Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов».
консультация

Ананьева Зоя Александровна

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx667.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности

«Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов».

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами

цвета (основные цвета спектра, белый, черный, оттенки);

формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, величины (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий и т. д.).

Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуко-высотные отношения, свои эталоны – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие.

А) Развитие ориентировки в цвете

  • На уровне сличения
  • На уровне показа по слову
  • На уровне самостоятельного называния
  • Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)
  • На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)

Б) Развитие ориентировки в форме

  • Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)
  • Показ по слову
  • Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)
  • Выполнение группировки по заданной форме
  • Обобщение (что бывает такой формы)
  • Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал).
  • Показ по слову.
  • Группировка по заданной форме
  • Обобщение (найди похожие предметы)
  • Ориентировка в двух контрастных величинах
  • Ориентировка в трех контрастных величинах
  • Учить обобщать предметы по величине
  • Учить различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)
  • Учить различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги).

Для организации воспитания и обучения детей очень важно вызывать и поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры, игровые пособия, которые должны привлечь внимание, заинтересовать.

Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. В играх дети получают, закрепляют определенный сенсорный опыт.

Дидактический материал по сенсорному развитию

Развитие ориентировки в цвете

  Игра «Посади бабочку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».

 Игра «Закрой окошко» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика».

 Игра «Перевези кубики» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики».

 Игра «Накорми куклу» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднения взрослый использует метод сличения (такая – не такая). Развитие ориентировки в форме

 Игра «Спрячь игрушку» Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой».

 Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

 Игра «Собери пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

Данные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, различает и выделяет качества предметов, сравнивает их по этим качествам и обозначает соответствующим словом.

Удачных игр!!!

Ваш учитель-дефектолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций  присуще ...

Работа с родителями детей группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста на тему Овощи

Работа с родителями детей с нарушением зрения на тему "Овощи". Описаны игры, беседы,которые родители могут использовать дома с детьми для закрепления знаний по лексической теме "Овощи&q...

Работа с родителями детей группы компенсирующей направленности младшего дошкольного возраста на тему Фрукты

Работа с родителями детей с нарушением зрения на тему "Фрукты". Описаны игры, беседы,которые родители могут использовать дома с детьми для закрепления знаний по лексической теме "Фрукты...

Консультация для родителей воспитанников группы компенсирующей направленности на тему: «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук....

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Играем вместе с мамой».

Уважаемые родители! Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов, как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза...

Консультация для родителей детей группы компенсирующей направленности «Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики».

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.Пальчиковые игры могут стать прекрасным ср...