Памятка по звуковому анализу
консультация
Составляя звуковую схему слова
- Произносим слово, четко проговаривая каждый звук.
- Определяем первый звук, выделяя его голосом. Произносим его.
- Определяем, гласный это звук, или согласный.
-При произношении гласных звуков никаких препятствий для выдыхаемого воздуха во рту нет, гласные звуки поются голосом (выше-ниже). Их всего 6: А, О, У, Э, Ы,И. Обозначаются гласные звуки красным кружочком или квадратом.
-При произношении согласных звуков препятствием выдыхаемой воздушной струе могут быть
язык (Л, Т и др.), губы (П, Б), зубы (С, З), губы и зубы (Ф, В), смычка между небом и корнем
языка (К, Г) и т.д. Согласные звуки обозначаются синим и зеленым цветом.
- Если звук согласный:
-определяем, твердый он, или мягкий, на слух. Звук И, стоящий после согласного, всегда смягчает его. Можно проверить, произнеся звук и твердо, и мягко. Например, спросить у ребенка, произносим Липа или Лыпа, Лупа или Люпа и т.д.
Йотированные гласные буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают мягкость согласного, т.е смягчает
предыдущий согласный. Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных
звуков.
Чтобы определить твердость и мягкость можно предложить обратить внимание на артикуляцию:
при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, более напряжённые, язык
напрягается, приближается к зубам, спинка поднимается к нёбу, создавая дополнительную
преграду. (Закройте глаза и произнесите звуки м – м’, б – б’).
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Мягкий звук обозначаем зеленым цветом, твердый-синим.
-Определяем, звонкий это звук, или глухой. Звонкие согласные состоят из голоса и шума.
Глухие – только из шума. Проверяем, приложив ладонь к горлу. Если при произношении
чистого, без призвуков (т.е. напр-р, не бэ, ка, сэ, тэ, эм, и т.д. а б, к, с, т, м) звука, горло
вибрирует-звук звонкий, если нет-глухой.
Прижмите уши руками, произнесите звуки: б – п, з – с, д – т и т.д. Если в ушах звенит,
значит это звонкий согласный. Если не звенит – глухой.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
- Аналогично рассматриваем каждый звук в слове.
- «Прочитываем» слово, произнося каждый звук отдельно (ЛЬ, И, П, А. Л, У П, А), ведя
пальцем под схемой. (Как «Звуковая азбука»: нажимаешь на кнопку-фишку, получается
звук)
- Читаем слово, которое получилось.
- Определяем, сколько звуков в слове.
- Определяем, сколько гласных звуков.
- Определяем количество слогов. (По количеству гласных звуков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа в старшей логопедической группе
Знакомство детей с понятиями «звук», «неречевой», «речевой», дифференциация данных понятий на практике....
формирование навыков звукового анализа при алалии
разработка поможет сформировать первоначальные звуковые навыки у детей с алалией...
Схема звукового анализа
При обучении детей звуковому анализу, я использую различные схемы-помощники, что позволяет нудную работу сделать понятной и превратить в интересную и яркую игру....
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями
Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...
Памятка для родителей: "Как обучить ребёнка звуковому анализу слов?"
Данная памятка станет подспорьем для родителей при выполнении с ребенком звукового анализа слова...
Практикум для воспитателей «Формирование звукового анализа (звуковой аналитико – синтетической активности) у дошкольников»
В практикуме представлена последовательность формирования аналитико - синтетической аквности у дошкольников. выделены основные задачи, которые ставятся на каждом этапе....
Памятка "Звуковой анализ слова. Составление схемы предложения"
Шпаргалка для родителей и педагогов ДОУ....