"Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы".
статья на тему
В статье раскрывается сущность здоровьесбережения и создания здоровьесберегающего пространства, рассматриваются вопросы использования современных здоровьесберегающих технологий для улучшения физического и психологического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.
В современных условиях проблема здоровья детей с ОВЗ приобретает глобальный характер. Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю работающему с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия осуществления воспитательного процесса - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.
Внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития. В современных условиях предъявлено требование не только сохранения, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
• организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Классные часы, диспуты: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание , уроки физкультуры, ЛФК, физминутки , спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Для формирования здорового образа жизни использую различные формы работы по профилактике вредных привычек, по пропаганде здорового образа жизни: интерактивные беседы, например, «Что имеем - не храним», уроки здоровья: «Эмоции и здоровье», «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты», деловые игры, практикумы: «Здоровый образ жизни», «Вредным привычкам скажем «НЕТ», «Режим дня или как все успеть», мини-лекции: «Что такое здоровье?», «Природа гриппа и ОРВИ и о способах профилактики этих болезней», викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни». Провожу тестирование, анкетирование: «Мое отношение к здоровому образу жизни», диалоги с элементами игры, анализ конкретных ситуаций, например, «Привычки человека», что активизирует внимание учащихся к рассматриваемым темам, учит воспитанников самим находить выход из данных ситуаций. Обсуждение памяток по сохранению здоровья, о действиях при чрезвычайных ситуациях и составление памяток самими учащимися – один из эффективных приемов работы, здесь дети увлеченно включаются в коллективную творческую работу:
«Памятка для модников и модниц»
«Какие меры нужно принимать при отравлении»
«Какие меры нужно принимать при ожогах»
«Какие меры нужно принимать при обморожении».
Оздоравливающему эффекту способствует правильно организованная подготовка воспитанников к урокам ( самоподготовка), где учитываются мною:
-- психологический климат, положительный эмоциональный настрой (отсутствие внешних монотонных неприятных раздражителей);
-- гигиенические условия: нормальная температура в классе и свежесть воздуха; рациональное освещение;
-- правильная посадка учащихся;
-- различные виды проверки выполнения домашнего задания(чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы);
--проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов: дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массажа активных точек, различных физических упражнений: для глаз: «Пчела», «Звезда», «Восьмерка», упражнений для рук: «Аист», «Ворона», упражнений для ног: «Парашютист»; упражнений для позвоночника: «Спина», «Ножницы» и др.
Эмоциональной разрядкой на самоподготовке являются улыбка, шутка, юмористическая картинка, пословица, поговорка, загадка.
Во время прогулок дети любят проводить подвижные игры с предметами и без них: «Хитрые пятнашки», «Скакалка-подсекалка», «Коршун», «Анаконда», «Колобок», «Блуждающий мяч», «Черная палочка», «День и ночь».
Активизация физической деятельности воспитанников проявляется в их участии во всех, проводимых в школе-интернате, спортивно-оздоровительных мероприятиях: Дни здоровья, Осенний кросс, Спартакиада, соревнования по баскетболу и футболу, конкурс песни. Все учащиеся посещают школьные спортивные объединения. Воспитанники группы являются не только постоянными участниками, но и призёрами спортивных мероприятий. В процессе двигательного творчества воспитанники получают возможность личностного самовыражения. Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных действенных средств физического развития. В подборе игр учитываю не только возрастные, но и психофизические особенности учащихся.
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, важное место на внеклассных занятиях уделяю проведению физкультминуток, для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе использую следующие виды физминуток:
1. Оздоровительно- гигиеническая.
2. Двигательно – речевые.
3. Подражательная.
4. Физкультурно-спортивная.
5. Танцевально-ритмическая.
6. Тематические физминутки.
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся. В своей работе стараюсь так организовать воспитательную деятельность , чтобы воспитанник обладал «навыками» управления здоровьем в собственной жизни, чтобы воспитанник после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.
Литература и источники:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе. М.,2004.
2. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.
3. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.
4. Гладышева О.С. Самообследование готовности школы к сбережению здоровья учащихся и педагогов. Директор школы №6 2010.
5. Шамова Т.И. Укрепление развитием здоровьесберегающей среды в школе, М.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Духовно-нравственная культура педагога как основа развития нравственности детей.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключев...
Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога
Существует такая легенда.«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?»...
"Формирование единого воспитательного пространства школы"
quot;Формирование единого воспитательногопространства школы"...
Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.
Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий без которых немыслим педагогический процесс....
Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся
Существует глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Бесспорно, что эмоциональное благополучие школьника напрямую зав...