Социальный проект для родителей "Поддержка".
проект

Ижбулдина Мария Викторовна

Консультация для родителей по теме «Вопросы преемственности детский сад  - школа – училище».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichno_evww.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме «Вопросы преемственности детский сад  - школа – училище».

Работа дефектолога заключается в коррекционной помощи детям с ОВЗ, в сопровождении их до выпуска их из нашего учреждения. Дефектология, говоря простым, доступным языком – это наука об особенностях развития детей с различными нарушениями, и о более эффективных способах обучения и воспитания. Дефектология объединила в себе педагогику, медицину и психологию, что в совокупности помогает всесторонне оказать помощь ребенку. Коррекционно – образовательная и развивающая работа идет параллельно, комплексно, что немало важно.

Каждая семья, имеющая особого ребенка, автоматически становится семьей с особыми потребностями. К сожалению, не всегда потребности семьи совпадают с их возможностями. Поэтому, каждый родитель уже немного педагог, психолог и медик, так как не всегда помощь приходит и оказывается ребенку вовремя, и родитель принимает на себя эти роли. Но, как бы родители хорошо не знали свое чадо, полноценную помощь будь то медицинскую, психологическую и педагогическую оказать не сможет. И на помощь приходят специалисты. Так и педагог, становится для ребенка немного да родителем, работая в постоянном контакте с ним, уже знает его интересы, вкусы, потребности, а также способы и методы воздействия, и соответственно, коррекции и развития ребенка. У вас, как у родителей, впереди большая работа – воспитать, обучить и адаптировать ваших детей к дальнейшей жизни, к социализации в обществе, а мы – педагоги – ваши помощники в этом нелегком деле. Делая совместно общее дело, взаимодействуя – можно добиться результата.

Работа трудоемкая, сложная, но возможная и в зависимости от диагноза, от времени начала сотрудничества со специалистами – может быть достаточно эффективной.

Все мы знаем, что помощь, оказанная вовремя - более продуктивная и значимая.

Рассматривая вопросы к нашей с вами встречи, таких как - трудности в обучении, социализации, в усвоении навыков самообслуживания; я пришла к выводу, что проблемы информирования о работе специалистов, о том, как осуществляется работа в наших учреждениях - существуют. О том, как в настоящее время обстоит дело в образовании – осведомленности, к сожалению, у родителей нет. И хорошо, что в этом году стартовал такой проект, помогающий нам с вами быть ближе, делится проблемами, радостями и, конечно же, опытом.

Говоря о проблемах социализации наших деток в обществе, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Так как им сложно найти себя среди других людей, вступить с ними в контакт, и в более взрослом возрасте – обслужить самих себя, прокормить себя и свою семью.

Даже при благоприятных условиях не всегда процесс социализации проходит равномерно. Под проблемами  понимается затруднение ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих проблем является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений в обществе и готовности ребенка к этим отношениям.

Решать проблемы адаптации детей, усвоения культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, мы начинаем с раннего возраста, с приема детей в детский сад. И продолжается эта работа и далее в школе, и проф учреждениях, и конечно же, все время в семье эта работа ведется.  Большинство родителей, считают, что главное – это обучение в школе, а детский сад – это игровая среда, где дети только гуляют, играют, едят да спят.  Но, именно начиная работу в саду, ребенком усваиваются определенные умения и навыки, готовящие их к дальнейшей жизни, и к тому же обучению в школе. Нельзя взобраться на седьмую ступень, не пройдя первые 6.

Итак, расскажу немного о том, как осуществляется работа с детьми в нашем дошкольном учреждении.  Какие детки к нам приходят, с какими трудностями мы сталкиваемся, и как решаем эти проблемы. Детский сад – это уже следующая ступень, после семьи, на которую мы «шагнули», и эта ступень достаточно важная для ребенка.

Наше учреждение – специализированное. Работа осуществляется как педагогами группы, так и узкими специалистами, а также мед. персоналом детского сада. Работа проходит комплексно, совместно, и достаточно отлаженно.

Так как сейчас наш детский сад посещают дети и с усложнёнными диагнозами – с ДПЦ, с нарушениями зрения, с аутистическими проявлениями. Дети разные, работа с ними проходит тоже по – разному.

К каждому ребенку – особый подход, свой способ установления контакта.

Чему же ребенок должен научится приходя в детский сад? Изначально – контакту. И уже в этом возникает наша первая трудность. Не всегда ребенок готов к контакту с чужими для него людьми. Не всегда готов пускать кого – то в свое личное пространство.

Ребенок, пришедший в детский сад, должен подчиняться определенному режиму, требованиям, нормам поведения. Например, сидеть за столом, кушать ложкой, а не рукой, не бегать и не забираться на стол, посещать туалет и т.д. Ребенок не хочет делать так, как ему говорят, он хочет скакать, бегать, он протестует, испытывает в этот момент трудности, дискомфорт. Мало того, что он находится в непривычной обстановке, без родителей, тут еще , кроме него, еще 10 таких же деток бегают, да еще требуют что – то и не разрешают «стоять на голове». Плюс к вот этому всему, добавляется и определенные нарушения, что тормозит процесс адаптации детей в группе. И, конечно же, требуется время, адаптационный период, чтобы ребенок принял эти требования к себе, и педагогу, чтобы понаблюдать за ребенком, выбрать определенную модель поведения с ним.

Не у всех, конечно, этот процесс затягивается, есть дети, доступные к контакту, охотно общаются со взрослыми и детьми, для них адаптация в учреждении приходит легче. Есть детки, которые «протестуют», не могут общаться из – за своего диагноза. Вот для них, адаптационный период затруднителен. Требуется время, чтобы ребенок начал доверять, и, хорошо, что он в раннем возрасте попадает в социальную среду, где ему поначалу приходится общаться. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее он в нее включится , и легче будет проходить адаптация.

Каким же образом происходит привлечение ребенка к процессу? На помощь приходят и другие дети, готовые к общению, и помощница – игровая деятельность. Привлекаем внимание с помощью разнообразного дидактического материала, посещаем занятия воспитателя, педагога – психолога, учителя – дефектолога, музыкального руководителя. Смена деятельности и различные занятия, разные по направленности и содержанию, благотворно влияют на развитие детей, на «включение» их в процесс работы детского сада. Вызываем у ребенка положительные эмоции, охоту, потребность в общении.

Соблюдается щадящий, охранительный режим: это, прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка. Эмоциональное состояние детей очень важно для нас, и очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку..

Хотелось бы отметить, не всегда у ребенка может быть положительная динамика в обучении. Он еще может не уметь узнавать цвета, собирать конструктор или матрешку по величине, зато в социализации, адаптированности, в привитии навыков самообслуживания – как правило, бывает большой скачок.

Раз мы так плавно перешли к обучению, давайте уже погорим о нем.

Начнем с общих проблем у детей с ОВЗ. Обратите внимание на слайд.

  1. Ограниченные представления об окружающем мире. Не имеет представления о себе, о природе, о семье. Ребенок не только не знает, но и с трудом понимает речь окружающих. С трудом воспринимают тот или иной материал.
  2. Повышенная впечатлительность, тревожность, болезненные реакции на тон голоса, частая смена настроения.
  3. Характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми, раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на заданиях. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
  4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
  5. С трудом привлекаются к любой деятельностью, если привлекаются, то на короткий промежуток времени, не всегда заинтересованы в конечном результате.
  6. Некоторые не принимают помощь педагогов и не всегда адекватно на нее реагируют : кричат, бросают материал на пол, специально наводят беспорядок в группе и т.д.

С этими трудностями мы сталкиваемся каждый день и в обычной жизни и на занятиях. Для этого и нужны специалисты, которые «разбудят» в детях их познавательный и учебный интерес.

Каким же образом начинается обучение в детском саду?

Эту работу выполняет весь педагогический коллектив. Как воспитатели, так и дефектолог, психолог и муз. работник. У каждого из нас – свои цели и задачи, свои методы работы. Но, не смотря на разнонаправленность работы, всех нас объединяют – дети и желание им помочь и научить.

Основная цель воспитателя - организация пребывания детей в учреждении, проведение игр и занятий с детьми, контроль их безопасности и состояния здоровья.

Это только цель, а вот задач у воспитателя и педагогов намного больше - сюда отнесем и навыки общения детей друг с другом, и усвоение навыков самообслуживания, привитие положительных качеств и уважения к себе, к окружающим, природе, правила поведения в обществе и т.д.

Работа воспитателя тесно взаимосвязана с работой педагогов.

Работа дефектолога с детьми начинается задолго до прямого контактирования с ними – просмотр протоколов ПМПК, составление характеристик, далее наблюдение за детьми в группе и вне ее, после этого возможен контакт и далее обследование (диагностика). Диагностика проводится при условии хорошего настроения и самочувствия ребенка. Используется психолого – педагогическая диагностика под редакцией Е.А. Стребелевой. Включает в себя 10 заданий, и оценивается от 1-4 баллов.

4 балла – при условии самостоятельного и правильного выполнения задания, 1 балл – если ребенок отвергает задание, не принимает его, ведет себя не адекватно в процессе диагностики.

После проведения обследования уже определяется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, то есть, как мы будем работать с ним в течение года.

Работа с детьми осуществляется по специальной программе «Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б.Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой в следующих направлениях:

- формирование навыков самообслуживания

- ознакомление с окружающим и развитие речи

- развитие предметно-практической деятельности

- обучение игре

- изодеятельность

- музыкально-ритмические занятия

Программа доступная, с учетом особенностей и возраста детей. Расписана она по разделам, и включает в себя задачи, которые ставят для себя педагоги при работе с детьми в течении года.

Работа с детьми осуществляется как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях ежедневно по темам, утвержденных учреждением детского сада.

Учитель – дефектолог проводит занятия по развитию речи, познавательному развитию (ФЭМП, ознакомление с окружающим миром, конструирование), социально – коммуникативному развитию (сюжетно – ролевая игра). Занятия проводятся параллельно с педагогами групп (лепка, аппликация, рисование). Время занятий варьируется в соответствии с возрастом детей 15- 30 минут.

Например, …. Фрукты.

Если это развитие речи – то мы рассматриваем их, как на картинках, так и натуральные, либо муляжи.

- отгадываем загадки, знакомим со стихами о фруктах, составляем рассказы с помощью картинок и т.д.

- на математике – считаем, знакомим с цветом, формой (круг, овал, треугольник), величиной, сравниваем.

- на конструировании – складывание из разрезных частей – картинки с изображением фруктов.

-играем в подвижные игры по теме, учим бытовым действиям – «Поход в магазин за фруктами».

А воспитатели на своих занятиях – используют различные игры по данной теме, рисуют, лепят, выполняют аппликацию.

А также на наших занятиях мы используем пальчиковые игры и физминутки, пескография, занимательные задания, направленные на развитие высших психических функций, очень большое значение отдается развитию сенсорному восприятию, так как именно с него начинается познания мира ребенком.

Также достаточно широко используется ИКТ, - использование ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Занятие, включающее слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

С помощью игровых моментов, методик по развитию внимания, памяти и других высших психических функций, мы привлекаем детей к совместному процессу. Используя яркие, красочные наглядности – помогаем легче воспринимать учебный материал, учим рассматривать и наблюдать. А если использовать во время занятия сюрпризные моменты, то ребенку захочется узнать, что же будет в конце, а это и есть его волевые усилия, дисциплина, и контроль. И при благоприятных условиях обучения и воспитания, трудности в развитии и обучении -  корригируются, сглаживаются.

Одним из главных занятий  - является сюжетно – ролевая игра. Вот здесь как раз идет речь о социальном развитии ребенка, о социализации.

Большая часть времени в детском саду отводится игровой деятельности. Это настольные и подвижные, игры на свежем воздухе, игровые моменты в ходе занятий у педагогов, а также сюжетно – ролевая игра. Играя, мы обучаем детей навыкам самообслуживания, трудовой деятельности, счету, знакомим с литературой, сказками и т.д. Благодаря игре, мы помогаем детям социализироваться в дальнейшей жизни. Обыгрывая жизненные ситуации – воспитываем у них правильное поведение в обществе, учим общению друг с другом, и с окружающими, воспитываем положительное отношение к семье, природе, животным; учим адекватной реакции на происходящее вокруг. Например, игры на укрепление семейных ценностей «Семья», «Моем куклу», «Новый год», поведению в общественном месте с помощью игр «Транспорт и ПДД», «Магазин» и т.д. прививаем любовь к природе и животным «Поездка в зимний лес», «В деревню к бабушке». Овладевая этими навыками, ребенок существенно обогащает собственный жизненный опыт. Важно, чтобы у ребенка возникло желание, стремление поддерживать в порядке себя и окружающее  вокруг него, по возможности улучшая за счет собственных трудовых усилий. Важно, чтобы у ребенка была потребность в ориентировке на хорошее, доброе начало в каждом человеке.

В заключение стоит отметить, что если знания, давать детям насильно,  то  они душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Посещая наш детский сад, дети оказываются в благоприятных условиях, которые позволяют подготовить их к обучению в специальной  коррекционной школе. А там, под чутким руководством учителей, грамотной и действительно профессиональной работы школы, двигаться далее, получая образование и специальность.

На уроках социально – бытовой ориентировки в школе, детей обучают, как и в детском саду на занятиях сюжетно – ролевой игры обыгрывать знакомые жизненные ситуации.

С какими же проблемами сталкивается ребенок дальше? После выпуска из школы, не всегда ребенок может полноценно жить нормальной жизнью обычных людей. Если диагноз тяжелый, то возникает вопрос о том, как ему дальше себя обслуживать в жизни. Поэтому у родителей тоже впереди большая работа – научить детей бытовым навыкам – сходить за хлебом, за продуктами, посчитать сдачу в магазине, или в транспорте дать денег за проезд.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт,  получают проф образование в колледжах, училищах, что облегчает  процесс интеграции их в общество.

Пед колледж – ткацкая мастерская, оформляется лицензия на портного.

20 училище – механико – строительный колледж :

-автослесарь – диплом

- штукатурно – малярное дело.

133 училище – повар – кондитер – свидетельство – курсы

72 – колледж – мастер по обработке цифровой информации

Выпускники школ имеют достаточно туманное представление о своем будущем обусловленное социальной ситуацией их развития.

Сейчас приоритетными задачами в современной дефектологии является как раз создание системы раннего выявления нарушений в развитии, ранняя комплексная помощь, инклюзивное образование, работа с семьей.

В последние годы в России наблюдается положительная тенденция в системе образования детей с ОВЗ.

Сегодня существуют 3 подхода к образованию детей с ОВЗ, в соответствии с которыми родители могут выбрать вариант получения образовательных услуг:

- дифференцируемое обучение в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с различными нарушениями;

- интегрированное обучение в отдельных классах для детей с ОВЗ на базе общеобразовательных учреждений;

- инклюзивное обучение детей с ОВЗ в одном классе совместно с обычными детьми.

Все это, конечно, красиво звучит теоретически, на практике еще такой готовности к инклюзии нет.

Прошу обратить внимание ! при выборе варианта и формы получения образования необходимо учитывать не только особенности развития и индивидуальные возможности конкретного ребенка, но и готовность образовательного учреждения к его обучению.

С 1 сентября 2016 года начнется реализация стандартов для детей с ОВЗ. К этому времени необходимо будет провести большую подготовительную работу не только нормативно – правовую и организационную, но и подготовку педагогов (то есть обеспечение кадрами). Сейчас недостаточная готовность педагогов к обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."

Тема: "Формирование социальных установок на здоровый образ жизни."Цель: Формирование социальных установок на здоровый образ жизни,ответственного подхода и позитивного отношения к своему умственному, э...

Социальный проект "Табакокурение как социальная проблема"

  С социальным проектом  "Табакокурение как социальная проблема" ребята , входящие в актив  районного Содружества детских общественных объединений "Аист" принимали участие в областном конкурсе социаль...

Социальный проект «Социальная квартира как одна из эффективных форм поддержки и подготовки выпускников школы-интерната к самостоятельной жизни»

Актуальность создания программы      Новые социально-экономические условия в стране затрудняют выпускникам школ-интернатов жизненное и профессиональное самоопределение, адапта...

Методические рекомендации по поиску средств и социальных партнёров для реализации детских социальных проектов

С развитием в городе детского движения всё больше мы говорим о социальной проектной деятельности. Работая над социальным проектом, дети не только заявляют о проблеме, а под руководством координатора –...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

"Социальное проектирование. Структура социального проекта"

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, яв...