Артикуляционные упражнения с иллюстрациями и стихотворным сопровождением
учебно-методический материал
Карточки для проведения артикуляционной гимнастики с иллюстративным и стихотворным сопровождением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazhneniya_s_illyustrativnym_i_stihotvornym_soprovozhdeniem.docx | 690.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционные упражнения с иллюстрациями и стихотворным сопровождением
(из книг Е.М. Косиновой «Уроки логопеда», «Азбука правильного произношения»)
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.
(О. Перова)
Бегемотики.
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.
Лягушка и слоник.
Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».
Змея.
Подражаем мы змее, Давай изобразим змею. Улыбнись, от-
Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и
Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повтори три-
Только так, а не иначе. четыре раза.
(М. Синицына)
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
(М. Синицына)
Часики.
Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.
Месим тесто.
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .
Блинчики.
Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.
(О. Перова)
Чистим зубки.
- Покажи, как язычок чистит зубки: улыб-
нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи-
сти» (води влево-вправо) за нижними зубами
под счёт (семь-восемь раз). - Теперь почисти за верхними зубами (рот
широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт
взрослого.
Киска сердится.
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.
Погладь киску.
Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.
Лошадка.
Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.
(М. Синицына)
Парус.
Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.
Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Маляр.
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.
Я сегодня утром встал
И посёлок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!
(Н. Тёгипко)
Качели.
Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.
(И. Тегипко)
Вкусное варенье.
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.
Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
(М. Синицына)
Чашка.
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.
(М. Синицына)
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.
(М. Синицына)
Грибок.
Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.
Дятел.
Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее).
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук — Раздаётся громкий звук.
(М. Синицына)
Комарик.
Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.
Прилетает по ночам,
Не даёт уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.
(М. Синицына)
Заведи мотор.
Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулём лихой шофёр,
«Дын-дын-дын»— гудит мотор.
(М. Синицына)
Сдуй снежинку.
Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Фокус
Чтобы фокус получился, надо:
1. Открыть рот;
- Сделать «чашку» (боковые края
языка прижаты к верхней губе,
а посередине остаётся желобок); - Положить маленький кусочек
ватки на нос; - Сделать вдох через нос;
- Сильно дунуть на ватку через рот
так, чтобы она взлетела вверх
(должен получиться звук, похо-
жий на [Ф], но не на [X].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционные упражнения для постановки основных групп звуков.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С» Загнать мяч в воротаВытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Наказать неп...
Игровые артикуляционные упражнения для малышей.
Любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. В целях профилактики речевых нарушений полезно выполнять артикуляционную гимнастику с 1,5 - 2 лет в игровой и веселой форме....
Комплекс артикуляционных упражнений для звука Р.
В материале предсталены карточки для выполнения артикуляционной гимнастики. На карточке изложено описание упражнения и иллюстрация....
Консультация для воспитателей "Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения"
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движени...
Картотека "Самомассаж кистей рук с использованием ребристого карандаша (в стихотворном сопровождении)".
Самомассаж ребристым карандашом начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряже...
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения
Биоэнергопластика- Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это ока...
Картотека кинезиологических упражнений со стихотворным сопровождением
Кинезиология относится к здоровьсберегающей технологии. Кинезиологические упражнения для дошкольников помогают синхронизировать работу полушарий, развивают тело, улучшают зрительно-моторную координаци...