Советы учителя логопеда - профилактика дисграфии!!!
консультация
Предварительный просмотр:
Что такое дисграфия? Советы учителя-логопеда родителям.
Тревогу у многих родителей школьников вызывают слова учителя «пишет как курица лапой, ошибок столько делает».. и, конечно, оценки за письменные работы. Родители спорят с учителем — ребенок пришел в школу подготовленный, знает буквы, читает, учит правила, но когда в руки берут тетрадь своего сына или дочери — пугаются: прочитать невозможно, ошибки даже в самых простых словах…
Причиной описанных выше проблем является нарушение процесса письма, или частичная неспособность овладеть письмом при сохранном интеллекте — дисграфия. Затронем эту проблему с рекомендациями для младших школьников, ведь плохой почерк — это нарушение зрительно-моторной координации, что является причиной оптической дисграфии. По мнению учителей-логопедов, если заниматься в дошкольном возрасте профилактикой дисграфии, это позволит ребенку без затруднений овладеть грамотой, а в дальнейшем не придется говорить о возникших трудностях в школе. И безусловно важно работать над ликвидацией проблем с нарушением письма и проводить профилактику дисграфии. Что же может быть причиной дисграфии? – Биологические причины: наследственный фактор, патологии во время беременности, асфиксии, родовые травмы, инфекции нервной системы. – Социальные причины: синдром госпитализма (длительное пребывание человека вдали от дома-дети маугли), педагогическая запущенность, двуязычные семьи. – Средовые причины: завышенные требования к грамотности ребенка, слишком ранний возраст обучения грамоте, неверно подобранное обучение. Не будем говорить о всех видах дисграфий, а поговорим почему же стоит обратить внимание именно на оптическую дисграфию. Оптическая дисграфия наиболее узнаваема: ребенок не узнает букву и путает с похожей, зеркальное письмо. Родителю легко будет самому определить вид этой дисграфии. – Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у).
– Зеркальное письмо (с,е,э,з)
А теперь разберем конкретно какие игры и упражнения помогут не допустить развития именно оптической дисграфии, причем всего лишь одной стороны этой проблемы, связанной с нарушением пространственного восприятия и зрительно-пространственного анализа и синтеза, а также с недостаточностью формирования зрительного гнозиса (зрительного восприятия и узнавания). Игры на зрительный гнозис:
Назвать недорисованные предметы.
Назвать предметы по их контурам.
Назвать перечеркнутые изображения.
Выделить предметы, наложенные друг на друга.
Определить, что неправильно нарисовал художник (хвост кота у овцы, ноги лошади у петуха и т. п.). Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий: а) Покажи полоску, на которой справа синий цвет. б) Назови цвет правой части этой полоски. в) Найди полоску, где слева синий цвет, а справа-красный цвет и т. д. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников. Составление разрезанных на части картинок (на 2,3,4,5,6 частей). Дополнение рисунков (нарисовать домик, справа и сверху-солнце, слева от домика-забор, справа внизу-озеро, справа от забора-цветы). Работа с трафаретами. Конструирование фигур из палочек и спичек.
Наряду с зрительным гнозисом у старших дошкольников нужно формировать и буквенный гнозис. Игры на буквенный гнозис. Найти букву среди ряда других букв. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Определить букву в неправильном положении (Т, Р, Н, N).
Обвести букву по точкам.
На фоне контурных изображений предметов найти спрятавшиеся буквы.
Консультация/наблюдение врача-невролога.
Организация рабочего места, соблюдение гигиены.
Прогулки на свежем воздухе.
Развитие мелкой моторики (массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика типа «расскажи стихи руками», работа со шнуровкой, мозаика, лепка, пазлы, вырезывание, штриховка, графические диктанты по клеточкам, плетение, рисование карандашами и т. д.).
Развитие общей моторики (посещение спортивных секций по индивидуальной программе с дозированными нагрузками, подбор упражнение ЛФК в поликлинике врачом-специалистом).
Грамотный, осознанный выбор шариковой ручки (простая, чтобы не скользила в руке и на бумаге).
Моторная отработка элементов (готовый тренажер с разными буквами: печатными и письменными, письмо по кальке).
Многократное письмо, переписывание (обязательна мотивация: раньше писали письма бабушкам, родственникам, можно на цветных стикерах задания и ответ).
Можно использовать методику Илюхиной В. А. «Письмо с секретом» (прописи В. А. Илюхиной).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы учителя-логопеда родителям
Даже очень хорошие специалисты являются временными в жизни ребенка, в то время как его семья с ним всегда; от того, насколькородители о...
Практические советы учителя- логопеда родителям будущих первоклассников.
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, , тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....
Советы учителя-логопеда родителям детей раннего возраста
Предлагаю вашему вниманию буклеты для родителей детей раннего возраста составленные по запросам родителей учителю-логопеду. Памятки очень востребованны родителями....
Советы учителя-логопеда родителям
Десять простых советов учителя-логопеда родителям Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и рече...
Советы учителя - логопеда на каждый день
В материале предлагаются общие советы, выполняя которые ежедневно у ребенка значительно быстрее пройдет процесс становления речи или улучшатся речевые навыки....
Семинар для учителей начальных классов, учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей".
Методический материал к семинару для учителей начальных классов и учителей-логопедов "Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у детей"....
Консультация для учителей-логопедов «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках ст...