Описание опыта (вступление)
статья по теме

Прокудина Вера Михайловна

Данная работа описывает мой опыт применения ИКТ на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности. В предлагаемом сокращённом варианте предлагается лишь структура работы. Уважаемые коллеги, если вы заинтересовались данной работой, буду рада ответить на ваши вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Прокудина Вера Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 4

Возможности использования

 ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

на уроках истории и обществознания в условиях

 ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 4 г. Еманжелинска

         В.М. Прокудиной 

2008


Оглавление

Введение

3

Глава I.         Новые технологии в системе школьного образования:

1. Значение применения новых информационных технологий в
    обучении школьников. 

5

2. Плюсы и минусы использования  компьютерных технологий.

8

3. Обзор информационно-коммуникативных средств,
   рекомендуемых к использованию  в общеобразовательной
   школе.

10

Глава   II.     Опыт использования компьютерных технологий в преподавании истории обществознания

1. Ресурсы школьной среды. 

14

2. Активизация познавательной деятельности через создание

    ученических мультимедийных презентаций.

15

3. Создание проекта с использованием компьютерных

    технологий.

19

4. Основные результаты применения информационных
   технологий.

21

Заключение. 

23

Список литературы

25

Приложения. 

27

Ссылки


Введение

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Действительно, современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютерной техники.

Конец  XX- начало XXI века ознаменовались реформой российского образования. За вторую половину XIX века система образования прошла от школы знаний, когда считалось, что главная задача школы давать знания, через школу умений, где знания, умения и навыки должны были адаптировать ученика к развивающему технологическому обществу, к школе развития личности, родившейся в 90-е годы прошлого века в период коренных реформ в нашем государстве. Несмотря на все сложности экономического развития, различные фонды и частные лица добились того, что абсолютное большинство российских школ сегодня имеют компьютеры, АРМы учителей. Тем не менее, проблема их эффективного использования в процессе преподавания остается чрезвычайно острой.
Учитель-практик может заметить, что сейчас всё активнее учителя различных дисциплин используют в своей практике компьютерную технику: компьютеры, принтеры, проекторы, цифровые видео- и фото камеры и др.   Случаи регулярного применения ПК в преподавании общественных дисциплин сегодня встречаются всё чаще и чаще. Программисты создали большое количество разнообразных обучающих программ для учителей и учащихся.

Конечно, новый этап не отрицает предшествующих, но школа теперь не только источник  получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам  творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.  Поэтому сегодня главное стратегическое направление системы школьного образования «решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание»[1].

Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Он будет востребован, если научится думать самостоятельно, будет способен решать проблемы, критически и творчески мыслить. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает цели образования на современном этапе: «необходимость ориентации не только на усвоение обучающихся определённой сумме знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»[2].

В концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников  гражданской ответственности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к активной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»[3].

Таким образом, задача современной школы -  формировать способность действовать и быть успешным в ситуации открытого динамично развивающегося современного общества.

         Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения  результативным в соответствии с современными требованиями жизни, чтобы общество получило личность способную самостоятельно мыслить, активно действовать, принимать решения,  гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Исходя из всего выше сказанного, были определены цели и задачи моей работы.

Цель: обосновать целесообразность и результативность практического применения ИКТ на уроках истории и обществознания в условиях личностно-ориентированного обучения.

Задачи:

  1. Проанализировать особенности информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания, определить их позитивные и негативные черты;
  2. Показать отдельные направления из практики применения ИКТ и результативность работы в рамках личностно-ориентированного обучения;
  3. На основе разработок уроков и внеклассных мероприятий показать возможные варианты применения ИКТ на уроках по разным предметам (истории, обществознанию, правоведению).

Если вы заинтересовались данной работой, пишите!


Заключение.

Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютерных технологий в школьном образовании. В данной работе показаны лишь некоторые возможности использования их в обучении и воспитании школьников, в частности через работу над мультимедийными  ученическими презентациями, что, несомненно, повышает мотивацию изучения предмета, активизирует процесс обучения (как для учителя, так и для учеников). Опыт работы по применению  новых технологий в школе, позволяет говорить, что при умелом использовании информационных, компьютерных технологий, учитель получает мощнейшее средство, позволяющее ему добиваться высоких результатов в работе.

Нам учителям истории, обществознания и граждановедения нужно не упустить свой шанс – использования возможности организации клубов по интересам при региональных центрах Интернет образования. Такие клубы существуют уже сегодня и продолжают создаваться по всей России. Такая клубная деятельность с детьми создает безграничные возможности для самостоятельной работы школьников и значительно расширяет их информационное поле. Формируется устойчивый интерес к современной истории через посещение серверов новостей, газет и журналов, формируется система практических умений и навыков осуществления поиска, классификации информации и ее сопоставления. Интернет создал также условия для эффективного сотрудничества членов российских клубов с учащимися других стран, а это также вызывает устойчивый интерес у детей к изучению иностранных языков. Здесь очень важен момент превращения компьютера из дорогой игрушки в рабочий инструмент. Происходит профессиональная подготовка учащихся. Полученные навыки работы с ПК позволяют детям создавать собственные ресурсы по граждановедению, истории и обществознанию в виде сайтов, обучающих программ и мультимедийных презентаций (для уроков, для участия в конкурсах различных уровней, для поддержки выступлений на научно-практических конференциях и др.). Работы детей позволяют им занимать призовые места на различных муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Например, успешное выступление на муниципальном (1 место) и областном конкурсе социальных проектов «Я гражданин» (учащиеся 10 класса, 2006 год), выполнение работ в рамках заочного тура Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву (Прокудина О., 2006, 2007 год), выступление на районной краеведческой конференции (Сединкина В., 2007 г., 1 место) и другие. А это в свою очередь создает ситуацию успеха, что очень важно для формирования современной личности. Значительно повышается мотивация обучения и помогает “превратить учебу в радость открытия”.

Я думаю, что цель и смысл гражданского образования - воспитание внутренней свободы ученика, создание условий для раскрытия его личностного потенциала, формирование его активной гражданской позиции. А в современном мире без использования новых информационных технологий это сделать не возможно. Их применение способствует формированию умений и навыков самообразования, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют педагогу выступать в роли настоящего лидера, более эффективно достичь целей и задач исторического и обществоведческого образования школьников. Учитель может не только использовать дополнительный материал, но дифференцированно подойти к обучению детей. Он не должен ориентироваться на отличников-гуманитариев, игнорируя троечников, или, наоборот, дотягивать весь класс до "троечки". С помощью новых технологий возможно изучения любой темы, любого вопроса произвольно для каждого ученика: одному - в сокращенном виде, другому - строго в рамках программы, третьему – подробно, с привлечением дополнительных источников. Произойдет оптимизация труда учителя. Этому способствует и дистанционное обучение на профильном уровне для учащихся 10-11 классов (в рамках данного эксперимента мы с учащимися начали работать в октябре

2006 года). Описание данного опыта – это отдельная и совершенно особая работа, но здесь я решила поместить разработку открытого on-line урока по истории в 11 классе (
Приложение 7).

Это и будет школа XXI века.

В заключение своей работы мне бы хотелось привести слова профессора Дэвида Харкнеса, который писал: «Учителя не единственные, кто играет роль в воспитании детей, однако их роль является важнейшей. Они должны принять этот вызов времени. Нам дается лишь несколько лет для того, чтобы помочь детям приобрести знания и здравомыслие, которые сделают из них хороших граждан своей страны, нашего континента, сталкивающегося с трудностями, и нашего «планетарного дома», которому многое угрожает. Если учителя истории потеряют интерес к этой проблеме, шанс будет упущен и доверие детей будет предано».


Список литературы.

1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? /Материалы VIII Международной конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”. - М., 3-6 ноября 1998.

2.  Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. - 2000. - №5

3.  Антонова Т.С., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник “История России. ХХ мультимедийного курса истории. /Компьютер в школе. 1999. №8-9.

4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийные учебные пособия в преподавании истории. «Взгляд из отравленного колодца".// «СОМ»  http://center.fio.ru/som

5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОШ РАО, 1994.

6.  Бахтина. О.И.  Информатизация гуманитарного образования.// Педагогика. –1990. - №1.

7.  Бондаренко Е. А. Медиаобразование как фактор реализации стандартов в образовательной области "Обществознание". // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 400 с. - С. 188 - 194.

8. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вебрум-М, 2001

9.  Драхлер А.  Об использовании CD-ROM  в преподавании истории. http://center.fio.ru/som

10. Древс Ю.Г., Дубровский Ю.В. "Анализ опыта разработки и внедрения электронного учебника как программно-методического комплекса". Информатика и информационные технологии в педагогическом образовании (секция Всероссийской конференции "Проблемы информатизации»  Тезисы и материалы конференции),  // Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 1997.

11.  Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе. courier.com.ru/homo/media.htm

12.  Иванова О. В. Проблемное обучение в курсе истории//Преподавание истории в школе.-1999.-№8.

13. Новые педагогические и информационные технологии  в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001

14. Педагогические технологии.  //Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Под общей редакцией Кукушкина В.С. — Ростов-на-Дону: Март, 2002  

15. Попова Л. В. Алгоритмы учебных действий на уроках истории: Методическое пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003.

16. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.

17.  Преподавание истории: новые технологи:  http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10003219 

18. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.- М.:Народное образование, 2001.

19.   Розенберг.  И Н.  Информационная   культура   в   содержании   общего

 образования.// Педагогика. – 1991. - №3. 

20. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы). //ПИШ. 2000. №3.

21. Чернов А.И. "Компьютер на уроках истории и обществознания": http://lesson-history.narod.ru/index.htm


[1] Новые педагогические и информационные технологии  в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001, с.

[2] Концепция  модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/

[3] Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

описание опыта работы

Опыт работы учителя технологии по теме «Формирование способной к самореализации личности на уроках технологии в рамках предпрофильной подготовки учащихся»...

описание опыта работы

Опыт работы учителя технологии по теме «Формирование способной к самореализации личности на уроках технологии в рамках предпрофильной подготовки учащихся»...

описание опыта работы по теме "Использование ИКТ и материалов сети Интернетна уроках английского языка"

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Таким образом, в ...

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...