Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка
статья

Ларченков Александр Евгеньевич

Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_podvizhnye_igry.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный

гимназия № 13

Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка

Консультацию для воспитателей

подготовил инструктор

по физической культуре

Ларченков А.Е.

г.Долгопрудный

2024 год

 Физическое развитие по ФГОС включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

   1) двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.  

  2) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,   овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

3) становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Подвижные игры способствуют увеличению двигательной активности детей, что очень актуально в наше время. Они влияют не только на физическое, но и на интеллектуальное развитие детей. Врач и педагог В.В. Гориневский  в результате медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие.

Физиологи давно доказали, что при любом движении тренируются не столько мышцы, сколько мозг ребенка. В подвижной игре увеличивается речевая активность детей, развивается умение сдерживать себя. Игра дисциплинирует детей, что является очень важным для подготовки детей к школьной жизни.

В каждой подвижной игре дети находятся в коллективе, поэтому им просто необходимы элементарные умения ориентироваться: не наталкиваться друг на друга, не отставать, находить свое место, то есть согласовывать свои движения с движениями других играющих. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно ребенку выполнить какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые разные движения.

Игры дают также широкую возможность общения взрослого с детьми. Дошкольники рассказывают, объясняют содержание и правила игры, что активизирует их вербальное и невербальное общение. Совместная игровая деятельность укрепляет отношения между детьми, между детьми и взрослыми. Для того чтобы увеличить двигательную активность детей, надо использовать подвижные игры и включать их в интегрированные виды совместной деятельности детей и взрослых.

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей, сенсорных и творческих способностей, но ее воспитательная ценность  зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Во – первых желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации  о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражение в подвижных  играх.

Во – вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплению, опуская 3 этап – совершенствование выполнения движений в подвижной игре.

В – третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, т.е. ограничивают принципом «Движение ради движения». Нужно сначала разучить игру с детьми, потом  закрепить  и только затем предложить варианты ее проведения. Но во всех играх  использовать основные движения уже разученные на физкультурном занятии. Если игра разучена на физкультурном занятии, то воспитателю легко организовать ее. При разучивании новой игры начните с ее правил (они вытекают из задач, поставленных в игре), уточните соблюдение правил безопасности.

Правила игры нужно излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести все изложенное в действиях. Объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации. Если игра знакома детям, то вместо объяснения  вспомнить  правила игры. Можно загадать загадку о физкультурном оборудовании, которое используется в игре, о героях игры. Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к усложнению правил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше и больше самостоятельности. Так, проводя с детьми  игру «Два мороза», воспитатель предлагает вначале такой вариант: кого «морозы осалят», тот остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем воспитатель усложняет задание: убегая от « морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает самим детям придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные.

Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывание ими подвижных игр и умение самостоятельно их организовать. Дети подготовительных групп могут организовать подвижные игры с малышами.

Перспективные планы, составленные по программе «Детство» дают возможность использовать подвижные игры по всем видам движений в зависимости от возраста детей, но это не означает, что другие игры использовать нельзя. Тематика игр разнообразна и позволяет подобрать игры любой направленности и для детей любого возраста. Необходимо помнить, что подбирать игры нужно с учетом подготовленности детей, овладения ими данным видом движений. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений. Кроме этого, не следует забывать о физической нагрузке, чередуя игры большой и малой подвижности. Целесообразно проводить не более 2-3 игр в младшем и 3-4 игры в старшем возрасте.

Игры малой подвижности - это игры с ходьбой, которыми заканчивают совместную двигательную деятельность детей и воспитателя:   успокаиваются в конце деятельности, стабилизируя дыхание и частоту сердечных сокращений. Чаще всего это игры на внимание в кругу. Если у ребенка недостаток дыхания и он тяжело дышит ртом, используйте упражнения на восстановление носового дыхания и релаксацию. Особое внимание следует обратить на детей подготовительной группы здоровья. Иногда целесообразно дать им индивидуальное задание, с меньшей физической нагрузкой. Яркий или бледный цвет лица говорит о перенапряжении ребенка – лучше остановить такого ребенка и вывести из игры.

Игры с бегом – игры средней и большой подвижности для детей. Такие игры развивают выносливость, дыхательную и сердечно – сосудистую системы ребенка, быстроту ответной реакции на сигнал.

Игры с прыжками – игры средней и большой подвижности с использованием различных прыжков. Игры, входящие в этот раздел, - самые нагрузочные, так как прыжки дают максимальную работу легким, сердцу и мышцам. Обязательно давайте отдохнуть через каждые 20 – 30 секунд.

Игры с мячом и игры на ловкость – игры на развитие внимания, глазомера и сноровки. Игры и игровые упражнения с мячом закрепляют умение хорошего владения им.

Игры с сохранением равновесия – игры малой и средней подвижности, удержание равновесия после каких – либо движений и в усложненных условиях. Такие игры важны для сохранения правильной осанки детей.

Игры с лазаньем и ползанием – игры малой и средней подвижности на развитие координации движений. Укрепляют мышцы плечевого пояса и рук, снимают вертикальную нагрузку с позвоночника.

Часть игр можно проводить на улице, часть – только в группе.

Целесообразно проводить не более 2-3 игр в младшем и 3-4 игры в старшем возрасте, чередуя их по нагрузке.

Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют эффекта в помещении. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке нужно проводить игры средней подвижности, учитывая общую усталость детей к концу дня.

Объяснение сюжетной подвижной игры дается детям после предварительной работы с ребенком по формированию представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных  игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей – о профессиях «Пожарные на учении», «Смелые верхолазы», «Альпинисты», «Маяк»,   явлений природы «Снежинки и ветер», русская народная игра «Вышло солнце из -  за речки» и другие (приложение).

 Распределение ролей.  Роли определяют поведение детей в игре. Дети старшего дошкольного возраста очень активны, и все в основном хотят быть водящими. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (это предупреждает конфликты); при помощи «волшебной палочки»; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще менять водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли. Для детей младшего дошкольного возраста выбор за воспитателем – выбираем детей в соответствии с их способностями.

 Руководя игрой, педагог формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Для примера можно взять подвижную игру «Колдун» (расколдовать пойманного ребенка, но сделав это правильно). В ходе игры нужно обратить внимание на выполнение  ребенком правил, тщательно анализируя причины их  нарушения

Т. О. Сюжетные игры нашли свое отражение в тематических недельных планах на группе.

На Руси, в старину эстафетой называли почту, которую доставлял гонец. Раньше так и говорили – «получена эстафета», «отправить эстафетой». Гонец мчался от одной почтовой станции к другой, здесь он передавал послание следующему, который на свежих лошадях вез его дальше, пока бумага не доходила до места назначения. В наше время эстафетой называют игру детей или спортивное соревнование команд в беге, в котором на определенном участке пути бегун сменяется товарищем и передает ему условленный предмет.

Эстафеты бывают: линейные (соревнующиеся стоят в параллельных колоннах), встречные (команда делится пополам и ее половины становятся в колоннах друг против друга).

Игры – эстафеты – одна из разновидностей бессюжетных подвижных игр с элементами соревнования. Они вполне доступны детям старшего дошкольного возраста. В этих играх уточняем правила (обязательно место положения оборудования, где начинать эстафету), игровые приемы, условия соревнований. Объединяя играющих в команды, нужно учитывать физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми, уверенными и активными. Специфика игр – эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сведена к минимуму.  Разнообразить можно и игры – эстафеты ( подготовительные группы). Главное в них не только совершенствование двигательных умений детей, но и развитие познавательных, сенсорных, творческих  способностей. Поэтому в содержание игр – соревнований желательно включать проблемные задания, которые активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение).

Варианты:

  1. Выложить по карточке фигуру из физкультурного оборудования;
  2. Выбрать кубик с цифрой по убыванию (возрастанию);
  3. Составить слово по карточке;
  4. Преодолеть препятствия и т.д.

При подведении итогов можно предлагать детям самим оценивать свои действия и действия товарищей. Это воспитывает у дошкольников чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность за свои поступки.

Таким образом, подвижная игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю  физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт играющих.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развивающей игры в полноценном развитии ребенка

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

Роль подвижной игры в развитии детей с ОВЗ

Рекомендации для родителей...

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития  физических качеств на уроках физической культуры»...

Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...