Родителям об обновленном ФГОС
презентация к уроку
Доклад и презентация о ФГОС-21 для информирования родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.45 КБ |
fgos_21.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Добрый день, всем присутствующим!
Сегодня на нашей встрече мы уделим внимание вопросу, вокруг которого уже чуть больше 10 лет ведутся споры о его необходимости, вреде и пользе.
Федеральные государственные стандарты нового поколения
Слайд 2. Если спросить мнения учителей и родителей о ФГОС, то не все хорошо о нем отзовутся. Сначала речь пойдет о сравнении содержания современных учебников с содержанием учебников прошлого века и начала 21-го.
Обязательно будет отмечено, что в из новых учебников пропала ясность формулировок, четкость инструкций и простота самих учебных заданий. Закономерно возникает вопрос: «Как тогда можно вообще на таком материале чему-то научиться?» И сразу же напрашиваются выводы, что введение новых стандартов дело не только бессмысленное, но и на вредительство похожее.
Но, тем не менее, предлагаю сегодня внимательнее рассмотреть именно цель и идеи этих нововведений. Может быть, сама реализация их не всегда удачна, проблем хватает, и их нужно решать, но сегодня хочется взглянуть глубже и разобраться, зачем вообще кому-то пришла в голову мысль провести реформу образования, если и так всё было отлично.
Слайд 3. Давайте вспомним школьные годы и заглянем в учебник русского языка для 2 класс, который относится к традиционной, советской системе.
Мы видим, что всё четко и ясно.
Упр. 1. Спишите. Подчеркните.
Упр. 2. Спишите. Подчеркните.
Списываем, подчеркиваем. ДЗ готово. Никаких проблем у большинства не возникает.
Но, кроме четнокости и ясности, которая как бы плюс, видится шаблонность заданий. Думать много над ними особо не нужно. Записываем, находим нужное слово, букву и подчеркиваем.
Слайд 4. Для промышленного общества прошлого века традиционная система образования отлично подходила. Нужно было строить заводы, параходы, запускать производство. Человек работал по определенному алгоритму, который ему показали, выполнял одно и то же каждый день, и всё у него хорошо и прекрасно, без всяких потрясений.
Слайд 5. Но времена меняются, сейчас всю эту рутинную работу замещают компьтеры и роботы, и процесс этот не останавливаться не собирается. Наше общество стало информационным. И то, что хорошо было раньше, сегодня уже не работает. Мы живем по-другому, а значит, учить и учиться нужно по-другому. Соответственно, перед образованием встают новые задачи, и главная из них – научить ориенрироваться в мире информации, у которой мало того, что огромный объем, так она еще и меняется практически ежедневно. А для того, чтобы уметь ориентироваться в мире информации, при обучении необходимы новые технологии, методы и формы.
Слайд 6. Если заглянуть учебник русского языка наших детей, чего мы только там не увидим. Автор, конечно, тоже дает задания сделать записи, как без этого, конечно же, никак не обойтись при изучении русского языка. Но это - лишь частью задания, и далеко не самая главная. Будет и много других, причем в двух заданиях одно и то может быть написано разными словами. Инструкция разная, суть одна.
Безусловно, базовое знание должно быть ясным и понятным, но необходимо, чтобы ученик учился применять его в различных ситуациях, в связи с этим мы и видим разнообразие учебных заданий.
И это делается не затем, чтобы запутать, а затем, чтобы у ребенка включился мыслительный процесс. Читая, он размышляет над каждым словом. Конечно, этот процесс не легкий и не быстрый, но когда изо дня в день он этому учится, это он постепенно привыкает к разным формулировкам и инструкциям. И что не менее важно, ребенок не впадает в ступор от нового, он привыкает разбираться в вопросе. А во взрослой жизни это очень важный навык.
Что еще изменилось с введением ФГОС нового поколения, кроме учебников.
Слайд 7. Во-первых, это роль учителя. При традиционной системе учитель дает готовые знания, ученик принимает и запоминает, далее их воспроизводит. Может быть, вы помните на уроках такое оценивание: чем ближе к тексту пересказ, тем лучше. А если наизусть, вообще прекрасно. Но были, конечно, учителя, которые ругали за зубрежку и объясняли, что главное понимать, а не выучить, и что объемы информации будут расти, и никакой мозг уже с этим не справиться, а толк от заучивания невелик. (на всякий случай, Пример доказательства теоремы).
Сейчас роль учителя стала принципиально другой, он в первую очередь организует детятельность учащихся. Детям необходимо самим научиться работать с информацией, анализировать ее, применять в новых условиях. Потому что человеку жизненно необходимо в XXI веке уметь учиться самостоятельно, образование в современном мире стало непрерывным, длится на протяжении всей жизни.
Слайд 8. Появляются новые технологии, и во многих профессиях меняется способ выполнения работы. Возьмем любые профессии (IT-специалиста, следователя, косметолога, работника банка, врача, юриста), то мы увидим, что информационные технологии со временем их изменили. Новое оборудование, новые программы, новые открытия в науке, новое законодателство в государстве, и работающему человеку нужно всё это мгновенно брать в работу, следить за новшествами и изменениями, если он желает оставаться успешным специалистом.
А еще вокруг нас много информации, которая может быть недостоверна, поэтому нужно уметь ее фильтровать, уметь крититечески оценивать. А кто не обладает этими навыками, получается, не справляться со своей работой.
Слайд 9. И теперь закономерно встает вопрос, а когда нужно начинать человеку осваивать эти навыки. Наверное, всё же разумно начинать именно в школе и продолжать профессиональных учебных заведениях, в том возрасте, когда человек наиболее интенсивно осваивает окружающий мир и его мозг лучше всего усваивает новые знания, умения, навыки. И учиться новому не может и не должно быть легко. Если было в чем-то легко, то, значит, этим знаием, умением или навыком ребенок уже убладал до этого, то есть ничего принципиального нового в развитии не произошло.
Здесь можно упомянуть и проекты и исследования, которые в этом помогают. Умение поставить цель, задачи, выдвинуть гипотезу, спланирововать ход работы, при необходимости его откорректировать, сделать выводы, пройтись вновь по задачам, увидеть, решены ли они в ходе работы – всё это необходимо уметь, чтобы воплощать в жизнь свои личные и профессиональные цели.
Слайд 10. Что произойдет, с человеком, который все годы учебы выполнял шаблонные задания, а затем на него обрушивается водопад информации? Ему будет крайне тяжело (а м.б. практические невозможно) адаптироваться в новых условиях. Каждый работадатель хочет взять на работу более эффективного работника, обладающего всеми этими навыками. Да и свою личную жизнь такой человек способен сделать ярче и интереснее.
Поэтому главная цель ФГОС максимально подготовить учащегося к жизни в информационном обществе.
Прежде чем перейти к следующему блоку информации о ФГОС, хотелось бы услышать ваши мысли и отклики по этому вопросу.
Время вопросов. (Каким вы видите современное образование. Пришло понимание зачем министерство меняет содержание образованя).
Тогда теперь я озвучу информацию об изменениях в стандартах. Как уже было выше отмечено, все очень быстро меняется, ФГОС не исключение.
Слайд 11. В прошлом 2021 году Министерством Просвещения были внесены корректировки в стандарты общего образования, и так появился ФГОС-21, который называют обновленным или ФГОС третьего поколения.
В этом учебном году в нашей школе по нему начали учаться 1 и 5 классы; теперь по этим стандартам будут учиться все будущие первоклассники; 2-4 классы начнут, когда перейдут в 5 класс, а 6, 8 и 9 класс продолжают обучение по стандарту 2 поколения.
Что же изменилось:
Слайд 12. Во-первых, это создание единого образовательного пространства. Это значит, что по все стране учащиеся должны изучать одни и те же разделы и темы по учебным предметам. Это необходимо, т.к. есть проблема, что в одной школе какой-либо раздел изучают, а в другой нет, а выпускные экзамены и др. работы для всех страны одинаковы. Теперь существует конкретный перечень разделов и тем необходимых для изучения по каждому предмету.
В будущем же планируется создание единых учебников.
Во-вторых, уточнены ожидаемые результаты освоения учебных программ.
Слайд 13. В-третьих, в 5 классе введен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на знакомство с культурой и традициями нашей страны.
В обновленном стандарте патриотическому воспитанию уделяется особое место.
Слайд14. Также в обновленных стандартах уделяется большое внимание функциональной грамотности, которая предполагает умение применять знания в жизненных ситуациях и подразделяется на 6 видов:
1) математическая (например,рассчитать сколько стройматериалов нужно приобрести на конкретную площадь; рассчитать процент дохода);
2) читательская (умение находить главное, выделять идею, критически оценить на достоверность, понимать инструкцию);
3) естественнонаучная (например, чтобы завести аквариум с рыбками, нужно знать какие виды уживаются друг с другом, какие условия нужно создать и пр.; дети занимаются поиском информации, в идеале приходят к выводу, что перед любым начинанием, необходимо получить информацию, создать проект в воображении, как всё должно быть);
4) финансовая (умение распоряжаться доходами, планировать расходы знать о видах вкладов, налогах, кредитах, акциях и пр.)
5) глобальные компетенции (направлены на развития навыков межкультурного взаимодействия, на понимание имеющихся общемировых проблем и процессов).
6) креативное мышление (поиск нескольких способов решения задания, умение найти нестандартный подход к делу или выход из ситуации, задания на смекалку, творческие задания, детективные задачки)
Развивать эти умения рекомендуется не только у тех, кто обучается по обновленным ФГОС, а у всех учащихся.
Зачем опять же это нужно? То, что ученик получил на уроке новую информацию (например, знания о фактах, собитиях, формулах и др,) - Это лишь первая часть процесса обучения.
Вторая часть – это научиться чему-то новому с помощью новой информации, применить ее в новых условиях.
Например, если вернуться к аквариуму с рыбками.
1 часть обучения (получение новой информации) – это узнать, какие виды рыб бывают, какие условия нужны рыбам, чем они питаются.
2 часть обучения (этап применения новых знаний) может представлять собой создание проекта или исследования, в ходе которого идет практическое применение знаний, что должно быть в аквариуме и зачем, чем эти виды рыб питаются, а можно ли их поселить вместе, если один хищник, а другой – растительноядный и т.д.
Чем больше практики, тем качественнее знание.
Механическое запоминание не есть полноценное знание. Настоящим знанием оно становится, когда включается в картину мира человека. Только при таких условиях происходят качественные изменения в личности.
На это и направлены задания на развитие функциональной грамотности.
Слайд 15. Еще одно нововведение, которое касается всех учащихся – это введение курса «Разговоры о важном», одно занятие в неделю, на котором классные руководили, на основе уже разработанных министерством материалов, обсуждают актуальные и важные события, происходящие в стране.
В течение 1 четверти проводились занятия под названием «1 сентября», «День учителя», «День отца», у каждого занятия своя тема, только в соответствии с возрастом различается материал.
Это были самые значимые изменения касательно ФГОС.
Слайд16. Надеюсь, мне удалось осветить вопрос, почему было решено изменить нашу традиционную систему образования, какие задачи, стоящие перед современным обществом и образование призван решать ФГОС.
Слайд17. Если появились еще мысли, давайте обсудим, если нет, то тогда спасибо вам за внимание. До новых встреч.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык, 2 класс, Закожурникова М.Л., 1970 г
Русский язык, 2 класс Канакина В.П., 2015
Роль учителя
Единое образовательное пространство Результаты освоения образовательных программ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования УУД на уроках английского языка в классах педагогической поддержки в условиях реализации требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Презертация теоретического материала и практические упражнения...
Направленность на развитие soft skills в обновленных ФГОС НОО/ФГОС ООО
В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта, нужно еще нечто. Но этому «нечто» сейчас, к сожалению, е...
Итоговый тест. Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя.
Итоговый тест....
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021
содержание обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021...
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...