Презентация стандартов
материал
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
_________________________ «__» ________________ г.
место заключения договора дата заключения договора
Общеобразовательное учреждение __________________________________
___________________________________________ (в дальнейшем – Школа )
полное наименование учреждения
на основании лицензии №____________, выданной______________________
__________________________________________________________________
наименование органа, выдавшего лицензию
на срок с «__» _____________ г. до «__» _____________ г., и свидетельства о государственной аккредитации № ________, выданного __________________
__________________________________________________________________
наименование органа, выдавшего свидетельство
на срок с «__» __________ г. до «__» ____________ г., в лице руководителя
_________________________________________________________________,
фамилия, имя и отчество
действующего на основании Устава, и ________________________________
__________________________________________________________________ наименование органа местного самоуправления или учредитель
в лице руководителя _______________________________________________,
фамилия, имя и отчество
действующего на основании _________________________________________
вид документа, удостоверяющего полномочия
(в дальнейшем – Муниципалитет) с одной стороны, и, с другой стороны,
__________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество и статус законного представителя
__________________________________________________________________
несовершеннолетнего - мать, отец, опекун, попечитель,
__________________________________________________________________
уполномоченный представитель органа опеки и попечительства
__________________________________________________________________
или учреждение социальной защиты, в котором находится
__________________________________________________________________
нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо
__________________________________________________________________
лица, действующего на основании доверенности,
__________________________________________________________________
выданной законным представителем
(в дальнейшем - Родители) и _________________________________________
фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего,
_____________________________________________________________________________
достигшего 14-летнего возраста
(в дальнейшем – Обучающийся) заключили в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» настоящий договор о нижеследующем:
- Предмет договора
1.1. Настоящим договором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации Обучающимся права на получение бесплатного качественного общего образования следующих ступеней: __________________________________________________________________
начального, основного и среднего (полного) общего образования
- Обязанности и права Школы
2.1. Школа обязуется обеспечить предоставление Обучающемуся бесплатного качественного общего образования следующих ступеней: __________________________________________________________________
начального, основного и среднего (полного) общего образования
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учетом запросов Родителей и Обучающегося.
2.2. Школа обязуется обеспечить реализацию Обучающемуся следующих образовательных программ Школы __________________________________________________________________
в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
2.3. Школа обязуется обеспечить проведение воспитательной работы с Обучающимся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, и разрабатываемыми Школой __________________________________________________________________
перечень документов школы, регламентирующими воспитательную деятельность школу
2.4. Школа обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности Обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
2.5. Школа обязуется обеспечить, при условии соблюдения участниками договора принятых на себя обязательств, освоение Обучающимся Образовательных программ Школы и достижения результатов, предусмотренных в Приложении 2 к настоящему договору.
2.6. Школа обязуется соблюдать санитарные и гигиенические требованиям, обязательные нормы и правила противопожарной и иной безопасности, предъявляемым к образовательному и воспитательному процессу.
2.7. Школа принимает на себя ответственность за жизнь и здоровье Обучающегося во время осуществления учебной, воспитательной и иной деятельности при нахождении Обучающегося в Школе и пришкольной территории, а также за пределами Школы и пришкольной территории, если такое пребывание осуществляется в соответствии учебной, воспитательной и иной деятельностью Школы.
2.8. Школа принимает на себя обязательства по организации питания, и медицинского обслуживания, а также при условии отдельных соглашений, обязательства по организации охраны и доставки Обучающегося в Школу и домой, по оказанию дополнительных образовательных услуг.
2.9. Школа обязуется обеспечить не разглашение сведений о личности и состоянии здоровья Обучающегося и личных данных Родителей, ставших известных Школе в соответствии с настоящим договором, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких сведений предусмотрена законодательством или необходима для сохранения жизни и здоровья Обучающегося.
2.10. Школа обязуется в доступной форме обеспечить ознакомление Родителей и Обучающегося с Учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы, а также не менее чем за 7 рабочих дней информировать Родителей о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.
2.11. Школа обязуется осуществлять текущий и промежуточный контроль за успеваемостью Обучающегося и в доступной форме информировать о его результатах Родителей и Обучающегося.
2.12. Школа обязуется на безвозмездной и возвратной основе обеспечить Обучающегося необходимыми учебниками и учебными пособиями, обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам Школы в рамках реализуемых образовательных программ
2.13. Школа вправе требовать от Обучающегося и Родителей соблюдения Устава школы, правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.
2.14. Школа вправе, в случае нарушения Обучающимся Устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность, применить к Обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и вышеуказанными актами. Школа обязана поставить в известность Родителей о намерении применить и о применении к Обучающемуся мер дисциплинарного воздействия.
- Обязанности и права муниципалитета
3.1. Муниципалитет обязуется обеспечить финансирование деятельности и содержание Школы в соответствии с установленными нормативами.
3.2. Муниципалитет обязуется обеспечить по согласованию с Родителями перевод Обучающегося, в том числе временный, в другое общеобразовательное учреждение в случае аннулирования или приостановления лицензии Школы, утраты Школой государственной аккредитации, реорганизации или ликвидации Школы или иных случаев приостановления или прекращения деятельности Школы.
3.3. Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях, если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования, в форме выбранной Родителями и Обучающимся.
3.4. Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях, если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования, на родном языке, выбранном Родителями и Обучающимся.
- Обязанности и права Родителей
4.1. Родители Обучающегося, обязаны обеспечить получение Обучающимся основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования, в том числе.
- обеспечить посещение Обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы.
- обеспечить подготовку Обучающимся домашних заданий;
- обеспечить Обучающегося за свой счет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия Обучающегося в образовательном процессе (письменно-канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т.п.) в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося.
4.2. Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение Обучающимся Устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.
4.3. Родители обязаны проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Школы и воспитывать чувство уважение к ним у Обучающегося.
4.4. Родители обязаны при поступлении Обучающегося в Школу и в процессе его обучения своевременно предоставлять необходимые документы и сведения о личности и состоянии здоровья Обучающегося и сведения о Родителях (Перечень документов и необходимой информации определен в приложением 2 к настоящему договору), а также сообщать руководителю Школы или классному руководителю об их изменении.
4.5. Родители обязаны посещать родительские собрания и, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению Обучающегося или его отношению к получению общего образования.
4.6. Родители обязаны извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия Обучающегося на занятиях.
4.7. Родители обязаны возмещать ущерб, причиненный Обучающимся имуществу Школы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. Родители вправе выбирать формы получения общего образования, в том числе семейное образование. Если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования, в форме выбранной Родителями и Обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях. Родители вправе с учетом возможностей обучающегося просит установить Обучающемуся индивидуальным учебным планам или ускоренный курс обучения
4.9. Родители вправе требовать предоставление Обучающемуся основного общего образования на родном языке. Если Школа не имеет условий для реализации программ основного общего образования на родном языке, выбранном Родителями и Обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении основного общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях.
4.10. Родители вправе защищать законные права и интересы ребенка, в том числе
- получать в доступной форме информацию об успеваемости Обучающегося;
- не позднее чем за месяц получать в доступной форме информацию о намерении Школы применить к Обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и актами Школы, а также в течении семи рабочих дней информацию о применении к Обучающемуся мер дисциплинарного воздействия, участвовать в проведении проверки в отношении Обучающегося;
- вправе быть принятым руководителем Школы и классным руководителям по вопросам Обучающегося, принимать участие в заседании педсовета, по вопросам Обучающегося.
4.10. Родители вправе принимать участие в управлении Школой, в том числе
- входить в состав органов самоуправления Школы
- вносить предложения о содержании образовательной программы Школы, о языке обучения, о режиме работы Школы и т.п.
- в доступной форме ознакомиться с Учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы,
- в доступной форме получать не менее чем за 7 рабочих дней информацию о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие
4.11. В случае ненадлежащего исполнения Школой своих обязанностей и условий настоящего договора обжаловать действия школы в установленном порядке учредителю Школы, органам, осуществляющим надзор и контроль в сфере образования и в судебном порядке, а также требовать возмещения ущерба нанесенного в результате ненадлежащего исполнения Школой своих обязанностей и условий настоящего договора.
5. Обязанности Обучающегося
(для договора с Потребителем, достигшим
14-летнего возраста)
5.1. Обучающийся обязан:
- Посещать занятия, указанные в учебном расписании.
- Выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами Школы.
- Соблюдать Устав Школы, правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Школы и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство.
- Бережно относиться к имуществу Школы.
5.2. Обучающийся имеет право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения.
5.3. Обучающийся имеет право на выбор формы получения образования.
5.4. Обучающийся имеет право в доступной форме ознакомиться с Учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы.
5.5. Обучающийся имеет право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.
5.6. Обучающийся имеет право, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений
5.7. Обучающийся имеет право получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний и критериях этой оценки.
6 . Основания изменения и расторжения договора и прочие условия
6.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия, ухудшающие положение Обучающегося по сравнению с действующим законодательством считаются недействительными.
6.2 Договор считается расторгнутым в случае исключения Обучающегося из Школы, по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством, в том числе по завершению обучения, а также в случае перевода Обучающегося в другое образовательное учреждение.
6.3. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и издания Школой приказа о зачислении Обучающегося.
6.4. Обязательства Школы, предусмотренные пунктами 2.10 и 2.11 считаются выполненными, если оны выполнены хотя бы в отношении одного из Родителей.
6.5. Договор составлен в трех (четырех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
7. Подписи и реквизиты сторон
В соответствии со ст.9 закона «Об образовании» образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и делятся на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные.
Кроме того, к общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, которым соответствуют три ступени общего образования.
В «Законе об образовании» (п.2 ст.5) государство гарантирует реализацию определенных основных образовательных программ за счет государственного (федерального и (или) субъекта федерации) бюджета.
Осуществление данного подхода:
Основные образовательные программы общего образования являются главными нормативными документами, конкретизирующими требования государственного образовательного стандарта, регламентирующими содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса. Они включают программы начального образования, основного образования и полного среднего образования.
Основные образовательные программы общего образования являются обязательными программами, на основе которых разрабатывается образовательная программа образовательного учреждения.
Основная общеобразовательная программа должна быть направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников).
Основные образовательные программы определяют соотношение учебного времени на изучение образовательных областей и соотношение инвариантной и вариативной части программы.
Основная образовательная программа для каждой ступени школьного образования нормирует:
- Цели образования;
- Пути реализации целей образования, в том числе:
- Учебный план;
- Состав учебных программ;
- Требования к содержанию учебных программ;
- Требования к организации учебного процесса;
- Требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений учащихся;
- Требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- Требования к системе мер по обеспечению здоровья учащихся;
Возможно также включение:
- Запретов на меры, нарушающие права детей на качественное образование;
- Способов контроля за реализацией основной образовательной программы.
Основные образовательные программы носят инвариантный характер для всех учреждений, реализующих программы общего образования, они являются обязательными для этих учреждений независимо от их вида, организационно-правовой формы и места расположения.
Основные образовательные программы разрабатываются и утверждаются федеральными органами управления образованием.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения конкретизирует основные образовательные программы применительно к особенностям вида учреждения общего образования, состава учащихся, места расположения образовательного учреждения, педагогических возможностей образовательного учреждения.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения принимается педагогическим советом и утверждается управляющим советом и учредителем образовательного учреждения.
Образовательное учреждение несет ответственность за выполнение своей образовательной программы перед родителями учащихся и учредителем.
Образовательное учреждение обязано ежегодно публиковать отчет о выполнении образовательной программы школы.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения не может ограничивать права учащихся на получение доступного качественного образования.
Образовательная программа общеобразовательного учреждения должна гарантировать возможность достижения результатов образования, планируемых основными образовательными программами.
Образовательная программа школы должна учитывать пожелания родителей учащихся в части достижения результатов образования, обеспечивающих реальную возможность его продолжения на следующей ступени и способствующих более высокому уровню социализации обучающихся.
- Поправки к закону об образовании в статье «Стандарты»
- Место базисного плана в комплекте документов по стандартам
- Учебный план или образовательный план?
- Варианты базисного плана I-й ступени
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ | |||||
Начальное общее образование | |||||
Вариант № 1 | |||||
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Художественный труд | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Региональный компонент (6-дн. н.) | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Предельно допустимая (6-дн. н.) | 22 | 25 | 25 | 25 | 97 |
Региональный компонент (5-дн. н.) | |||||
Предельно допустимая (5-дн. н.) | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Внеучебная работа | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Всего к оплате (5-дн. н.) | 30 | 32 | 32 | 32 | 126 |
Всего к оплате (6-дн. н.) | 32 | 35 | 35 | 35 | 137 |
Внеучебная работа | |||||
Направление образовательно-воспитательной деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего |
Спортивно-оздоровительное | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Художественно-эстетическое | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Образовательное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Патриотическое | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Общественно-полезное | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Проектная деятельность | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ | |||||
Начальное общее образование | |||||
Вариант № 2 | |||||
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Иностранный язык |
| 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
ИЗО | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Региональный компонент (6-дн. н.) | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Предельно допустимая (6-дн. н.) | 22 | 25 | 25 | 25 | 97 |
Региональный компонент (5-дн. н.) | |||||
Предельно допустимая (5-дн. н.) | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Внеучебная работа | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Всего к оплате (5-дне. н.) | 30 | 32 | 32 | 32 | 126 |
Всего к оплате (6-дн. н.) | 32 | 35 | 35 | 35 | 137 |
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ | |||||||
Начальное общее образование | |||||||
Вариант № 3 | |||||||
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
Русский язык | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 32 |
Литературное чтение, литература | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 24 |
Иностранный язык |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 24 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 |
|
| 8 |
Естествознание |
|
|
|
| 3 | 3 | 6 |
Обществознание |
|
|
|
| 3 | 3 | 6 |
Искусство (Музыка, ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 |
Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 26 | 26 | 138 |
Региональный компонент (6-дн. н.) | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 19 |
Предельно допустимая (6-дн. н.) | 22 | 25 | 25 | 25 | 30 | 20 | 157 |
Региональный компонент (5-дн. н.) |
|
|
|
| 2 | 2 | 4 |
Предельно допустимая (5-дн.й н.) | 20 | 22 | 22 | 22 | 28 | 28 | 142 |
Внеучебная работа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Всего к оплате (5-дн. н.) | 25 | 27 | 27 | 27 | 33 | 33 | 172 |
Всего к оплате (6-дн. н.) | 27 | 30 | 30 | 30 | 35 | 35 | 187 |
Тема: Портрет будущего выпускника — гражданина России
Миссия стандарта - государственная норма, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст.43 Конституции РФ), т.е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.
В системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы образования на данном уровне (основное общее образование). Представления об этой совокупности будут изложены в следующих разделах концепции.
На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Стандарты второго поколения. Иностранный язык"
Презентация является сопровождением к выступления на МО учителей иностранного языка "Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход. Иностранный...
Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"
В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...
Презентация к проектной работе "Нестандартный урок в контексте нового стандарта"
В данной презентации в тезщисной форме дается краткое определение нестандартного урока, его виды...
Презентация к проекту "Профессиональный стандарт педагога".
В данном проекте рассматриваются профессиональные компетенции и личностные качества, которыми должен обладать каждый педагог...
Презентация "Новые стандарты образования"
Для учителей всех категорий....
презентация "Стандарт переплёта. ГОСТ"
Первый урок по теме "Стандартный переплёт. ГОСТ" в 8 классе (2 четверть). Что такое ГОСТ, сколько стандартных обложек, переплётов, какие требования предъявляются к стандартам, по к...
Презентация "Стандарты ЕСКД. Основная надпись"
форматы, основная надпись, рамка...