«Что такое общее недоразвитие речи?»
статья

В этой статье, в доступной форме, дается определение общего недоразвития речи, выделяются уровни речевого развития, возможные причины ОНР. Подчеркиваются основные задачи коррекционного обучения. Даются рекомендации родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtotakoe_obshchee_nedorazvitie_rechi.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Что такое общее недоразвитие речи?»

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетике) и смысловой стороне (лексике, грамматике) при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Выделяют 4 уровня речевого недоразвития:

I уровень – безречевые дети (алалия);

II уровень – начатки общеупотребительной речи;

III уровень – наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

IV уровень - наличие развернутой фразовой речи с остаточными явлениями общего недоразвития речи.

Возможные причины ОНР:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но, в первую очередь, об общении с ребенком в целом;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим квалифицированный специалист;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы. В этих случаях речевой эффект может возникнуть под влиянием даже незначительных, неблагоприятных внешних воздействий.

Преодоление ОНР у детей осуществляется с использованием поэтапной системы формирования речи.

Работая по коррекционным программам для детей старшего дошкольного возраста, учитель-логопед ставит перед собой следующие основные задачи коррекционного обучения:

  • развитие артикуляционного аппарата
  • развитие речевого дыхания
  • развитие силы и высоты голоса, темпа, ритма, интонации
  • формирование правильного произношения
  • пополнение и активизация словаря
  • развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты
  • развитие грамматического строя речи
  • развитие навыков связной речи
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие психических процессов

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию фонетической стороны речи обеспечивается овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в школе.

Рекомендации родителям

  1. Контролируйте не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
  2. Побуждайте ребенка к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
  3. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»).
  4. Учитывайте психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.
  5. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
  6. Участвуйте в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
  7. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
  8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
  9. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Для того чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, необходимо:

  • самим говорить выразительно и правильно. Не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка.
  • не подражать так называемой автономной (детской) речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее.
  • отказаться понимать его жесты и мимику, если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет. Откликайтесь только при использовании ребенком речи.
  • не ругать и не делать резких замечаний, если ребенок неправильно произносит звуки и слова. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.

Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистая, выразительная речь вашего ребенка.

Библиографический список:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
  2. Логопедия: учебник для ВУЗов /под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2019.
  3. Он-лайн школа «ИНФОУРОК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/, свободный.
  4. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».

в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....