формирование навыков звукового анализа при алалии
методическая разработка по теме
разработка поможет сформировать первоначальные звуковые навыки у детей с алалией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza_pri_alalii.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование начальных навыков звукового анализа
При алалии ребенок не может полноценно научиться говорить, в том числе потому, что с трудом улавливает порядок звуков в словах, поэтому плохо запоминает их и легко забывает. Этот недостаток обязательно нуж но преодолеть, а для этого сформировать у ребенка первоначальные на выки звукового анализа различных единиц речи: звукосочетаний, слогов, простейших слов.
Прежде чем обучать ребенка фонематическому восприятию последовательности звуков в слове, нужно составить у него представление о последовательности во обще. Это удобнее сделать на основе анализа зрительного ряда, который (в отличие от звукового, где звук сменяет звук) может находиться перед глазами у ребенка весь сразу и целиком.
Операции со зрительным рядом
Чтобы научиться воспринимать и анализировать зрительный ряд, ребенок должен освоить понятия: сначала и потом.
♦ Играйте в разноцветные кубики. Ребенку нужно выкладывать кубики в ряд, повторяя вашу последовательность. Сначала используйте только красные и зеленые кубики (поскольку с этими цвета ребенку уже знакомы). Кладете зеленый кубик и го ворите: Сделай, как я. Показывайте на свой кубик, жестом объясняйте, что ребенок тоже должен взять кубик. Если он не поймет, что нужно брать именно зеленый, объясните: Клади зеленый куб. Такой же. Пока зывайте на свой кубик и другой такой же — на столе. Если задание все равно не понятно, объясните через помощника (пусть тот выкладыва ет за вами ряд). Сперва выкладывайте ряд из двух кубиков. Следите, чтобы ребенок размещал кубики слева направо. В дальнейшем следи те за этим всегда.
♦ Выкладывайте ряд из трех кубиков. Располагайте их в разной после довательности. Комментируйте: зеленый, красный и т.д. Пусть ребенок запоминает названия цветов. Он должен выкладывать кубики так же, как вы.
♦ Желательно увеличить ряд до пяти кубиков. Добавьте еще один цвет: желтый.
♦ Меняйте местами два кубика. Сначала — крайние, затем в любом по рядке. Ребенку нужно делать то же самое со своим рядом. Говорите: Сделай, как я.
♦ Попробуйте поменять местами сразу три кубика. Ребенок должен по вторить.
♦ Кладите кубики в ряд и говорите: Сначала я положу зеленый, потом — красный, потом — желтый, потом — красный. Делайте акцент на слова «сначала» и «потом». Пусть ребенок выкладывает ряд следом за вами.
♦ Пусть ребенок выполняет предыдущее задание, опираясь только на словесную инструкцию. Говорите: Сначала положи красный (дожди тесь, пока он сделает это, если нужно, помогите ему), потом положи зеленый, потом — желтый и т.д.
♦ Положите два кубика, ребенок должен смотреть, что вы делаете. Спро сите: Какой я положила сначала? Пусть ребенок покажет. Затем спро сите: Какой я положила потом?
♦ Подобные задания выполняйте с разноцветными кружками.
Теперь у ребенка нужно сформировать представления о начале и конце ряда.
♦ Выкладывайте кубики. Комментируйте, какой вы положили снача ла, какой — потом. Покажите ребенку на начало ряда, скажите: Вот тут — начало. Покажите на конец, скажите: Вот тут — конец.
♦ Это же задание выполняйте с кружками (с другими предметами) мно гократно. Ребенок должен запомнить слова «начало» и «конец» и хорошо усвоить, что они означают.
♦ Горизонтально кладите перед ребенком продолговатые предметы (карандаш, полоску бумаги, ленточку и т.п.), просите показать, где у предмета начало, где конец. При необходимости подсказывайте.
Операции со звуковым рядом
Понадобятся отдельные карточки с изображениями формы рта при произнесении гласных звуков (раньше вы рисовали эти символы на бумаге).
А О У Ы
♦ Напомните ребенку значение изображений. Показывайте карточку, он должен называть соответствующий гласный звук.
♦ Выполняйте задание наоборот. Называйте гласный звук, ребенку нуж но показать карточку.
♦ Называйте гласные звуки и кладите в ряд карточки с их изображения ми. Затем ведите пальцем по получившемуся ряду и комментируйте: Сначала — А, потом — У, потом — О и т.д. Выполняйте задание мно гократно, выкладывая символы звуков в разной последовательности.
♦ Положите в ряд две карточки, спрашивайте: Что идет сначала? Что — потом? Ребенку нужно называть звуки.
♦ Это задание делайте с тремя карточками (если получится, то с боль шим числом).
♦ Выложите на стол все карточки, обозначающие гласные звуки (впе ремешку). Называйте гласный звук, ребенку нужно выбрать из кучки подходящую карточку и положить перед собой. Называйте следующий гласный, ребенок должен найти соответствующую карточку и поло жить рядом с первой.
♦ Это же задание выполняйте с большим количеством звуков. Спра шивайте у ребенка, показывая пальцем на его ряд: Что идет сначала? Что — потом ?
♦ Задавайте ребенку эти же вопросы без указывания на символы звуков.
♦ Кладите в ряд две (затем — три) карточки. Ребенок должен последо вательно произнести звуки. Предварительно выполните это задание сами, чтобы он понял, что от него требуется. Называя звуки, показы вайте на соответствующие символы.
♦ Выложите ряд из нескольких карточек (трех и больше). Спрашивай те: Что в начале? Что в конце? Показывайте пальцем в начало и ко нец ряда, в дальнейшем ребенку нужно выполнять задание, опираясь только на ваши слова.
♦ Положите в ряд несколько карточек. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Еще что потом? Еще что потом? Что в конце?Для нача ла ведите пальцем по карточкам, чтобы ребенок не упускал из виду их последовательности. Затем ему нужно опираться только на ваши сло ва. Упражнение выполняйте многократно, меняя порядок звуков.
♦ Скажите ребенку: Положи сначала А, потом — У. Он должен выклады вать карточки.
♦ Количество звуков нужно увеличить до трех. Говорите: Положи сна чала А, потом — О, в конце — Ы. Задавайте вопросы по поводу ряда: Что в начале? Что потом? Что в конце? Меняйте порядок вопросов.
♦ Положите две карточки. Молча показывайте на них по очереди. Ре бенку нужно произнести соответствующие звуки.
♦ Поменяйте карточки местами, снова покажите на них. Ребенок должен произнести звуки в обратной последовательности. Если смысл двух последних заданий ему непонятен, объясните через помощника. Два предыдущих задания пробуйте выполнять с тремя звуками. Произнесите два гласных звука, чтобы ребенку был виден ваш рот. Спросите: Что в начале? Повторите те же звуки. Ребенку нужно назвать первый звук.
♦ Это же упражнение выполняйте с различными комбинациями двух гласных звуков. Произносите их так, чтобы ребенок не мог видеть вашей артикуляции.
♦ Произносите по два гласных звука. Спрашивайте: Что в начале? Что потом? Ребенку нужно по порядку называть звуки.
♦ Это же упражнение попытайтесь выполнять с тремя гласными звуками.
♦ Произносите два гласных звука, меняя их местами (например: АУ — УА и т.п.). Ребенку оба раза нужно определять, какой — первый, какой — второй.
♦ Произносите два согласных звука. Спрашивайте: Что сначала? Что потом ? Артикулируйте внятно, между звуками делайте небольшие пayзы, чтобы они не сливались. Используйте только те звуки, которые ребенок хотя бы как-то умеет произносить.
♦ Это же упражнение выполняйте, меняя звуки местами.
♦ Произносите закрытые слоги (например, AM, АП). Произносите внятно. Выясняйте у ребенка, какой звук первый, какой второй.
♦ Это упражнение делайте с открытыми слогами (МА, ТА). Если ребенку трудно различить второй звук в слоге (так как он сливается с первым), произносите слог повторно, несколько разрывая в нем звуки. Затем снова повторяйте слитно.
♦ Произносите слоги (закрытые и открытые). Спрашивайте у ребенка. Есть ли в слоге тот или иной звук. Например: Есть — А? Есть — М? Ребенку нужно отвечать: есть (да) или нет. Произносите слоги по нескольку раз.
♦ Это же упражнение выполняйте со словами из трех звуков: согласный + гласный + согласный (например, дом, кот). Звук, наличие которого ребенку нужно определить, произносите акцентированно. Пусть ребенок пробует определить, какой звук в слове первый, какой — последний. Спрашивайте: Что в начале? Что в конце? Пусть пробует определить последовательность звуков в слове: Что в начале? Что потом? Что в конце? Произносите слова слитно, затем разрывая на звуки.
♦ Последние три задания выполняйте со словами из трех звуков: гласный звук + согласный + гласный (например, ура).
Речевой материал
Слова из трех звуков: дом, кот, сок, бок, нос, сон, мак, лук, лак, сор, рот, суп, дым, душ, шар, сом, сук, сын, сыр, пот, пар, ком, шум ,ухо, уши (на конце слышится |Ы]), агу, ура, ага, осы, ужи (на конце слышится [Ы|), Ира, угу, алло.
Правила занятий с детьми
□ Подбирайте для фонематического восприятия и звукового анализа слова, звуки в которых пишутся так же, как слышатся. Не используйте на конце слов звонких парных согласных — они оглушаются (сад звучит как сам).
□ Это же правило относится к подбору закрытых слогов.
□ Для всех заданий используйте только твердые согласные звуки.
□ Не используйте безударные гласные звуки, которые теряют свое зву чание (оса звучит как аса).
□ В упражнениях, где ребенку нужно произносить звуки, употребляйте только те звуки, которые он умеет выговаривать (хотя бы и не совсем точно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".
Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи».
Дети с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза, прежде всего, дифференцировать звуки при восприя...
Развитие навыков звукового анализа и синтеза как способ формирования правильного чтения и грамотного письма
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза крайне важно не только для развития устной речи, но и для формирования навыков правильного чтения и грамотного письма, для чего, пр...
тЕХНОЛОГИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Система работы по формированию фонематических процессов у дошкольников...
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
Карточки для проведения занятий по формированию звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...
Серия конспектов занятий "Звуки согласные" по развитию фонематических представлений и формированию навыков звукового анализа и синтеза
Содержание занятий ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5 - 6 лет....
Формирование навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места т...