«Что такое общее недоразвитие речи?»
статья
В этой статье, в доступной форме, дается определение общего недоразвития речи, выделяются уровни речевого развития, возможные причины ОНР. Подчеркиваются основные задачи коррекционного обучения. Даются рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое общее недоразвитие речи?»
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетике) и смысловой стороне (лексике, грамматике) при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Выделяют 4 уровня речевого недоразвития:
I уровень – безречевые дети (алалия);
II уровень – начатки общеупотребительной речи;
III уровень – наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
IV уровень - наличие развернутой фразовой речи с остаточными явлениями общего недоразвития речи.
Возможные причины ОНР:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность» – ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но, в первую очередь, об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы. В этих случаях речевой эффект может возникнуть под влиянием даже незначительных, неблагоприятных внешних воздействий.
Преодоление ОНР у детей осуществляется с использованием поэтапной системы формирования речи.
Работая по коррекционным программам для детей старшего дошкольного возраста, учитель-логопед ставит перед собой следующие основные задачи коррекционного обучения:
- развитие артикуляционного аппарата
- развитие речевого дыхания
- развитие силы и высоты голоса, темпа, ритма, интонации
- формирование правильного произношения
- пополнение и активизация словаря
- развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты
- развитие грамматического строя речи
- развитие навыков связной речи
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие психических процессов
На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию фонетической стороны речи обеспечивается овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в школе.
Рекомендации родителям
- Контролируйте не только речь ребенка, но и свою речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
- Побуждайте ребенка к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
- Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»).
- Учитывайте психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.
- Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, папу активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
- Участвуйте в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществляя контроль.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
- Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Только родители обладают уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, родители несомненно могут быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Для того чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, необходимо:
- самим говорить выразительно и правильно. Не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка.
- не подражать так называемой автономной (детской) речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее.
- отказаться понимать его жесты и мимику, если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет. Откликайтесь только при использовании ребенком речи.
- не ругать и не делать резких замечаний, если ребенок неправильно произносит звуки и слова. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.
Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое. Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистая, выразительная речь вашего ребенка.
Библиографический список:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
- Логопедия: учебник для ВУЗов /под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2019.
- Он-лайн школа «ИНФОУРОК» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/, свободный.
- Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/, свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".
Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи
Данная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ЛОГОРИТМИКИ».
в данной статье рассматривается влияние логоритмики на развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также эффективность логоритмических занятий....