Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников
консультация
Данная презентация содержит основную информацию о логоритмике, будет полезна для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_logoritmike.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией и с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. Главная задача логоритмики – воспитание и развитие ритма через движение путём развития слухового внимания. Логоритмические занятия – это методика, опирающая на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Основными задачами логоритмического воздействия являются: - развитие слухового внимания и фонематического слуха; - развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса; - развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; - воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; - развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; - формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; - формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Развитие неречевых процессов Ходьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения) Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Белозёрова Татьяна
Развитие внимания и памяти У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера, музыкального темпа, музыкального ритма Пальчиковые игры Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.
Развитие речи и коррекция речевых нарушений Развитие дыхания- один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
Развитие голоса Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека. Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот). Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо. Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д. Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией. Темп речи Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков. Интонационная выразительность речи Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент). Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный. Белозёрова Татьяна
Артикуляция К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти. Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет. Фонематическое восприятие Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие, как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами. Белозёрова Татьяна
Грамматика На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются детьми дошкольного возраста. Лексика В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей. Белозёрова Татьяна
Заключение Использование упражнений по логоритмике позволяет тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Ребёнок учится различать динамические оттенки музыки, определяет темп, ритм. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений. Белозёрова Татьяна
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Выступление на конференции....
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений.
Личный опыт в работе с логоритмикой...
Артикуляционная логосказка- как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
Артикуляционная логосказка...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников». НА 2017-2018 учебный год.
Актуальность темы:Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических заня...
Статья на тему: "Логоритмика - эффективный метод в работе с дошкольниками"
Цели и задачи логоритмикиЛогритмическое воздействие направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с млад...
Доклад учителя-логопеда на заседании МО «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»
Докладучителя-логопеда ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Струковой Л.А.на заседании МО «Организация работы по развитию речи у детей с огр...