Родительское собрание «психологическая поддержка выпускников перед ОГЭ»
методическая разработка (5 класс)

Светлана Сергеевна Секисова

Цель родительского собрания - повысить компетентность родителей в области оказания психологической поддержки подросткам – обучающимся 9 классов с учетом возрастания эмоциональной и психологической нагрузки в связи с окончанием учебного года в преддверии итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolitelskoe_sobranie_psihologicheskaya_podderzhka_k_oge.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «психологическая поддержка выпускников перед ОГЭ»

Цель: повысить компетентность родителей в области оказания психологической поддержки подросткам – обучающимся 9 классов с учетом возрастания эмоциональной и психологической нагрузки в связи с окончанием учебного года в преддверии итоговой аттестации.

Задачи:

  1. Повысить чуткость родителей к переживаниям подростков – старшеклассников в стрессогенных ситуациях, в частности в связи с окончанием учебного года.
  2. Дать рекомендации родителям по оказанию психологической поддержки детям в период подготовки к итоговой аттестации.

Особенности подросткового возраста

Подростковый  возраст  занимает  промежуточное  положение  между  детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом и психологическом уровне, по-иному строятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Этот возраст сложен не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого человека, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Если, будучи младшим школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями — идет активный поиск своего «Я». Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир.

У подростка формируется собственная система ценностей. Чтобы еѐ сформировать, подростку надо от чего-то оттолкнуться, и этим чем-то чаще всего оказываются требования и ценности взрослых. То есть, формирование ценностей у подростков происходит в форме протеста против того, что им представляет мир взрослых. Подросток ищет другие, отличные от предлагаемых взрослыми, ценностные ориентиры. Для подростков характерен интерес к проблеме смысла жизни, они осмысливают собственную роль и место в этой жизни.

Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций:  мир  в восприятии  подростка  предстает  «черно-белым»:  он  не видит

«полутонов» — подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу.

Стрессогенные ситуации в период подготовки к итоговой аттестации

Одним из значимых элементов, провоцирующих высокую тревожность, негативные переживания, а нередко стресс и депрессию, являются экзамены. Старшеклассники сдают их в особой форме — в форме итоговой аттестации, которые существенно отличается от привычных для нас форм проверки знаний не только по технологии проведения, но и по уровню требований, которые предъявляются к психике вашего ребенка.

Давайте вместе подумаем, какой смысл вкладывается в слово «экзамен» (вопрос в зал). Да, совершенно верно, «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Так, например, ОГЭ часто становится сложным, а порою драматичным испытанием для старшеклассников, воспринимается ими как невыносимо трудная, непреодолимая жизненная ситуация.

В период подготовки к ОГЭ очень важна помощь самых близких для подростка людей, родителей, поскольку именно Вы можете обеспечить психологическую готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов, которые, несомненно, являются стрессогенными для организма Вашего ребенка.

Экзаменационный период, несомненно, является стрессогенным. Стресс может возникнуть как в конкретный период деятельности (сдача экзаменов), так и может быть сдвинут в сторону предвосхищения данной ситуации (состояние ожидания, предэкзаменационная ситуация). Стресс может доставить множество неприятностей: повышенная тревожность, ощущение внутренней напряженности, душевный дискомфорт, ощущение безысходности, неуверенность в себе. Чрезмерное ожидание приводит к преждевременному утомлению и снижению качества работы, подготовки к экзамену.

Перфекционизм родителей, высокие требования, предъявляемые семьей, могут не только усиливать стресс ребенка, но также могут способствовать тому, что ситуация подготовки к ЕГЭ начнет восприниматься ребенком как непреодолимая, и даже может спровоцировать суицидальные переживания.

Один из важных вопросов — каким образом и какими способами добиться стрессоустойчивости во время подготовки к экзаменам?

Встает вопрос, как помочь в данной ситуации ребенку, как сделать так, чтобы он меньше волновался и с уверенностью шел сдавать ОГЭ.

Я предлагаю вам сейчас поучаствовать в «мозговом штурме» — давайте поделимся друг с другом нашими идеями и предложениями, как помочь ребенку подготовиться к ОГЭ.

Сейчас надо разделиться на 2 группы: 1 группа — это родители, которые будут поддерживать своих детей оставшихся до ОГЭ 2 месяца, 2 группа — родители, поддерживающие детей за сутки до ОГЭ.

В течение пяти минут вам нужно сформулировать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам.

(После пятиминутного «мозгового штурма», представитель от каждой группы озвучивает список идей, который у них получился. При этом важно всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.)

Итак, мы получили различные предложения и идеи по поводу помощи родителей в период подготовки к ЕГЭ. Эти предложения можно сгруппировать следующим образом:

  1. Приемы усвоения знаний. Помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Если Вы поделитесь со своим ребенком своими собственными наработками и секретами усвоения знаний, он не только будет Вам благодарен, но это будет еще одним доказательством вашего искреннего желания помочь ему.

  1. Работа в паре «ребенок-родитель». Возьмите за правило, каждый вечер посвятить полчаса подготовке к экзамену. Пусть ребенок Вам расскажет, что прочитал, Вы выступайте в роли активного слушателя — задавайте вопросы к материалу, уточняйте, ведь то, что проговаривается и обсуждается с собеседником, обычно и понимается проще, и запоминается лучше. Не запрещайте сыну или дочери писать шпаргалки, то, что будет написано, запомнится гораздо лучше, так как к процессу усвоения знаний подключается зрительная память и моторика.

  1. Приемы расслабления и снятия напряжения. Данные приемы (дыхательные упражнения и аутогенная тренировка) уменьшают внутреннее беспокойство, улучшают внимание и память. Давайте сейчас все вместе попробуем выполнить эти простые упражнения, которые впоследствии Вы сможете выполнять вместе со своим ребенком:

Приведите в порядок свои эмоции, соберитесь с мыслями

  • Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что Вы лучше всех, умнее, и у Вас все получится. Сосредоточьтесь на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их несколько раз. В завершении сожмите кисти в кулаки.
  • Выполните дыхательные упражнения для снятия напряжения: а) сядьте удобно;

б) глубокий вдох через нос (4–6 секунд); в) задержка дыхания (2–3 секунды);

г) медленный выдох.

— Оторвите глаза от книги, посмотрите вдаль, выполните два любых упражнения: а) посмотрите попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд); б) напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;

в) попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);

г)        нарисуйте        квадрат,        треугольник —        сначала        по часовой        стрелке,        потом в противоположную сторону.

  1. Родительская        «психотерапия».        Ваша        роль        в формировании        правильной психологической установки накануне этого серьезного испытания чрезвычайно важна. Постарайтесь убедить ребенка, что следует принять то, что изменить невозможно. Да, мы не можем изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию, и все- таки: экзаменационный период — это проходящее.

Если накануне экзамена подросток постоянно думает и говорит о провале, постарайтесь отвлечь его, создайте вместе с ним во всех подробностях картину будущего легкого и удачного ответа — вот он, волнуясь, входит в класс, садится на место… И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Пусть почувствует себя победителем!

В ваших силах помочь ребенку настроиться на победу. Постоянно говорите ему, что он проделал огромную работу во время подготовки к ЕГЭ, сейчас ему представляется шанс продемонстрировать свои знания и получить заслуженное поощрение. Расскажите ему, как Вы оцениваете его мысли о возможном провале — они не только

мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают выпускнику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.

Если Ваш ребенок заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, поговорите с ним, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и в школе, и в ВУЗе и, конечно, помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

Воспринимая свою жизненную ситуацию как непреодолимую, дети порой способны на крайние поступки, вплоть до самых страшных — попыток совершения самоубийства! Взрослые, к сожалению, могут не знать (не замечать) происходящего с подростком, или считать эти причины несерьезными. А для него обстоятельства кажутся непереносимыми. Не получая понимания и поддержки взрослого, подросток в этих обстоятельствах чувствует себя непонятым, одиноким, покинутым. Он живет с ощущением — «нет выхода», «нет пути назад»! Именно в этом противоречии главная трудность — вовремя распознать риски для жизни.

Пожалуйста, помните, если родители, самые близкие люди, поддерживают своего сына или дочь на всем протяжении подготовки к ОГЭ и в период самих экзаменов, сопереживают ему и готовы разделить с ним как успех, так и неудачу, то предэкзаменационная ситуация, и даже неуспех на экзамене никогда не станут для выпускника кризисным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Психологическая поддержка ребенка"

Родительское собрание для родителей младших школьников.Цель: ознакомление родителей необхоимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры....

Презентация к родительскому собранию "Психологическая поддержка или как научить родителей общатьс с ребенком"

Презентация к родительскому собранию "Психологическая поддержка или как научить родителей общаться с ребенком"...

Родительское собрание "Психологическая помощь выпускнику или как помоч ребенку успешно сдать ГИА"

Родительское собрание " Психологическая помощь выпускнику или как помоч ребёнку успешно сдать ГИА"Эпиграфом взяты следующие слова Вольтера. " Эмоции - это ветер, который надувает парус ...

Родительское собрание "Психологическая поддержка выпускников"

 Данный материал поможет психологу, классному руководителю, родителям психологически настроить и поддержать обучающихся  перед сдачей экзаменов....

Родительское собрание. Психологическая поддержка выпускников

Цель: познакомить родителей  с процедурой сдачи  ЕГЭ. Дать рекомендации по  оказанию  выпускникам психологической поддержки....

Родительское собрание "Психологическая помощь выпускнику или как помоч ребенку успешно сдать ГИА"

Родительское собрание " Психологическая помощь выпускнику или как помоч ребёнку успешно сдать ГИА"Эпиграфом взяты следующие слова Вольтера. " Эмоции - это ветер, который надувает парус ...