Методическая разработка "Родительский клуб в форме мастер-класса на уровне ДОУ. Тема: "Читаем вместе..."
методическая разработка

Сорокина Светлана Викторовна

       В современном мире  чтение  художественной литературы постепенно переходит в разряд архаизмов. Это очень опасно для общества. А ведь чтение книг помогает формировать познавательный интерес к окружающему миру, расширяет кругозор, развивает речь, мышление, воспитывает духовно-нравственные качества личности.  Поэтому так важно с самого раннего детства в кругу семьи воспитывать привычку читать, прививать любовь к книге. Данный мастер-класс можно провести в рамках родительского клуба, где вы можете подробно рассказать о методах и приемах, с помощью которых  возможно создать отличную семейную традицию -  совместное чтение в кругу семьи. Такая традиция также будет способствовать развитию у ребят  коммуникативных, дружеских, доверительных взаимоотношений в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский клуб в рамках ДОУ.

Тема: "Читаем вместе..."

        Форма клуба: мастер – класс для родителей ДОУ.

        Цели: дать родителям рекомендации о важности приобщения детей к чтению художественной литературы, воспитанию любви к книге через приобщение к совместному чтению; стимулировать у родителей желание о создании семейной традиции - совместное чтение, литературные вечера в кругу семьи.
        Атрибуты: 

- интерактивная доска,

- 2 стола,

- мяч,

- волшебный мешочек,

- конфеты по количеству участников "Красная шапочка" и "Кот в сапогах",

- 2 листа бумаги,

- две ручки,

- бутылочка,

- трубочка,

- 2 металлические ложки,

- целлофановый пакет,

- ветки деревьев,

- шуршащие пакеты,

- толстые книги,

- 2 деревянные ложки,

- 2 воздушных шарика,

- шапочки для героев сказки (жеребенок, лошадь, ежик, медведь, охотник и ружье, 2 утки, заяц),

- смайлики (лайки - по количеству участников, дизлайки),

- мольберт,

- ватман.


Ход

1. Теоретическая часть

Все участники сидят полукругом.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие родители рады вас видеть в  нашем  родительском клубе.  Наша тема сегодня звучит так -  "Читаем вместе".

        Мы будем сегодня говорить с вами о том, как важно научить наших детей любить книгу. А также о том, что нужно сделать, чтобы книга стала лучшим другом не только ребенка, но и членом семьи, ее связующим звеном, теплым ярким воспоминанием на долгие годы, чтобы совместное чтение стало традицией, передающейся из поколения в поколение.

        Дорогие родители, что приходит вам на ум при слове дом, какие теплые ассоциации?

Ответы родителей

        Отлично! Надеюсь, что после нашей встречи вы сделаете все,  для того,  чтобы книга также  стала,  тем теплым щемящим душу,  скрепом вашей семьи, вашего  дома. И при воспоминании  отчего очаге,  чтобы  дети видели прекрасные картинки из прошлого -  совместное времяпрепровождение за книгой с семьей.

        И эпиграфом к нашему клубу мы подобрали цитату:  «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».

        Предлагаем начать нашу работу в клубе с вечернего круга. Это такая игра, направленная на снятие эмоциональных  зажимов, на раскрепощение, на создание позитива, сплочение  нашей небольшой компании, чтобы стать ближе друг к другу, одним словом, чтобы почувствовать себя друзьями.

        Для этого предлагаю встать в круг друзей. Известный факт, что все люди любят получать подарки.  Предлагаю вам сейчас стать проницательными волшебниками, подключите свои экстрасенсорные способности. Посмотрите на человека справа от себя, попробуйте отгадать, какие качества или эмоцию он хотел бы получить в подарок. Протяните ему руку и скажите, что бы вы хотели ему подарить. А тот,  кто мечтает получить подарок, пусть от всей души поблагодарит его.

        Приступим. Не бойтесь. Ведь каждый из вас сегодня  - волшебник!

Отлично,  надеемся, что после такого ритуала, мы точно стали ближе друг к другу и теперь можно быть более открытыми.

        Скажите, пожалуйста, что было приятнее получать подарок или дарить?

        Но как говорит народная мудрость: "Лучший подарок во все времена -  это книга", а еще "Книга - лучший друг". Старшее поколение с этим, конечно же, согласится. Но молодое поколение, к сожалению, чаще думает иначе:

"Зачем тратить время? Можно быстро посмотреть мультик, фильм, видеоролик, вместо долгого чтения книги".

        Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. 

Игра с мячом

        Предлагаю  поиграть в игру с мячиком и подумать зачем надо читать книги, какую пользу чтение книг приносит детям?

        Ответы родителей:

        Благодаря чтению:

- развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие;

- с помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас;

- формируется внутренний мир ребенка;

- формируется нравственное развитие ребенка.

-  знакомится с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство;

- учит ребенка любить родину, семью;

- воспитывает бережное отношение к природе;

- готовит ребенка к реальной жизни;

- знакомит с творчеством и т.д.

        Вот видите, уважаемые родители, вы сами ответили на вопрос,  зачем и для чего важно ребенка приобщать к чтению.

        Да, в книге заключен огромный духовный мир человечества. Художественная литература помогает ребёнку уже в раннем возрасте познавать окружающий его мир.

        Она развивает мышление и воображение у ребёнка.

        Даёт прекрасные образы русского литературного языка, обогащая его эмоции.

        Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

        Однако, в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников (телевидение и компьютеры), таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как чтение.

        В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом.         Поэтому перед педагогами и родителями встает задача – как приобщать дошкольников к художественной литературе, чтению. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном виде занятий, хорошо говорят.

        В саду небольшие художественные произведения мы используем на занятиях, в режимных моментах вне занятий, особенно активно в период адаптации детей к новым для них условиям детского сада. В  этом нам помогают, малые фольклорные жанры - потешки, пальчиковые игры, загадки, считалки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки.

        Очень важны  сказки.  Еще Альберт Эйнштейн сказал:  «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».

        Существует много форм работы по формированию у детей интереса к художественной литературе, чтению. И самый эффективный надежный способ - это совместное чтение.
        Уважаемые родители, согласитесь, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д.

        

        Для того чтобы грамотно руководить процессом приобщения детей к чтению, предлагаем наши советы:

        1. Вместо телефона, компьютера, телевидения отдайте предпочтение совместному чтению.

        2. В семье должна быть домашняя библиотека. Выделите дома специальное место для чтения и хранения детских книг.

        3. Читайте ребёнку вслух ежедневно, подключайте к чтению всех членов семьи.

        4. Не прекращайте чтение вслух даже тогда, когда ваш ребёнок научится читать самостоятельно. Ведь читать ему пока ещё трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку.

        5. Предоставьте ребёнку возможность самому выбирать книги.

        6. Во время поездки предлагайте ребёнку аудиозаписи знакомых литературных произведений.

        7. После просмотра фильма, предложите ребёнку прочитать книгу, по мотивам которой он был поставлен.

        8. Не спешите расставаться с уже не раз прочитанной книгой: сделайте иллюстрации, нарисуйте вместе с ребёнком полюбившихся  персонажей, «оживите» героев книг, вылепив из пластилина, склеив из бумаги и картона, инсценируйте любимые отрывки или весь сюжет.

        9. Читайте перед сном, в свободное время, устраивайте семейные литературные вечера.

        10. Наслаждайтесь чтением сами, цитируйте строки прочитанных книг, делитесь впечатлениями и эмоциями в процессе чтения (смейтесь, удивляйтесь), делайте выводы, сравнивайте со своими поступками. Нет ничего эффективнее, чем воспитание своим примером.

        Мы уверены, что успешнее всего литературное воспитание будет происходить на фоне радости, удовольствия, игры.

        Поэтому педагоги детского сада используют различные методы и приёмы при ознакомлении детей с художественной литературой используя игровые приемы. Также после чтения произведения они проводят беседы по содержанию, учат пересказывать текст или отрывки из него. Дети слушают аудиозаписи литературных произведений,  учатся выразительно читать стихи, участвуют в инсценировка, играх-драматизациях, рассматривают рисунки художников-иллюстраторов, выполняют творческие работы. Вы, родители, также можете использовать эти приёмы.

        Читайте вместе с детьми произведения относящиеся к малым фольклорным жанрам, сказки, а также художественные произведения признанных классиков  зарубежной и отечественной литературы, сеющих в душах детей вечные нравственные ценности - любовь к родине, к ближнему, природе, воспитание взаимовыручки, дружбы, поддержки, помощи, жертвенности,  выдумки, находчивости,  неприятие лжи, коварства, подлости, лицемерия, лени, жадности.
        2. Практическая часть.

        А сейчас предлагаем вам поиграть в "Сказочную литературную викторину" . Элементы викторины вы можете использовать в качестве игры в домашних условиях. Почему сказка? Да, потому что в дошкольном детстве это самая любимая форма литературного жанра у детей.

        Предлагаем разделиться на две команды. Для этого необходимо  вынуть из волшебного мешочка конфету, с помощью которой вы определите  вашу команду. (Конфеты "Кот в сапогах", "Красная шапочка").

        Отлично! У нас определились две команды "Кот в сапогах и "Красная шапочка".

        1 задание: "Угадай название сказки  по первому слову"

        - Гуси

        - Конек

        - Двенадцать

        - Крокодил гена

        - Бременские

        - Заюшкина

        _______________

        - Мальчик

        - Доктор

        - Цветик

        - Красная

        - Снежная

          - Гадий

2 задание: "Ответь на вопросы"

        - В какой  сказке герой перековал себе голос и как его зовут? (Волк и семеро козлят)

        - Как звали девочку, которая умела залезть в ушко коровы и вылезти из него? (Крошечка-Хаврошечка)

        - В какой сказке животное не любило ходить босиком? («Кот в сапогах»)

        -Как звали героя, которому Фея помогла отправиться на бал? (Золушка)  ___________________________________________________________________

        - Как звали девочку, которую хотели выдать замуж за крота? (Дюймовочка)

        - В какой сказке герою не удалось благополучно избежать встречи с лисой? (Колобок)

        - Какой герой любил совать свой нос в чужие дела и из какой он сказки? (Буратино)

        - Какого сказочного героя превратили в лягушку?

3 задание: "Назовите не менее трех сказок  в которых встречаются такие предметы и герои".

        - яйцо  -  "Курочка Ряба, "Царевна-лягушка",  "Гадкий утёнок",

        - яблоко  -  "Сказка о мёртвой царевне" , "Сказка о молодильных яблоках и живой воде", "Гуси — лебеди",

        - кот - "Кот в сапогах", "Бременские музыканты", "Кот, петух и лиса"

______________________________________________________________________

        - цифра три - "Три медведя", "Три поросёнка", " Царевна-лягушка"  - три брата, три девятое царство;

        -  лягушка  - "Лягушка-путешественница" , "Дюймовочка" , "Теремок".

         - медведь  - "Маша и медведь", "Вершки и корешки", "Колобок"

4. Нужно в течение 1 минуты вспомнить волшебные предметы, записать их и озвучить. Кто вспомнил больше волшебных предметов, тот и победил

        Сапоги -скороходы

        шапка-невидимка

        цветик-семицветик

        скатерть-самобранка

        меч-кладенец

        волшебная дудочка

        волшебный клубочек

        яблочко и золотая тарелочка

        волшебное зеркальце

        избушка на курьих ножках

5. К какой сказке подходит пословица (на задание 1 минута): 

(На экране подсказка - перечень сказок)

- "Чем хвалимся, на том и провалимся"  ("Колобок") 

- "Не бравши топор, жилья не срубишь" ("Теремок")

- "Как аукнется, так и откликнется" ("Лиса и журавль")

- «Доверяй, но проверяй» ( «Волк и семеро козлят»)

______________________________________________________

- "Правду, как ни прячь, наружу выйдет" ("Лисичка со скалочкой")

- "Кто добро творит, того Бог благословит" ("Крошечка- Хаврошечка")

- "На чужой каравай рот не разевай"  ("Заюшкина избушка")

"Один в поле не воин"  ("Репка") 

6  задание. Какие волшебные слова говорили сказочные герои?

        - Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению". 

По щучьему велению, по моем хотению.

        -Иванушка- дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка» 

Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мною, как лист перед травою

        - Али-Баба, из сказки «Али-баба и сорок разбойников"

Сим- сим, откройся!

        -Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

______________________________________________________________________

        - Лиса из р.н. сказки «Кот, петух и лиса"

"Петушок, петушок, Золотой гребешок!

Маслена головушка, Шелкова бородушка

Выгляни в окошко, дам тебе горошку"

        - Лиса из сказки «Заюшкина избушка»

Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» 

        - Маша из сказки " Маши  и медведь»

« Высоко сижу, далеко гляжу!

Не садись на пенек, не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!»

        - Иван-Царевич из сказки "Царевна-лягушка", обращаясь к избушке на курьих ножках:

"Избушка, избушка,

Повернись ко мне передом, А к лесу задом!"

        А теперь,  давайте, объявим победителей. Отлично. Молодцы!

        Ничто так не сплачивает людей, как совместное творчество. Предлагаем вам превратиться в актеров.

8 задание. Театрализация.

        Еще одна форма работы с детьми и родителями - это театрализация. Мы хотим Вам предложить сказку, которую мы сейчас с вами покажем, используя различные подручные материалы, создающие шум. С помощью таких сказок мы развиваем у детей фантазию, ритм, умение слушать и слышать, умение играть в коллективе, воспитываем нравственные качества.

        Атрибуты к сказке:

1. Родничок (бутылочка, трубочка).

2.Жеребенок, лошадь (пластмассовые ложки)

3.Ежик (целлофановый пакет)

4. Медведь (ветка деревьев)

5.Охотники (шуршащие пакеты)

6.Птицы (книги)

7. Заяц (деревянные палочки)

        Участники: Ответственные за звуки (2 человека: Родничок, и остальные звуки), Родничок звучит на протяжении всего действия, герои в шапочках (жеребенок, лошадь, ежик, медведь, охотник и ружье, 2 утки, заяц).

Сказка «Родничок»
        "
Однажды в лесу родился маленький Родничок. Как только он пробился из земли на белый свет и увидел яркое солнышко, голубое небо, деревья и траву, то так обрадовался, что подпрыгнул высоко вверх и запел свою любимую песенку:
Я родничок веселый
И звонкий как ручей!
Всех напою водичкой
И птичек, и зверей!
И зажурчал
(Вода в стакане и трубочка)
        В это время по тропинке недалеко от Родничка пробегал маленький длинноногий Жеребеночек вместе со своей мамой лошадкой. Он размахивал хвостиком и постукивал копытцами, совсем как взрослый коник. (Пластмассовые ложки) 

        Услыхал жеребенок песенку Родничка, подошел к нему (пластмассовые ложки), напился ключевой воды и радостный поспешил за мамой (ложки). 

        Мимо него напиться воды спешил ежик. Он пробирался сквозь кусты и сухую листву (шелест пакета). 

        Вдруг послышался треск и шум (ломаются ветки). Это шел медведь. Ежик испугался и хотел убежать. Но медведь был добрый и пришел только напиться воды.

        Вдалеке послышались два выстрела (лопаем шар). Вспорхнули и полетели птицы (книги), закрякали утки, насторожились звери. Из кустов выскочил испуганный заяц (стук деревянными палочками). Он попил водички и успокоился.

        Звери прислушались. Больше никаких звуков не было слышно. И они довольные разошлись по норкам.

        А маленькому Родничку стало так приятно, что всем нравиться его ключевая водичка, что с тех пор он поет свою веселую песенку. Не уставая и день и ночь (журчание водой). 

        И кто бы ни шел, не летел мимо, обязательно услышит его звонкое журчание и подойдет, чтобы напиться и умыться родниковой водой. Вот такой веселый и добрый Родничок родился однажды на свет".

        Подобные задания вы можете выполнять совместно с вашим ребенком в кругу семьи, что поможет развивать у него не только интерес к художественной литературе, но и коммуникативные навыки.

        Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль. Также сказки развивают мышление, внимание, фантазию и память.  Учат жизни и показывают, что хорошо, а что плохо. 

         Чему же учат сказки:

        Любить свою семью, строить семейные отношения.

Примеры: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка». 

        Ценить друзей, помогать друг другу.

Примеры: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зёрнышко». 

        Быть находчивым в сложных ситуациях.

Примеры: «Бычок — смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». 

        Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Например, сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. 

        Воспитывать в себе лучшие качества.

Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. 

         3. Заключительная часть. Рефлексия.

        "Мои впечатления от встречи»

        Уважаемые родители!  Надеемся, что сегодня вы весело и с пользой провели время, узнали что-то полезное для себя и воспользуетесь нашими советами. Мы уверены, что в вашей семье появится еще одна замечательная традиция - это совместные  чтения, литературные вечера в семейном кругу.

        На столе лежат смайлики с эмоциями. Возьмите, пожалуйста смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию от нашей встречи и прикрепите к мольберту.


        Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-методического материала для проведения городского Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт. МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в систему дистанционного обучения».

Разработка учебно-методического материала для проведения городского  Мастер-Класса по теме: Составление инструкционных карт.  МК направлен на реализацию проекта «100% детей ОВЗ, включенных в...

Самоконтроль в спорте (форма мастер-класс)

Самоконтроль помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем!...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Мастер - класс с родителями «Играем в полезные игры вместе с детьми»

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию игр, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха.Задачи:1. Познакомить родителей с эффективными играми, способ...

Мастер -класс "Создание интерактивной папки по теме "Читать или смотреть"

Создание папки по теме "Читать или смотреть" для учащихся. Выбрать книгу или фильм?  Собраны игры.  задания и и материалы о книге и фильмах....

Мастер-класс для детей и их родителей "Сыграем вместе хорошую песню", посвящённый Году семьи.

Мастер-класс по обучению игре на гитаре для родителей обучающихся объединения "Живая струна" в системе дополнительного образования. ...

Методическая разработка "Родительский клуб в форме мастер-класса на уровне ДОУ. Тема: "Читаем вместе..."

     В современном мире  чтение  художественной литературы постепенно переходит в разряд архаизмов. Это очень опасно для общества. А ведь чтение книг помогает формирова...