Сущность понимания игры в концепции Д. Б. Эльконина
методическая разработка (5 класс)
Сущность понимания игры в концепции Д. Б. Эльконина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 591.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д.Б.Эльконин считает, что ребенок должен развиваться в мире взрослых людей. Взрослый выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.). Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми
С точки зрения Д.Б. Эльконина игра – это не всеобщая форма жизни всех детей, игра – образование историческое Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, отражающая самобытность, самостоятельность, творчество ее участников. Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д.Б. Эльконина в том, что дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно, что обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств: сами выбирают тему игры; определяют линии ее развития; решают, как станут раскрывать роли; как развернут игру и т.п.
Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры Единица, центр игры – роль , которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Но как считал Л.С.Выготский , что перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Существовало мнение, что в игре все может быть всем .
Символика игры В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Эволюция действия, по Д.Б.Эльконину , проходит следующий путь: ребенок ест ложкой – кормит ложкой – кормит ложкой куклу – кормит ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) – в этом, по мнению Д.Б.Эльконина , величайшее гуманистическое значение игры. Последний компонент в структуре игры – правила . В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте. Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на новый уровень его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Эльконин , исследуя этнографические аспекты данной проблемы, обращает внимание на то, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетной ролевой игры. Стремление ребенка к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют. Эти факты позволили сделать Д. Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.
Литература Обухова Л. Ф Детская (возрастная) психология: Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред. -сост. Б.Д. Эльконин . М., 2008. – 384 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция 3. Основные концепции происхождения и сущности права.
Лекция , в помощь при подготовке к ЕГЭ...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»
Материал содержит игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"
Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...
Неоднозначность понимания сущности организационных форм обучения
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...

Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова — единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова — единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках. Д.Б. ...

Урок литературы в 10 классе на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф.М.Достоевского"
Конспект урока может быть использован на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"...