Самоанализ старшей вожатой
статья по теме
Насущной задачей современной школы является формирование у каждого школьника активной жизненной позиции. Возможно ли решить эту задачу? Да, если создать условия для коллективной творческой жизни школьника и их старших товарищей. В общих делах, при совместном решении жизненно важных задач возможно такое сотрудничество, которое развивается при постоянном целеноправленном воздействии классного руководителя, организатора детского досуга на детский и родительские коллективы.
Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения.
Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках музыки, в сказке, игре, в собственном творчестве, красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.(В. А.Сухомлинский).
В развитии творчества у детей заложены большие и подчас не раскрытые ещё возможности. Совершенствование этого процесса - почётная и важная задача педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_matinova-2.docx | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
профессиональной деятельности
старшей вожатой МБОУ Блюдчанской средней общеобразовательной школы Чановского района
Новосибирской области
Матиновой Нины Андреевны
Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках музыки, в сказке, игре, в собственном творчестве, красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.(В. А.Сухомлинский)
За период 38 летней педагогической деятельности мною были изучены, осмыслены сотни методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов, отобраны самые оптимальные методы и формы работы с учётом возможностей и психологических особенностей школьников. В своей работе руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ребёнка, а вести его за собой, давать ему делать свои первые шаги». Воспитание детей – сложное и ответственное дело. Главная задача моя как педагога научить детей учиться, воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты, отзывчивость, нетерпимость к злу, сформировать потребность в труде и здоровом образе жизни.
Обучая и воспитывая, я анализирую, как идёт развитие ребёнка, причины, вызывающие те или иные его поступки, задумываюсь об индивидуальных особенностях детей и роли коллективной творческой деятельности в формировании межличностных отношений школьников. Считаю, что с первых дней обучения и воспитания ребёнка в школе необходимо формировать его как творческую, свободную личность с развитым чувством самоуважения и потребностью уважительного отношения к другим людям. Отсюда моя главная цель: дойти до каждого ребёнка, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Это можно сделать только через коллективно-творческую деятельность. Исходя из актуальности изучаемой проблемы, мною сформирована следующая тема самообразования «Система коллективных творческих дел (КТД) – важное средство формирования активной жизненной позиции школьника».
Свою работу строю на основе традиционных коллективно-творческих дел, которые являются объединяющим началом между учащимися, педагогами, родителями и жителями села. В этих комплексных делах участвуют ученики школы с первого по одиннадцатый класс. При этом мне важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов. Так укрепляются межличностные связи, осуществляется связь поколений, реализуются потребности в творческом самовыражении.
На протяжении последних четырёх лет наша школа перешла от системы воспитательной работы к воспитательной системе, в рамках которой большое внимание уделяется работе со школьными коллективами. Ученические объединения, входящие в коллектив школы в качестве составных компонентов, различны по типу, величине и долговременности, однако, они не существуют в системе сами по себе, а дополняют друг друга, взаимодействуют в реализации общих целей и задач. Только при выполнении этого условия может возникнуть сплоченный, разновозрастный коллектив, который является ядром воспитательной системы школы.
Моя педагогическая деятельность направлена на создание условий для развития ДОО, организацию работы школьного совета самоуправления «Добрых дел» и «Малышок». В 1992 году в школе мною было создано разновозрастное детское объединение (РДО) «Надежда» в рамках которого ведётся плодотворная воспитательная работа. РДО «Надежда» состоит из трёх союзов: «Детство» (1–4), «Подросток» (5–8), «Ровесник» (9-11). С целью создания системы в работе детской организации, разработаны следующие программы: «Пусть всегда будет мама», «Природа шепчет мне с любовью», «Без прошлого нет настоящего», «Недаром помнит вся Россия», «Делаем сами своим руками» (приложение №1 «Визитная карточка РДО «Надежда»).
Ощутить всю глобальность добровольческого движения Новосибирской области, осознать свою значимость в полной мере можно лишь организовано. Эту несложную истину начали понимать и учащиеся нашей школы. Поэтому в 2008 году мы создали добровольческое общественное объединение (ДОО) «Романтик» (5–8), в 2011 году – ДОО «Молодая гвардия» (9 –11), а в 2012 году – ДОО «Тимуровец» (1–4). Мною организована работа по подготовке деятельности волонтерского движения в рамках программы «Твори добро на благо людям» и разработан проект ДОО «Романтик» и «Тимуровец» (приложение № 2 «Твори добро! Это так просто»).
Основой моей воспитательной системы служит предоставление всем участникам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление физического здоровья учащихся. Провожу большую работу по сплочению ученического коллектива, использую педагогику сотрудничества и методику коллективных творческих дел, добиваюсь формирования активной жизненной позиции, самостоятельности и положительных нравственных качеств у учащихся. Работаю в сотрудничестве с педагогами, родителями, общественными объединениями и организациями Новосибирской области, использую их потенциал для организации воспитательного процесса в школе.
Эти задачи реализуются разнообразием методик и форм воспитательного воздействия на членов ученического коллектива. В своей работе я применяю методику КТД, разработанную и внедрённую академиком И.П. Ивановым. Вместе с ребятами анализируем каждое КТД, что помогает выявить его значимость, а также планируем дальнейшую реализацию начатого направления в других формах деятельности.
Чаще всего методику КТД я использую для работы с ребятами, которые входят в состав координационного советов «Добрых дел» и «Малышок» детской общественной организации «Надежда». Учащиеся любят данную форму организации мероприятий, так как она дает им возможность реализовывать и развивать свои возможности, приобретать навыки проектирования, проявлять лидерские качества и организаторские умения, расширять кругозор. В качестве примера можно привести организацию таких традиционных КТД как «Сбор», «Кругосветка», «День самоуправления», «Учёба актива», «КВН - марафон», «Весёлые деньки», «Осенняя и весенняя Недели Добра», «Операция «Труд в почёте» и другие (приложение № 3 «Сборы, кругосветки и Весёлые деньки»).
Одной из распространенных воспитательных форм в нашей детской организации является мероприятие. Цель воспитательных мероприятий – создание условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, духовных, культурных и нравственных ценностей, сознательного и ответственного отношения к окружающим. Активное участие ребята приняли в акциях «Стань волшебником», «Твори добро» и «Подари тепло ветерану», вечерах отдыха «С этикетом мы на «Ты», «Секреты вежливых людей» и «Школьный этикет», встречах за круглым столом «От всей души», «Связь поколений», «Не стареют душой ветераны», «Чановскому району – 85» и «Юбилей Новосибирской области», фольклорных посиделках «На завалинке» и «У самовара». Здесь наиболее важную роль играет эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, получить удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.
Принято считать, что, играя, ребенок познает мир. В детской организации играм принадлежит особая роль. Игры – это такой универсальный вид деятельности, который можно использовать и как самостоятельное мероприятие, и как его составную часть. Игры оказывают огромное влияние на развитие ребенка, создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков, а также творческих способностей ребят. А для педагога появляется уникальная возможность выявить лидеров, определить круг ведомых, изучить психологический тип участников игры.
В школе я провожу самые разные игры: познавательные игры: «Счастливый случай», игры-путешествия «Остров добрых волшебников» и «Город Необыкновенск», «Путь в космос», «Мой край».
Особое внимание уделяю проведению интеллектуальных игр. Здесь важно учитывать уровень развития ребенка, использовать индивидуальный подход на всех этапах организации игры, т.е. следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свои интеллектуальные способности. Таких игр проводилось немало: «Ума палата», «Талантливые, умные, задорные», «Искусство побеждать», «Знаю, умею», «Нянюшкины сказки», «Умники и умницы».
Подвижные игры - это не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные игры, игры-соревнования, эстафеты, игры с мячом, кеглями, обручами, скакалками. Все эти игры увеличивают физическую активность, развивают быстроту реакции, смекалку, сообразительность, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.
Как показывает моя многолетняя практика, в организации жизнедеятельности ДОО важную роль играет объединение детей в группы по интересам. Так возникла идея образовать на базе школы творческие объединения, где наиболее заинтересованные и активные ребята могли бы более полно реализовать свои возможности. В настоящее время я являюсь руководителем школьных творческих объединений «Пресс-центр» и «Школа лидера». В рамках работы совета «Добрых дел» действует «Пресс-центр», где учащиеся осуществляют работу по освещению школьной жизни, выпуская газету «На школьной волне». Пресс-центр «На школьной волне» возник из реальных потребностей детской организации, а именно из необходимости, во-первых, информировать о происходящем в РДО «Надежда», так как ритм современной жизни заставляет быть каждого члена общества в курсе событий; во-вторых, из потребности свободного обмена мнениями и впечатлениями; в-третьих, из возможности реализовать свой творческий потенциал. Школьными корреспондентами выпущено более 40 газет. Газеты можно найти и прочитать на школьном сайте http://s_bludch.cha.eda54.ru
Для того чтобы члены совета «Добрых дел» могли реализовать себя, на одном из заседаний было принято решение о создании «Школы лидера». Активисты проводят сборы: «Ровесник», «Стратегическая кругосветка», «Творческая кругосветка», «Кругосветка «Остров Дружбы», а в конце учебного года проходит обязательно сбор «Гонка за лидером». «Школа лидера» даёт возможность проявлять лидерские качества, выражать себя, принимать решения, научиться организовывать себя и других, научиться нести ответственность за свои поступки.
Я считаю, что в образовательном пространстве школы детской организации принадлежит очень значимая роль - сделать жизнь школьников яркой, насыщенной, интересной, незабываемой не только в учебном году, но и в каникулярное время. Подготовка к летним «Творческим каникулам» у нас начинается за месяц до их проведения. Темы придумывают сами дети на совете «Добрых дел» и «Малышок». Так Году Космонавтики мы посвятили проект «Созвездие планет». И для меня очень важно, чтобы в этой школьной жизни каждый ребенок был главным героем, а не посторонним наблюдателем. Поэтому планирую работу так, чтобы для каждого нашлось дело в детской организации. Превращение образовательного процесса в интересный и увлекательный процесс познания ребёнком окружающего мира и формирования активной жизненной позиции – это, вероятно, одно из самых главных условий решения сложных задач, стоящих сегодня перед педагогом (приложение № 4 «Созвездие планет»)
Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков. Основой работы по воспитанию и развитию школьника, его межличностных отношений я считаю работу с каждым учеником и его родителями. Но ребёнок живёт не только в школе, у него есть семья, родители, родственники. И для меня очень важно сделать их союзниками. Поддержка и понимание родителей – одно из необходимых условий успешности деятельности ДОО. Родителей мы приглашаем на самые значимые события школьной жизни, на совместные мероприятия, акции. Ненавязчиво, но настойчиво учатся школьники уважать своих родителей, хранить семейные ценности и традиции, гордиться своими предками. Общаясь с взрослыми, дети учатся житейской мудрости, трудолюбию, целеустремленности и несгибаемой силе воли, любви к Отечеству и уважению к старшим (приложение №5 «Школа – любовь, судьба и жизнь моя»).
Нашему детскому объединению «Надежда» уже 20 лет. За эти годы сформировались и укрепились самые жизнестойкие традиции. Наши ребята участвуют в областных и Всероссийских конкурсах и акциях и добиваются значимых результатов. В районных конкурсах детских организаций «Мы», «Лидер года», «Летопись детской организации» и конкурсе фотолюбителей «Вместе мы сможем больше», посвящённому 15-летию РДОО «Планета творчества», профильных сменах и акциях. Начало учебного года в РДО «Надежда» начинается с торжественной линейки – «Старт, «Надежда»!», а также проводятся такие линейки «Славим мир на Земле» и «Международный День мира», «Герои Отечества», «Чановскому району -85» и «Славный юбилей области».
В портфолио РДО «Надежда» имеется много грамот и дипломов за достигнутые результаты их деятельности. 2011-2012 учебном году РДО «Надежда» заняла 1 место в конкурсе «Лучший совет самоуправления» среди ДОО, который проводило наше межшкольное методическое объединение.
В 2012 году ДОО «Надежда» награждена дипломом за современный подход к выполнению работы в областном конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд». Ежегодно в конце года РДО «Надежда» награждают за активную плодотворную деятельность, инициативу и сотрудничество с районной ДОО «Планета творчества». Последние пять лет члены детской организации «Надежда» участвуют в Международном фестивале «Детство без границ», по итогам которого награждены грамотами и дипломами. В 2011году Коваленко Ксения стала дипломантом Областного тура Всероссийского детского конкурса «Зелёная планета».
Члены РДО «Надежда» участвуют в областных программах «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» (формирование здорового образа жизни). В 2009 году ДОО «Надежда» награждена грамотами за активное участие в районной акции «Нет – наркотикам! Молодёжь за здоровый образ жизни» и стали победителями в номинации «Лучшая стенгазета». В 2010 году заняли 1 место в номинации «Спортивный праздник» во втором этапе VII Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». В 2012 году ДОО «Надежда» награждена дипломом за активное участие в XIV Международном фестивале «Детство без границ», а команда «Ориентир» награждена грамотой за участие в конкурсе агитбригад в рамках акции «Звёздный поход», посвящённому75-летию Новосибирской области.
Ежегодно добровольцы участвуют в различных областных благотворительных акциях «Твори добро на благо людям» (развитие волонтерского движения): осенней и весенней «Неделях добра», в районном этапе Международной акции «Полотно Победы» (за активное участие награждаются грамотами). ДОО «Романтик» в 2012 году стали победителями областной акции «Чистая территория» в номинации «Самый креативный творческий отчёт».
В областном конкурсе «Поступок года 2011» в номинации «Добрый наставник» заняли 2 призовое место. Осуществляя сопровождение учащихся, состоящих в группе риска, стараюсь привлекать подростков к общественно-полезной деятельности и занятиям спортом, курирую работу школьной службы примирения. За последние 5 лет в нашей детской организации нет ни одного ученика, которые стоят на учёте в ПДН.
Активисты нашей детской организации активно участвуют в районных и областных мероприятиях. Отмечены грамотами: за активное участие в районном сборе актива ДОО «Ровесник 2008» - Коваленко Ксения; за проявленные лидерские качества на районном празднике ДОО «Радуга детства -2009» в игре «Гонка за лидером» - Коваленко Ксения; за активное участие в районном сборе актива ДО «Ровесник-2009» - Симакова Оксана; за большую общественную работу, инициативу и активное участие в деятельности РДОО «Планета творчества» (2010 г.) – Симакова Оксана; за активную деятельность, творчество и инициативу в реализации молодёжной политики Чановского района и в связи с празднованием 15-летия РДОО «Планета творчества» (2010 г.) – Михиенко Виктория. За инициативную творческую деятельность и активное участие в мероприятиях РДОО «Планета творчества» (2011г.) и за активную плодотворную деятельность, инициативу и сотрудничество с районной ДОО «Планета творчества» (2012 г.) награждена дипломом ДОО «Надежда» (приложение № 6 «Наши достижения»).
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю обобщению и распространению накопленного опыта в межшкольном и районном методическом объединении, участие в профессиональных конкурсах, районных фестивалях самодеятельного художественного творчества учителей «Радуга талантов» (2010 год) и национальном проекте «Наша новая школа» и Года профсоюзного лидера (2011 год), выступления на семинарах, конференциях, круглых столах, участие в педсоветах и родительских собраниях.
Осуществляю практическое знакомство с передовым опытом педагогов Новосибирской области - участие в зональном фестивале «Мечтай! Выбирай! Действуй!» (р.п.Чаны ДЮЦ «Гармония»); «Волонтёрство, как педагогическая деятельность» (2010 г.), «Добровольческое движение – 2011» (лагерь «Тимуровец» и Всероссийский детский центр «Океан» - 2011; Гражданский Форум – 2012 «Гражданский диалог» (МВК «Новосибирск Экспоцентр» (приложение №7 «Радуга талантов» и наличие сертификатов).
Систематически изучаю новинки методической литературы. Много полезных методических материалов издает НООО «Союз пионеров», Новосибирская Ассоциация детских объединений (НАДО), МУ «Центр по пропаганде здорового образа жизни в подростковой и молодёжной среде «Ювентус-Н», которые помогают в моей работе. За многолетний опыт работы мною накоплены собственные методические разработки, из которых сформирован банк методических материалов. Ежегодно в конце учебного года среди вожатых нашего межшкольного МО даётся инновационная оценка конкурсов: «Портфолио» классного отряда и личные членов РДО «Надежда», «Уголок», «Озеленение»; проводятся «Творческие недели» и защита проектов по теме самообразования (приложение №8 «Исследовательский проект «Система коллективно-творческих дел – важное средство формирования активной жизненной позиции»).
Для повышения эффективности воспитательной работы педагогу необходимо общение с коллегами, желание поделиться своими находками, поучиться у других. Поэтому я активно сотрудничаю со СМИ, рассказываю о проводимых мероприятиях и представляю опыт работы (приложение № 9 «Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания подрастающего поколения и опыта работы». А один из моих проектов «Старость в радость» печатается в книге под руководством составителя Рябчиковой Н. В. Новосибирская Ассоциация детских объединений (НАДО).
В последние годы эффективным стало общение с коллегами через интернет – обмен информацией и опытом работы на сайте «Социальная сеть работников образования» (мой сайт сайт старшей вожатой на nsportal.ru).
Модель выпускника последних лет отличается высокой мобильностью, наличием лидерских качеств, высоким уровнем культуры, положительной адаптивностью в социуме. В детской организации создана обстановка социальной защищенности, творческого содружества, особый климат и атмосфера. Выпускники являются безусловными лидерами в школьных делах, демонстрируют хорошую результативность в районных воспитательных мероприятиях. Родители отмечают как преимущество такие качества детей как уверенность в себе, умение преподнести себя, коммуникабельность, стремление к лидерству.
В моей работе для меня очень важно мнение моих коллег, выпускников и учащихся школы, односельчан и родителей (приложение № 10 «Отзыв»).
Одним словом, если смотреть на жизнь оптимистически и уметь находить неведомые тропинки к душам не только детей, но и их родителей, строить взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, то можно сделать школьную жизнь интересной, увлекательной, полезной, а дни, проведённые в школе, незабываемыми и памятными на всю жизнь.
Никогда, ни на минуту нельзя останавливаться: меняется жизнь, вырастают одни, на смену им приходят другие дети. Надо опять искать подходы, находить волшебные ниточки к сердцам своих воспитанников, радоваться успехам и не опускать руки от неудач.
приложение №1 «Визитная карточка РДО «Надежда» | приложение № 2 «Твори добро! Это так просто» | приложение № 3 «Сборы, кругосветки и Весёлые деньки» |
приложение № 4 «Созвездие планет» | приложение №5 «Школа – любовь, судьба и жизнь моя» | приложение № 6 «Наши достижения» |
приложение №7 «Радуга талантов» | приложение №8 «Исследовательский проект «Система коллективно-творческих дел – важное средство формирования активной жизненной позиции» | приложение № 9 «Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания подрастающего поколения и опыта работы». |
приложение № 10 «Отзыв» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...
ПЛАН РАБОТЫ СТАРШЕЙ ВОЖАТОЙ
Программа деятельности детской организации ....
Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми
Методической разработке показано разнообразие форм работ РМО старших вожатых...
Должностная инструкция старшего вожатого
В данном документе содержится должностная инструкция старшего вожатого школы...
Анализ работы старшей вожатой
Анализ работы старшей вожатой учебный 2011-2012 год...
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
Самоанализ старшей вожатой
Представления опыта работы старшей вожатой МиллерНВ...