Работа как учителя химии и классного руководителя
статья по теме
Анализ работы как учителя химии и классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivaciya_k_izucheniyu_himii.rar | 146.89 КБ |
rabota_klassnogo_rukovoditelya.rar | 121.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Результаты исследования мотивации школьников
к изучению химии»
Цель моего исследования - проверить уровень сформированности мотивации школьников к изучению химии, выявить как влияет рост мотивации на успеваемость и качество знаний учащихся, исследовать развитие познавательного интереса к предмету.
Для достижения цели исследования мной были поставлены следующие задачи:
- Повысить познавательный интерес к химии через выполнение исследовательских работ, создание проектов, презентаций;
- Выделить аспекты учебного содержания, на основе которых возможно развитие мотивации изучения химии;
- Предложить конкретный методический подход изучения состояния и развития мотивации, доступный для внедрения в школьную практику.
- Создание условий для развития мотивации через отбор содержания обучения, которое раскроет учащимся значение знаний по химии в понимании окружающего мира, грамотного природоиспользования
- Формировать положительное эмоциональное отношение к учебе, демонстрируя процесс познания как ценность для каждого человека.
Для изучения мотивации учащихся я использовала социологические опросы, анкетирование. Для того, чтобы выявить уровень сформированности у учащихся мотивации к достижениям, я использовала опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач». Он удобен при обработке полученных результатов, так как позволяет использовать тест в качестве экспресс – диагностики. Опросник дает возможность наблюдать изменения в развитии у школьников мотивационных полюсов на успех и неудачу.
Инициатором проводимого исследования являлось школьное методическое объединение учителей химии, биологии, географии, которое работает над проблемой: «Формирование мотивации школьников на уроках химии, биологии, географии». В связи с этим на протяжении нескольких лет ведется мониторинг по изучению роста мотивации к данным предметам.
Говоря о мотивации изучения химии, нужно отметить, что время диктует важность качественных знаний, умений и навыков. Введение в качестве итоговой аттестации в 11 классе экзамена по химии в форме ЕГЭ дает учащимся задуматься и оценить важность серьезного изучения химии.
Респондентами проводимого исследования являлись учащиеся 8 – 11 классов и их родители на протяжении последних четырех лет.
Данное исследование я провожу два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года.
Результаты мониторинга:
Диаграмма 1 Диагностика мотивации школьников (%)
(опросник А.А.Реана)
Таблица 1 Результаты анкетирования
Вопросы | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 |
Является ли химия трудным предметом? | 84 | 72 | 53 |
Испытываете ли вы страх перед уроком химии | 79 | 43 | 36 |
Нравиться ли вам выполнять практические работы и проводить лабораторные опыты? | 57 | 63 | 69 |
Хотели бы вы посещать дополнительные занятия? | 23 | 31 | 37 |
Считаете ли вы, что необходимо увеличить число часов на изучение химии? | 20 | 27 | 39 |
Нравиться ли вам составлять проекты, заниматься исследовательской деятельностью? | 52 | 65 | 68 |
Хотели бы вы узнать что то новое о химии? | 44 | 47 | 59 |
Данное анкетирование показало, что при дальнейшем изучении химии у школьников появляется познавательный интерес к предмету. Кроме того увеличилось число учащихся, занимающихся проектной деятельностью, принимающих участие в школьных и районных олимпиадах, что способствует росту мотивации школьников
Диаграмма 2 Диаграмма 3
1 2
1 – Процент успеваемости
2 – Качество знаний
Некоторое снижение качества знаний произошло в 10 классе, что можно объяснить переходом на изучение органической химии. У учащихся нет еще твердой базы знаний по данному предмету.
Процесс повышения мотивации школьников к обучению, я реализую через личностно - ориентированный подход к учащимся. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность. Применяю химические знания для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном опыте учащихся. Проведение исследовательской работы тоже приводит к устойчивому познавательному интересу к химии. Увеличилось число учащихся, которые выбирают курсы предпрофильной подготовки по моему предмету. Это приводит к повышению уровня активности школьников и повышению качества знаний.
Диаграмма 4 Динамика роста числа слушателей предпрофильных курсов
Повышение познавательного интереса к предмету, а так же рост мотивации обусловили повышение качества знаний и степени обученности учащихся.
Диаграмма 5 Результаты обучения школьников за 2005- 2008 г.
Таким образом, личностно – ориентированное обучение позволило развить познавательный интерес, повысить мотивацию учащихся к предмету, что привело к повышению качества знаний учащихся. По результатам проведенного исследования появляется возможность сформировать у школьников не только устойчивый интерес к предмету, но и побуждает учеников к самостоятельному поиску знаний, развивать умения, навыки.
Предварительный просмотр:
«Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя»
После окончания Оренбургского Государственного педагогического института имени В.П. Чкалова я пришла работать в среднюю школу №5 города Соль- Илецка. В данный момент это Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№5 города Соль-Илецка». За эти годы мною сделано два выпуска. С 1998 по 2000 годы занимала должность заместителя директора по воспитательной работе, была руководителем школьного методического объединения классных руководителей. В настоящее время - классный руководитель 6В класса
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается мной как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Это и есть цель моей воспитательной работы с учащимися
.Моя программа воспитывающей деятельности представляет собой принципы организации воспитания:
сохранения и укрепления здоровья, гуманистической направленности, экологического воспитания, эффективности социального взаимодействия, общечеловеческих ценностей, .патриотического воспитания, концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности
В проектировании воспитательной работы я использую различные методики аналитико-диагностической деятельности (тесты Н.Е.Щурковой, методики исследования С.М.Петровой, П.В.Степанова, Д.В.Битинаса Д.В.Григорьева, А.А.Андреева) Таким образом, я расширяю знания о возможностях классного коллектива.
Воспитательную работу планирую по основным направлениям со своими воспитанниками, но вместе с тем уделяю внимание развитию дополнительного образования, социальной защите, формам свободного общения. Вся проведенная работа отмечается в дневнике классного руководителя.
Диаграмма 1
В работе с классным коллективом сочетаю традиционные формы (беседы, диспуты, часы общения, встречи с интересными людьми и т.д.) и новые методы: тренинги общения, игровые педагогические технологии, проектные технологии.
Воспитательную работу в классе невозможно представить без ученического самоуправления. Целью самоуправления в классе я ставлю воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества. Старшеклассники имеют свои конкретные обязанности, стимулируется самостоятельная деятельность и инициативность учащихся, формируется классный коллектив, анализируется результативность работы актива класса, поддерживается инициатива в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.
Совет класса
Министерство образования
Министерство вещания
Председатель совета класса |
Министерство
культуры
Министерство по патриотическому воспитанию
Министерство по физической культуре
Экологический комитет
Комитет по изучению родного края
Основное внимание я уделяю изучению индивидуальных особенностей учащихся выделению групп по интересам, которые формируются потом в министерства. Деятельность классного самоуправления распространяется не только на жизнь школы, но и на городской и районный социумы. Учащиеся класса: Шариповы Эльмира и Эльвира были награждены районными грамотами за активное участие в молодежной политике Соль - Илецкого района, Эльвира удостаивалась диплома 3 степени за участие в районном конкурсе «Храбрый портняжка 2006», получала благодарственное письмо за участие в областном конкурсе рисунков « Перекресток». Суюпова Эльмира, Максорова Анна, Мазитов Ильяс, Айгазиева Динара, Кушкурбаев Азамат принимали участие в городских, районных, конкурсах, где занимали призовые места. Рисунок Шариповой Эльвиры вошел в сборник стихотворений «Детский лепет», который был выпущен в 2004 году в городе Соль – Илецке. Так же с ребятами мы занимались благоустройством родника «Дворянский колодец», который является памятником природы нашего города.
Диаграмма 2
Семья – это часть общественной системы. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей, по моему мнению, является просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, всестороннее изучение менталитета каждого родителя. Лучшие помощники в деле воспитания – это члены родительского комитета. Состав его ежегодно меняется. В состав родительского комитета входят 4 человека; ни один родитель не остался в стороне от классных дел: они ходили с нами в походы, организовывали экскурсии в музеи города Оренбурга, поездки в Оренбургский театр драмы, музкомедии. Семья Шариповых принимала участие в районном конкурсе « Наша дружная семья», где была награждена дипломом первой степени. Мамы и папы участвовали в конкурсах, которые готовили их дети: это праздники 8марта, 23 февраля, день матери и другие. Поэтому неслучайно они были делегатами районных родительских конференций, как самые активные родители школы.
Спокойствие, доброжелательность, заинтересованность, уважение - мой принцип общения с родителями. На основании социологического опроса родителей видна работа классного руководителя:
Диаграмма 3 Диаграмма 4
На протяжении последних трех лет я проводила мониторинг комфортности учащихся в классном коллективе, учитывались и мнения родителей. Всего приняло участие в исследовании 25 учащихся и 29 родителей.
Диаграмма 5 Мониторинг комфортности учащихся в классном коллективе
Обобщение опыта классных руководителей проходит в нашей школе ежегодно. В последние 3 года я работала над принципом патриотического воспитания и занималась экологическим воспитанием учащихся. Формы отчета: открытый классный час на районном семинаре « Молодежные группировки», доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Роль деятельности классных руководителей в повышении уровня развития классного коллектива и воспитанности каждого школьника». Доклад на педагогическом совете «Значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию», выпуск буклетов « Выбор профессии», внеклассное мероприятие «Минеральные богатства нашего края», урок мира « Я причастен к России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя
В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...
Взаимодействие учителя - предметника и классного руководителя.
Статья содержит рекоендации по выработке стратегии сотрудничества учителя - преметика и классного руководителя....
Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель
Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...
Описание опыта работы Борисовой Елены Ивановны, учителя физики математики, классного руководителя 11 класса МКОУСОШ № 38 г. Тулы
В своей профессиональной деятельности учитель играет две роли, жизненно необходимые каждому ребенку – это учитель предметник и учитель – воспитатель....
Плотникова О.Г., учитель истории СОШ № 343 Особенности работы с девочками учителя предметника и классного руководителя.
Из материалов педсовета: «Проблема учёта гендерных различий в образовании»....
Использование ИКТ и интерактивных средств обучения в работе учителя-предметника и классного руководителя
Выступление на конференции...
План работы Учителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 «В» класса на 2022/2023 учебный год
План работыУчителя математики и классного руководителя с родителями учащихся 10 «В» классана 2022/2023 учебный год...