Лекция 3. Основные концепции происхождения и сущности права.
презентация к уроку по праву (11 класс) на тему
Лекция , в помощь при подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_3._osnovnye_koncepcii_proishozhdeniya_i_sushchnosti_prava..docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 3. Основные концепции происхождения и сущности права.
1. ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.
Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право.
Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди
обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948
г.) и других документах.
Государство не может посягать на естественные права людей.
Позитивное право – это право, установленное государством.
Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX в. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Ее сторонники отрицали существование естественного права. Позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание
В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.
Достоинства школы:
1. внимание к обычаям народа.
2. критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.
Недостатки:
1. отрицает внешнее влияние на право.
2. придает националистическое звучание праву.
3. КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА.
Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Право определяется материальным уровнем жизни общества, экономикой.
Достоинства:
1. выражена действительная связь права с экономикой и политикой.
2. право понимается как надстройка над экономическим базисом, отражающая волю господствующего класса.
Недостатки:
Не учитывает влияние других факторов на право (например, общественного сознания).
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ПРАВА.
Правовые нормы государства – это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право». Оно представляет собой сложившиеся в обществе фактические общественные отношения. Теория предполагает расширение правотворческой функции судов, уделяет большое внимание анализу права в действии с использованием социологических методов. Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов «праву в книгах». Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля. Ряд американских сторонников концепции «права, созданного судом» считают правом лишь те нормы, которые применены или созданы судом (К. Левеллин).
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА.
Право трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики, представлений людей о своих правах и обязанностях. Это право называют «неофициальным правом». При этом правом признается и «официальное право» – установленное и поддерживаемое государством.
Предполагается, что государственное принуждение не выступает в качестве специального признака нормы права. Право — это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида.
6. НОРМАТИВИЗМ
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
«Узкий» взгляд на право как только лишь на совокупность зафиксированных в документах норм права, установленных государством. Упор делается только на изучение структуры таких норм, а не на их сущность (юридический позитивизм).
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ.
Право – это совокупность норм равенства и справедливости, регулирующих согласование и борьбу свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, признаваемых в данном обществе и обеспеченных защитой государства.
Наличие многих концепций на происхождение и сущность права позволяет рассмотреть такое сложное явление как право с разных сторон. Это дает возможность в процессе правотворческой деятельности отыскивать для закрепления в качестве норм права правила поведения с учетом различных факторов.
Но чтобы право выполняло свою функцию как регулятора наиболее важных общественных отношений, необходимо единое понимание права в процессе правоприменительной деятельности. Этому соответствует нормативистское понимание права, как совокупности зафиксированных в документах норм права, установленных государством.
СУЩНОСТЬ ПРАВА
Праву присущ сознательно-волевой характер.
Право, как и государство, характеризуется двойственной природой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества.
Классовая составляющая права.
Социальные группировки, находящиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.
Общесоциальная составляющая.
В любом государстве право является не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между различными социальными группами, проявлением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение индивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.
В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти.
Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.
Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение цивилизации от классовой к общесоциальной природе государства и права. Действует закономерность: уменьшение классовой составляющей в пользу увеличения общесоциальной составляющей. Право постепенно все более и более становится средством социального компромисса в масштабах общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы личности.
Сущность современного права - объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ “БИБЛИОГРАФИЯ” И “БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ”
Культурно-исторически понятие "библиография" возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы об...
Презентация к уроку права "Происхождение и сущность права".
В презентации содержатся основные материалы по теме урока, предлагается, в том числе. организация работы в группах.Используется учебник Певцова Е.А. Право.Основы правовой культуры. М. "Русское слово" ...
Тема 2 «ЧС геологического происхождения», урок 6 «Правила безопасного поведения населения при землетрясении».
Данная презентация иллюстрирует шестой урок ОБЖ в 7 классе «Правила безопасного поведения населения при землетрясении» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 класс...
Тест по праву.Происхождение государства и права.
Основные теории проимхождения государства и прва, их основоположники....
Консультация "Происхождение и сущность игры"
Рассчитана на воспитателей ДОУ. раскрывает происхождение игры, ее сущность....
Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Реализация права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"
Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Реализация права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...
Презентация к уроку права для 10 класса "Сущность права ".
Мультимедиапрезентация составлена по учебнику А. И. Матвеева, В. Н. Кудрявцева и др. Право. 10 класс. Профильный уровень. Глава 1. Право и государство. Презентация визуализирует материал, с...