Работа с "трудными" детьми
консультация

Анастасия Александровна Змаева

Работа с "трудными" детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_deti.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдая за учащимися в школах города Воронеж,оказывая им психолого-педагогическую помощь, мы сделали вывод о том, что изначально адекватные, приятные в общении малыши по тем или иным причинам часто становятся «трудными» детьми и подростками. Почему так происходит и что с этим делать? Данные вопросы часто волнуют учителей, так как именно учителя-предметники являются для школьников главными и нередко единственными Учителями на школьном отрезке жизненного пути, длиной в 11 лет.

Условно учащиеся были нами соотнесены с пятью типами «трудных» детей:

1 – конфликтные, грубые, непослушные, обманщики;

2 – провокаторы, заносчивые, высокомерные;

3 – жестокие, злые, агрессивные;

4 – дети и подростки с бурными проявлениями эмоций (слезы, истерики, переживающие);

5 – отстающие в учебе (ленивые, вялые, с низкой трудоспособностью).

Каким образом особенности поведения и самовыражения детей перечисленных типов связаны с семьей (родителями):

1-й тип. а) родители сильно зависят от социального мнения, карьера и деньги для них на первом месте. Детей подавляют авторитарным стилем общения «Я всегда прав!», не разрешают спорить и отстаивать свою точку зрения. Как результат – дети впитывают установки родителей о важности карьеры, социального статуса и положения в обществе, но страдают от авторитарного стиля воспитания. И поскольку разрядки в семье у таких детей нет (родители не позволяют), негатив они несут в школу, где командуют, грубят, подавляют, пытаясь стать авторитетными личностями.

б) родители социально не состоявшиеся, семьи малоимущие, социальный статус низкий. И в школе дети часто «срывают зло» за сложившуюся в семье ситуацию на учителях и сверстниках. Они по-другому самовыражаться пока не умеют.

2-й тип. Родители основные воспитательные моменты пускают на самотек, много работая (чтобы обеспечить семью), часто заняты собой (карьера, досуг и т.п.). У детей при этом появляется возможность бесконтрольно общаться с разными категориями людей как очно, так и через интернет, в котором их учат неконструктивным способам общения с людьми и призывают к непослушанию в школе и дома. При этом родители подавляют попытки детей отстоять свою точку зрения, вызывая у последних негативные эмоциональные реакции. В ситуации воздействия на сознание такого ребенка, реализуется сильнейшее, с его стороны, сопротивление, приобретающее формы заносчивости и высокомерия (так как знания о конструктивных способах взаимоотношений отсутствуют). И такой стиль общения укореняется в сознании ребенка и проявляется в повседневной жизни, в том числе в школе.

3-й тип. Во многих случаях это результат жестокого обращения в семье родителей с детьми (по разным причинам: родителей самих так воспитывали или они «мстят» таким образом своим родителям или др.). Такие дети – категория суицидального риска в том случае, если направляют свою агрессию против себя. В других случаях они свою накапливаемую агрессию направляют на социальное окружение.

4-й тип. В семьях таких детей чаще всего родители используют смешанный стиль воздействия – требуют показателей социальной успешности (хороших оценок, послушания), одновременно применяя грубость и авторитарный стиль воспитания. Как следствие, дети неуверенны в себе, не признают и не любят себя, ненавидят и боятся родителей. Они так же относятся к категории суицидального риска.

5-й тип. У ленивых вялых детей часто проявляется наследственность или имеется сопутствующее заболевание гормонального, невралгического или психического статуса.

Наибольшую опасность для себя и для окружающих представляют дети, условно соотнесенные нами с 4-м типом (истеричные, бурно проявляющие эмоции), которые в какой-то момент срываются (их «ломают» или дети сами переходят все грани терпения) и начинают (как в 3-м типе) проявлять агрессию, злобу и жестокость. Получается «гремучая смесь» - «агрессивного истерика». Такое разворачивание ситуации педагоги считают наиболее сложным в работе.

Как работать с такими детьми

1 тип. Один из самых действенных способов – групповые беседы с учащимися (на уроках, классных часах). Цель: заинтересовать «трудных» учащихся необходимой информацией, чтобы они начали ее осмысливать. Спустя какое-то время дети говорят, что, вскользь услышанная ими, мысль, полностью изменила их мнение о каких-либо ситуациях и способах реагирования на них.

2 тип. Вести себя с детьми таким образом, чтобы стиль взаимоотношений был полной противоположностью внутрисемейным. Т.е. если родители невежливо общаются с детьми, очень действенной проявила себя тактика демонстрации искреннего огорчения и сожаления по поводу поведения рассматриваемых учащихся. Цель: пробудить к себе у ребенка уважение и доверие. Спустя короткое время с ним будет в несколько раз легче общаться. Имеются многочисленные факты, когда ученик нагрубил учительнице, а уходя, посмотрел на ее огорченное выражение лица, всю ночь переживал, а на следующий день извинился. Это переломный момент. Здесь можно пойти в чем-либо навстречу учащемуся (например, помочь с решением задачи и поставить 3-ку двоечнику). Все, ребенок будет прислушиваться к такой учительнице и защищать ее. А вера в информацию, навязываемую случайными знакомыми, ослабнет.

3 тип. В классе можно поинтересоваться (в процессе беседы) мнением «трудного» учащегося о том или ином явлении, слове, поступке. Или спросить, что означает какое-либо слово или словосочетание (например, «забить стрелку» и т.п.). Ученики уважают учителей, которые не боятся говорить о том, что есть непонятные для них моменты, и уважают учащихся, ценя их мнение. Такие учителя вызывают уважение и желание поддерживать дисциплину на их уроках. Это первый шаг к процессу изменения осознания учащимся своего «разрушающего» поведения.

!!! Здесь уместно отметить, что следует отличать грубых, агрессивно настроенных школьников от патологически агрессивных, асоциальное поведение которых провоцируется психическими расстройствами. Мы говорим об особенностях общения с психически здоровыми, но «педагогически запущенными» в плане воспитания детьми.

4 тип. Эффективно подчеркивать положительное в таких детях. Не лицемерно, по факту: красивое оформление реферата, приятный голос при пении, грамотно выполненная работа, проявление лидерских качеств. Дети ждут этого и не находят в семье. Цель: повышение самооценки учащихся, пробуждение веры в себя и свои силы, развитие чувства уважения к педагогам, любовь к окружающему миру. Это и есть тот ресурс, который будет поддерживать ребенка и поможет научиться отстаивать свою точку зрения.

5 тип. Индивидуальный подход (дополнительные задания, частично домашнее обучение и др.). Не акцентирование внимания класса на их отсталости, не допущение высмеивания таких детей сверстниками. Цель: повышение грамотности учащегося, снижение вероятности появления с его стороны патологических мыслей и навязчивого желания отомстить сверстникам или учителям за свое унижение.

 Работа с родителями

- Общаясь с родителями «трудных» детей главное дать понять, что при их непосредственном участии и своевременном следовании психолого-педагогическим рекомендациям, любую конфликтную ситуацию можно предупредить.

- В беседе начинать с маленького, но плюса (как бы сложно это не было). Подсознательно родители ждут этого и мечтают услышать хорошее о своих детях, но со временем отчаиваются и озлобляются. И если услышат позитивное, то ради такого учителя готовы на многие уступки, в том числе и на пересмотр своих неконструктивных стереотипных взглядов на воспитательный процесс.

- Вместо озвучивания проблемного факта, конкретного для класса, обратиться к родителям с отвлеченной просьбой, например: «поскольку сейчас заметна тенденция среди школьников грубить, резко реагировать и т.п. (в зависимости от обсуждаемой с родителями ситуации), поговорите со своим ребенком о том, чтобы он (она) поддержали своим поведением учительницу, помогли ей». При этом подходе акцент с конфликтного поведения конкретного учащегося переносится на существование такой проблемы в школах в целом, что поможет настроить родителей на конструктивное взаимодействие (вследствие отсутствия прямых упреков и обвинений в их адрес) и повысит степень возможного участия родителей в выполнении озвученной просьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...