и т.д.) и социальных компетентностей (внеучебные достижения детей, например участие в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах). Учебная деятельность. В этом разделе могут быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; результаты итоговой аттестации учащихся (сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся); сведения о наличии медалистов; Внеурочная деятельность. Раздел может содержать следующие документы и материалы, раскрывающие содержание внеурочной деятельности педагогического работника (необходимо указать даты и количество часов, на которое рассчитана программа): сведения об участии воспитанников в олимпиадах, конкурсах, проектах и т.п. муниципального, регионального и федерального уровней (может содержать список победителей и призеров; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету); сведения о работе предметных кружков, клубов и внеклассных мероприятий для учащихся и воспитанников; (для социальных педагогов) сведения о поступлении учащихся в вузы и сузы, по специальности, трудоустройстве и т.п. |
Научно-методическая деятельность педагоги-ческого работника Профессионализм учителя в выборе учебно-методических средств и технологий (наличие и владение УМК); научно-исследовательская работа; диссеминация опыта работы в ходе профессионального взаимодействия | В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогического работника в выборе педагогических (психологических) средств и технологий, об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие: обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; наличие авторских программ, прошедших экспертизу (экспертное заключение об авторстве); обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий; список программ элективных курсов, спецкурсов, мастер-классов, факультативов для учащихся и воспитанников. использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической и психологической диагностики для оценки образовательных результатов; участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.); проведение научных исследований; написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; наличие публикаций; участие педагогического работника в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п.; работа в методическом объединении (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями; организация и проведение открытых уроков, семинаров, "круглых столов", мастер-классов и др. мероприятияй; тематических родительских собраний |
Учебно-материальная и техническая база Наличие и владение современными ИКТ | В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется: наличие словарей, справочной литературы по предмету; наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; наличие аудио- и видеопособий; наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.); другие документы по желанию учителя. |
Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио
Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный). Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.
Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию).
Экспертная оценка материалов портфолио
По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности. Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:
наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),
По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого.
Критерии оценки портфолио
Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:
1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио. |
2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности. |
3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога. |
4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. |
5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций). |
6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя. |
7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции). |
8. Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции). |
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации. |
11. Открытые уроки и мероприятия. |
12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование. |
5 - очень высокая степень выраженности показателей;
4 - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».
3 - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых - соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».
2 - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».
1 - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «нет».
Нормативная таблица для определения соответствия требованиям
первой или высшей квалификационным категориям
Уровень квалификации | Значение показателя уровня квалификации |
Первая квалификационная категория | 3-5 |
Высшая квалификационная категория | 4-5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...